Тренинг для педагогов Профилактика синдрома профессионального выгорания

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг для педагогов:


"Профилактика Синдрома профессионального выгорания"

Цель: определить симптомы и причины эмоционального сгорания педагога и возможность предотвращения или снятия эмоционального напряжения. Освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения.

Ход тренинга:

1.Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча сегодня посвящена синдрому профессионального выгорания. Мы попытаемся понять, что же такое "синдром профессионального выгорания" и как мы можем себе помочь, если таковой обнаружится у нас с вами.

Но для начала предлагаю небольшую игру-разминку.

Упражнение «Мое имя»

Предлагаю каждому назвать свое имя и прилагательное, которое начинается на первую букву вашего имени и может вас характеризовать, например, Лариса-лояльная, Галина - гостеприимная. (усложнено - каждая буква имени)

Теоретическая часть

Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.

Мини-лекция "Представление о профессиональном выгорании".

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Стадии СПВ

Первая стадия:

Начинается приглушение эмоций: специалист как бы замечает: вроде все пока нормально, но:скучно и пусто на душе;

Исчезают положительные эмоции;

Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:

Возникают недоразумения с учащимися, коллегами;

Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег или учащихся, вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Третья стадия:

Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к жизни и меру "уплощается", человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Три аспекта профессионального выгорания:

Снижение самооценки. Как следствие такие "сгоревшие" работники чувствуют беспомощность и апатию;

Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами.

Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.

Самочувствие педагога может быть тем лучше, чем больше времени он ежедневно выделяет для восстановления жизненных сил: физических, нервно-психических, духовных.

Вот некоторые советы, которые вам помогут справляться с этой проблемой:

  1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

  2. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

  3. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

  4. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

  5. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

  6. В выходной позвольте себе подольше поспать.

  7. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.

  8. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

А как вы справляетесь с выгоранием? (участники по кругу высказываются)

Практическая часть

1. Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона - некоторую закрытость или нежелание работать.

2. Упражнение "Карусель общения"

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

"Я люблю…", "Меня радует…", "Мне грустно когда…", "Я сержусь, когда… ", "Я горжусь собой, когда… «мне больно…» ,»Некоторые люди думают, что…», «Думаю, что когда…», «Месяц май - …»

3.Упражнение « Работа с пластилином»

Звучит музыка

Инструкция: « Сегодня мы будем выполнять необычное упражнение. Мы поработаем с пластилином. Это поможет нам проанализировать свои ощущения, чувства, поможет выходу негативных эмоций, то есть чувства и эмоции мы передадим пластилину за счет выполнения определенных действий. Закройте глаза. Пальцы станут более чувствительными к пластилину. Но если вдруг откроете глаза, не тревожьтесь, просто закройте их снова. Разминайте пластилин пальцами, ладонью, тыльной поверхностью кистей. Посидите немного, положив руки на кусок пластилина. Сделайте два глубоких вдоха. Ощутите кусок пластилина таким, какой он есть : « подружитесь» с ним. Ощущайте его. Он гладкий? Теплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Он легкий? Тяжелый? Отщипните кусочек .Делайте это сначала медленно, а потом быстрее. Отщипните большие и малые кусочки. Сожмите пластилин. Теперь разгладьте его. Разгладив, ощупайте места, которые разгладили. Слепите шар и проткните его. Теперь попробуйте сделать это другой рукой. Ударяйте по пластилину. Шлепайте по нему, ощупывайте гладкие места, которые образовались после похлопывания. Еще раз потрогайте весь кусок. Работа с пластилином подошла к концу. Можно открыть глаза».

Ответьте для себя:

- Что больше всего понравилось делать с пластилином? ( Ощущать кусок пластилина в руках, отщипывать, сминать, протыкать ее, пошлепывать по ней, поглаживать)

- О чем вы думали, когда работали с пластилином?

4.Упражнение « Руки».

Звучит музыка

Инструкция: «Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки. Закройте глаза. Представьте себе, что энергия усталости « вытекает» из вас в землю. Вот она струится от головы к плечам, перетекает к предплечьям и достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз. Вы физически ощущаете теплый поток, скользящий по вашим рукам. Просидите так минуты полторы-две, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь и походите по залу.

5.Упражнение « Самохвальство».

Инструкция: « Составьте список хороших дел, которые вы сегодня совершили ( то, что не удалось осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты. Например, вовремя встала, приготовила завтрак для всей семьи, вовремя пришла на работу, выполнила..., завершила работу над...,вымыла посуду и т.д.

Проанализируйте трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сделали за день.

После выполнения упражнения ведущий подводит итог: « Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других совершаете».

В завершение нашего занятия хочу прочитать вам притчу.

Притча о женской красоте

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу.
Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери.
- Старшая - красавица, а младшая - не очень.
Один из моряков сказал своему другу:
- Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
- Да, ты прав, старшая дочь вождя - красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.
- Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
- Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень.
- Это моё решение, и я это сделаю.
Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься.
Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами.
Хорошая невеста стоила десять коров.
Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.
- Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!
- Это хороший выбор. Моя старшая дочь - красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
- Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
- Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.
- Я хочу жениться именно на ней.
- Хорошо, но, как честный человек, я не могу взять десять коров, она того не стоит.
Я возьму за неё три коровы, не больше.
- Нет, я хочу заплатить именно десять коров.
Они поженились.
Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь.
Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.
- Как живёшь?
- Я счастлив.
Тут входит та самая красивая женщина.
- Вот, познакомься. Это моя жена.
- Как? Ты что, женился ещё раз?
- Нет, это всё та же женщина.
- Но как это произошло, что она так изменилась?
- А ты спроси у неё сам.
Подошёл друг к женщине и спрашивает:
- Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?
- Просто однажды я поняла, что стою десяти коров.

Желаю вам, уважаемые коллеги, чтобы вы всегда помнили, что стоите многого.

Берегите себя!

© 2010-2022