• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Самоанализ мастер-класса на тему «Использование математических игр в процессе развития приёмов мыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР» (Занятие в Лекотеке)

Самоанализ мастер-класса на тему «Использование математических игр в процессе развития приёмов мыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР» (Занятие в Лекотеке)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»










Самоанализ

мастер-класса на тему

«Использование математических игр

в процессе развития приёмов мыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР»

(Занятие в Лекотеке)








учитель-дефектолог ВКК

Давыдова Ирина Васильевна


Март 2016 г.

Цель: развитие мыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР через

игры с математическим содержанием.

Задачи:

  1. Образовательные: закрепить количественный счёт в прямом порядке до 10, порядковый счёт в пределах 5; навык соотнесения количества, числа и цифры, знание цифр в пределах 5, умение восстанавливать определенный отрезок цифрового ряда (цифровой ряд до 5); добавлять количество предметов до заданного числа (состав числа 5); сравнивать предметные множества (одинаково, поровну, столько же); понятие «пара»; временные представления: время года (весна, весенние месяцы); пространственные отношения (право-лево, верх-низ, за-перед, под-над, посередине-в центре-между), знание геометрических фигур, умение соотносить их с формой предметов.

  2. Коррекционно-развивающие: развивать познавательный интерес, интерес к математическим играм; развивать основные мыслительные операции: умение анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, делать простейшие выводы, умозаключения; развивать внимание, память, пространственную ориентировку, моторику, речевую функцию.

  3. Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к учебным занятиям (учебную мотивацию).

Оборудование: дидактический коврик - настенное панно (все мелкие детали: птичка, овощи, подсолнухи, грибы, кувшинки и т.д. съемные - на пуговицах, липучках), набор картинок с изображением предметов разного цвета, сенсорная дорожка - мат (на одной стороне цифры, на другой - геометрические фигуры; 5 круглых таблеток с цифрами на одной стороне и геометрическими фигурами на другой), логический квадрат, стрелка на подставке, модули игры - головоломки «Танграмм», игровой модуль «Математическая черепаха», игрушки: мяч, кубик, пирамидка.

Занятие в Лекотеке с воспитанником подготовительного класса с ЗПР.

Форма проведения занятия - игровая. Известно, что недостаточная познавательная активность, недоразвитие познавательной деятельности в целом характерно для детей с ЗПР. Интерес к окружающему миру, к процессу познания слабый, поверхностный, фрагментарный. В связи с этим старалась активизировать познавательный интерес, как средство развития мотивационного компонента деятельности, за счёт использования игровых и занимательных моментов. Обучая ребёнка в процессе игры, всегда стремлюсь к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

Использование стихотворной формы, как обязательного элемента инструкций к заданиям большинства игр, поддерживало игровую мотивацию и стимулировало познавательную активность ребёнка.

Характер игровых заданий: коррекционно-развивающий. Т.е. все учебные умения и навыки, а именно математические представления закреплялись и отрабатывались на основе развития и совершенствования у ребёнка приёмов мыслительной деятельности, развития ВПФ: восприятия, внимания, памяти (коррекционный компонент).

Успешность обучения зависит от эмоционального благополучия (комфорта) ребёнка, от правильной организации совместной деятельности ребёнка и взрослого. Поэтому старалась вовлечь и включить ребёнка в такую работу с первых же минут занятия. Организационный момент, который использовался, направлен на создание положительных эмоций, которые в свою очередь способствуют формированию желания учиться, т.е. учебной мотивации, что очень ценно и важно для дальнейшего обучения.

Следующий этап: целеполагание и планирование деятельности. Цель занятия определена элементарным, но те не менее проблемно-поисковым способом (что нужно сделать, чтобы восстановить целостность картины) и доведена в занимательной стихотворной форме. Ребёнок познакомился с планом работы, посчитав количество игр, которые были обозначены перепутанными фрагментами общей картины. Считаю, что такая игровая форма этого важного этапа не только пробуждает интерес к предстоящей деятельности, но и способствует формированию познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Коррекционную направленность начала занятия обеспечила своеобразная гимнастика для ума - математическая разминка «Весёлый счёт». Два игровых задания в её составе: «Считай и выполняй» (на закрепление количественного счёта через один) и «Считай, не ошибись» (на закрепление порядкового счёта) позволили активизировать произвольное внимание и те мыслительные процессы ребёнка, которые были ему необходимы для успешного восприятия и усвоения дальнейшего материала. Дидактическая ценность данных игр заключается и в том, что они максимально нацелены на предупреждение развития механических навыков, в частности навыков механического счёта. Выполняя такие задания, ребёнок осознанно усваивает порядок следования чисел натурального ряда, упражняется в правильном использовании как количественных, так и порядковых числительных.

