Занятие-развлечение по чувашскому языку В гостях у бабушки Надюш

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад «Алёнушка» города Ядрин

Чувашской Республики



Занятие-развлечение по чувашскому языку для старшей группы.

Тема: В гостях у бабушки Надюш



Подготовил: воспитатель

Ильина Оксана Михайловна





Ядрин - 2015

Ход занятия -развлечения

Дети в чувашских костюмах со своим воспитателем заходят в музыкальный зал.

Воспитатель: - Кḝме юрать-и?

Асанне: - Кḝрḝр, кḝрḝр.

В: - Ырӑ кун пултӑр, асанне!

А: - Ырӑ кун пултӑр Оксана Михайловна, ырӑ кун пултӑр ачасем!

В: - У нас сегодня бабушка в детском саду день чувашского языка. Мы сегодня много узнали о Чувашии, играли в чувашские игры. И вот к тебе в гости пришли. Может и ты нам что-то интересного расскажешь.

А: - Хорошо вы сделали, что пришли ко мне, конечно расскажу. Ларӑр тархасшӑн пукансем ҫине. Садитесь поудобнее. Давно у меня таких гостей не было. Какие вы все красивые и нарядные. Сначала давайте мы с вами побеседуем. Эпḝ асанне, эпḝ Надюш ятлӑ. Живу я тут давно, живу я не одна, со мной живут …, угадайте кто?

В: - Ку мḝн?- ку йытӑ. Йытӑ Кампур ятлӑ. Ку кушак . Кушак Мӑрик ятлӑ.

А: - Мӑрик и Кампур сторожат мой волшебный сундук. Сегодня я вам открою тайну этого сундука. Тут у меня хранятся интересные старинные вещи: чувашские песни, сказки, рассказы, игры, пословицы и поговорки.

В: - Все мы свами родились и живём в Чувашии. Чувашия - это наша Родина. И живут в ней прекрасные люди, трудолюбивые и красивые со своими обычаями и традициями. Издавна Чуваши славились напевными и мелодичными песнями. Они спокойные и задорные, грустные и весёлые, быстрые и протяжные.

А: - Когда я была ещё совсем молодой, я любила петь своим детям вот эту песню (воспитатель вместе с бабушкой поёт песню «Ҫывӑр аптраман тавраш»), (асанне достаёт из сундука фотографии). А теперь мои дети стали взрослые, живут в большом городе Чебоксары.

В: - Чӑвашла ку хула Шупашкар ятлӑ. Ку вӑл тḝп хула. Поняли, что я сказала?

Дети: - Да.

А: - Дети приезжают только в гости. Иногда я по ним сильно скучаю, достаю эти фотографии, и пою песню, как и раньше. А вы дети знаете чувашские песни? А мне споёте какую-нибудь?

Песня в исполнении детей 5 группы (Тух-ха,Ванюк)

А: - Чувашский народ очень любит трудиться. Раньше говорили: « Чуваш одной ногой стоит в люльке, а другой - в борозде». Что это значит? Это значит, что дети рано начали работать, помогать взрослым и дома, и в поле.

Дети вспоминают чувашские поговорки о труде.

В: - А кто знает, как они звучат на чувашском языке? (ответы детей)

А: - Чуваши по приметам умели определять погоду, какая будет погода сегодня, завтра, даже какое лето или зима нынче ожидается.

В: - Мы тоже знаем приметы, да ребята?

Дети рассказывают приметы

А: - Маттур, ачасем. Долгими зимними вечерами чувашские девушки любили вышивать. Часто они собирались в одной избе, вышивали полотенца, рубашки, платья. Я вам расскажу рассказ небольшой, который называется «Солнце на белом холсте».

Чтение рассказа, показ изделий с чувашскими вышивками.

В: - Обратите внимание, какие необычные узоры вышивали чувашские женщины и девушки. Вроде бы все они одинаковые, но нет. Открою вам небольшой секрет: по этим вышивкам можно читать как по книге, даже сказки рассказывать. Часто своими вышивками девушки рассказывали о своей любви, о том, как прекрасен мир. А вы заметили, какой основной цвет на этих вышивках?

Дети отвечают красный, белый, чёрный.

В: - По- чувашски: хḝрлḝ, шурӑ, хура. А знаете, что означает каждый цвет? Белый - добро, чёрный - землю, красный - любовь. И элементы на узорах разные. Кто мне скажет, что означает этот элемент? (дом, животное,птица, солнце,след, зёрнышко, колос)

А: - А хотите я вам расскажу сказку по этому узору? (Из-за леса взошло солнышко. Оно светило ярко, осветило всё вокруг, жизнь стала прекрасна.

В: - А мы умеем рисовать элементы чувашских узоров и уже нарисовали узоры. А ты, бабушка, спрячешь наши картинки в сундук на добрую память о нас?

А: - Хорошо, как красиво у вас получилось. Мḝнле хитре.

В: - Дети, кто хочет рассказать сказку по нашим рисункам?

Дети рассказывают

А: - Лайӑх юмах. Тавтапуҫ, ачасем.

В: - А ещё чувашский народ после работы любил повеселиться: песни петь и танцевать, играть в разные народные игры. Может порадуете бабушку Надюш танцем?

Дети 8-ой группы танцуют чувашский танец.

А: - Маттурсем, молодцы. А на самом дне сундука у меня хранятся загадки.

(воспитатель загадывает загадки, взяв книгу из сундука, отгадки говорят на чувашском языке)

В: - А теперь, поиграем в игру «Какое число пропустила?» (Миҫемḝш число ҫук?)

- «Колечко» (Ҫḝрḝлле)

Песня «Автобус» ( исполняет 6 группа на чувашском языке)

А: - Маттурсем. И петь и играть в чувашские игры умеете.

А: - Тут у меня есть волшебные маленькие зеркальца, они нам помогут правильно выговаривать чувашские слова.

(Дети смотрят в зеркало и говорят: пÿлḝм, кайӑк, йытӑ,ḝне ….)

А: - Порадовали вы меня сегодня. Пришло время и вас порадовать вкусным угощеньем и попрощаться с вами. Сывӑ пулӑр!

Дети: Сывӑ пул, асанне!

© 2010-2022