- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Занятие-развлечение по чувашскому языку В гостях у бабушки Надюш
Занятие-развлечение по чувашскому языку В гостях у бабушки Надюш
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильина О.М. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад «Алёнушка» города Ядрин
Чувашской Республики
Занятие-развлечение по чувашскому языку для старшей группы.
Тема: В гостях у бабушки Надюш
Подготовил: воспитатель
Ильина Оксана Михайловна
Ядрин - 2015
Ход занятия -развлечения
Дети в чувашских костюмах со своим воспитателем заходят в музыкальный зал.
Воспитатель: - Кḝме юрать-и?
Асанне: - Кḝрḝр, кḝрḝр.
В: - Ырӑ кун пултӑр, асанне!
А: - Ырӑ кун пултӑр Оксана Михайловна, ырӑ кун пултӑр ачасем!
В: - У нас сегодня бабушка в детском саду день чувашского языка. Мы сегодня много узнали о Чувашии, играли в чувашские игры. И вот к тебе в гости пришли. Может и ты нам что-то интересного расскажешь.
А: - Хорошо вы сделали, что пришли ко мне, конечно расскажу. Ларӑр тархасшӑн пукансем ҫине. Садитесь поудобнее. Давно у меня таких гостей не было. Какие вы все красивые и нарядные. Сначала давайте мы с вами побеседуем. Эпḝ асанне, эпḝ Надюш ятлӑ. Живу я тут давно, живу я не одна, со мной живут …, угадайте кто?
В: - Ку мḝн?- ку йытӑ. Йытӑ Кампур ятлӑ. Ку кушак . Кушак Мӑрик ятлӑ.
А: - Мӑрик и Кампур сторожат мой волшебный сундук. Сегодня я вам открою тайну этого сундука. Тут у меня хранятся интересные старинные вещи: чувашские песни, сказки, рассказы, игры, пословицы и поговорки.
В: - Все мы свами родились и живём в Чувашии. Чувашия - это наша Родина. И живут в ней прекрасные люди, трудолюбивые и красивые со своими обычаями и традициями. Издавна Чуваши славились напевными и мелодичными песнями. Они спокойные и задорные, грустные и весёлые, быстрые и протяжные.
А: - Когда я была ещё совсем молодой, я любила петь своим детям вот эту песню (воспитатель вместе с бабушкой поёт песню «Ҫывӑр аптраман тавраш»), (асанне достаёт из сундука фотографии). А теперь мои дети стали взрослые, живут в большом городе Чебоксары.
В: - Чӑвашла ку хула Шупашкар ятлӑ. Ку вӑл тḝп хула. Поняли, что я сказала?
Дети: - Да.
А: - Дети приезжают только в гости. Иногда я по ним сильно скучаю, достаю эти фотографии, и пою песню, как и раньше. А вы дети знаете чувашские песни? А мне споёте какую-нибудь?
Песня в исполнении детей 5 группы (Тух-ха,Ванюк)
А: - Чувашский народ очень любит трудиться. Раньше говорили: « Чуваш одной ногой стоит в люльке, а другой - в борозде». Что это значит? Это значит, что дети рано начали работать, помогать взрослым и дома, и в поле.
Дети вспоминают чувашские поговорки о труде.
В: - А кто знает, как они звучат на чувашском языке? (ответы детей)
А: - Чуваши по приметам умели определять погоду, какая будет погода сегодня, завтра, даже какое лето или зима нынче ожидается.
В: - Мы тоже знаем приметы, да ребята?
Дети рассказывают приметы
А: - Маттур, ачасем. Долгими зимними вечерами чувашские девушки любили вышивать. Часто они собирались в одной избе, вышивали полотенца, рубашки, платья. Я вам расскажу рассказ небольшой, который называется «Солнце на белом холсте».
Чтение рассказа, показ изделий с чувашскими вышивками.
В: - Обратите внимание, какие необычные узоры вышивали чувашские женщины и девушки. Вроде бы все они одинаковые, но нет. Открою вам небольшой секрет: по этим вышивкам можно читать как по книге, даже сказки рассказывать. Часто своими вышивками девушки рассказывали о своей любви, о том, как прекрасен мир. А вы заметили, какой основной цвет на этих вышивках?
Дети отвечают красный, белый, чёрный.
В: - По- чувашски: хḝрлḝ, шурӑ, хура. А знаете, что означает каждый цвет? Белый - добро, чёрный - землю, красный - любовь. И элементы на узорах разные. Кто мне скажет, что означает этот элемент? (дом, животное,птица, солнце,след, зёрнышко, колос)
А: - А хотите я вам расскажу сказку по этому узору? (Из-за леса взошло солнышко. Оно светило ярко, осветило всё вокруг, жизнь стала прекрасна.
В: - А мы умеем рисовать элементы чувашских узоров и уже нарисовали узоры. А ты, бабушка, спрячешь наши картинки в сундук на добрую память о нас?
А: - Хорошо, как красиво у вас получилось. Мḝнле хитре.
В: - Дети, кто хочет рассказать сказку по нашим рисункам?
Дети рассказывают
А: - Лайӑх юмах. Тавтапуҫ, ачасем.
В: - А ещё чувашский народ после работы любил повеселиться: песни петь и танцевать, играть в разные народные игры. Может порадуете бабушку Надюш танцем?
Дети 8-ой группы танцуют чувашский танец.
А: - Маттурсем, молодцы. А на самом дне сундука у меня хранятся загадки.
(воспитатель загадывает загадки, взяв книгу из сундука, отгадки говорят на чувашском языке)
В: - А теперь, поиграем в игру «Какое число пропустила?» (Миҫемḝш число ҫук?)
- «Колечко» (Ҫḝрḝлле)
Песня «Автобус» ( исполняет 6 группа на чувашском языке)
А: - Маттурсем. И петь и играть в чувашские игры умеете.
А: - Тут у меня есть волшебные маленькие зеркальца, они нам помогут правильно выговаривать чувашские слова.
(Дети смотрят в зеркало и говорят: пÿлḝм, кайӑк, йытӑ,ḝне ….)
А: - Порадовали вы меня сегодня. Пришло время и вас порадовать вкусным угощеньем и попрощаться с вами. Сывӑ пулӑр!
Дети: Сывӑ пул, асанне!