Говорят: «Математика приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности. В подтверждение этого математические игры основной части занятия несли не только основную образовательную (учебную) нагрузку, т.е. закрепляли знания о цифрах и геометрических фигурах, пространственно-временные отношения и т.д., но обладали выраженным развивающим эффектом, в них заложены огромные возможности для развития следующих видов логического мышления:

алгоритмического: реализация единой игровой сюжетной линии занятия на основе определённого алгоритма, а также следующие игры «Разноцветные круги», «Расставь цифры по порядку»;

аналитико-синтетического: игры «Обозначь цифрой количество овощей», «Загадочный квадрат», «Сравни количество подсолнухов и помидоров», «Назови не жёлтые по цвету цифры, не красные» (находить искомое путем исключения указанных признаков), «Команды для цифр», «Какая фигура лишняя?», «Домик для геометрических фигур», «Определи форму предметов», «Математическая черепаха», которая включала следующие игровые задания: «Исправь ошибку», «Дополни до 5», «Зашифрованные слова»;

комбинаторного в процессе игрового задания «Загадочный квадрат», когда на вопросы предполагалось дать ответы разными способами, комбинациями.

Таким образом, в течение занятия у ребёнка происходила обработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех его анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных), в результате чего сенсорный опыт в области математических представлений развивается и совершенствуется.

Обучение проводилось на основе активных способов познания, продуктивной обработке информации, а именно использовался деятельностный подход, наглядно-действенная и предметно-практическая деятельность, что способствует развитию мыслительной деятельности и более осознанному и прочному усвоению математических знаний и представлений, и является обязательным условием обучения детей с ЗПР.

В связи с тем, что отработка умений и навыков идёт сначала на наглядной основе и постепенно осуществляется переход от «внешних» (практических) действий к умственным, то игра «Определи форму предметов» выполнялась на разных уровнях сложности, т.е. отработка умения соотносить геометрические фигуры с формой предметов проводилась в двух вариантах: сначала с опорой на предметы, а затем задание выполнялось уже в умственном плане, без использования готовых наглядных опор.

В процесс развития мыслительной деятельности органично вплетена работа по развитию речи, которая пронизывала весь ход занятия: лексико-грамматическая работа (предложно-падежное управление, согласование существительных с числительными: одна игра, одно яблоко, один цветок, пять помидоров), развитие навыков связной речи, контроль за правильным произношением поставленных звуков.

Неоднократно в течение занятия в стихотворной форме подчёркивалась практическая значимость обучения, т.е. зачем нужны эти знания, как их можно применить в жизни? (Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать, надо, прежде всего, математику знать! Давай-ка учиться считать! Запомни: без точного счёта не сдвинется с места любая работа! Если хочешь много знать, многого добиться - обязательно читать должен научиться!)

В ходе занятия были реализованы межпредметные связи: связь со всеми разделами адаптированной программы для детей с ЗПР: развитие речи и ознакомление с окружающим, обучение грамоте; прослеживалась воспитательная направленность.

При подведении итогов занятия определили его результативность. Использовались приёмы рефлексии для дошкольников: самооценка деятельности по её результатам с помощью жестов и движений.

В заключительном «аккорде» занятия прозвучала индивидуальная положительная оценка (внимателен, послушен и старателен) и позитивный настрой на дальнейшее обучение.

Считаю, что задачи занятия полностью реализованы, цель достигнута. Ребёнок заинтересован, активен. Адекватность ответов свидетельствует о хорошем усвоении материала. На основе собственного сенсорного опыта владеет количественным и порядковым счётом; соотносит количество предметов, число и цифру; знает цифры в пределах 5, умеет восстанавливать определенный отрезок цифрового ряда (цифровой ряд до 5); дополнять количество предметов до заданного; сравнивать предметные множества (одинаково, поровну, столько же); различает геометрические фигуры, соотносит их с формой предметов; развиваются пространственно- временные отношения.

У ребёнка постепенно формируются и универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные, в частности: умение действовать в соответствии с учебной инструкции, умение анализировать, обобщать, сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, первоначальные навыки самостоятельной работы, навыки самоконтроля и т.д.

В процессе такой целенаправленной работы по развитию мыслительной деятельности через математические игры, по сравнению с началом учебного года, ребёнок существенно изменил способы ориентировки в окружающем мире, у него прослеживается более обобщённое восприятие окружающей действительности, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей и способствует успешной подготовки ребёнка к дальнейшему школьному обучению.

Таким образом, дошкольный возраст - это важный период, когда закладываются основы математического мышления и математическое развитие играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта детей с ЗПР. В настоящее время, в эпоху компьютерной грамотности, известное выражение «не каждый будет математиком» безнадежно устарело. Подобные математические игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С их помощью дети с ЗПР успешно овладевают основами математики и информатики.




© 2010-2022