Консультация Методы и приемы актерской игры в ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация на тему: «Методы и приемы актерской игры в ДОУ»

Кислова Альдона Михайловна, воспитатель

Дошкольный возраст - это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Периодом наиболее интенсивного развития считается именно дошкольный возраст. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, лёгкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

В дошкольном возрасте у детей большое значение приобретает отношения со сверстниками, которые прямо и непосредственно зависят от опыта общения со взрослыми. Взрослый - это помощник ребёнка в его саморазвитии, это его мудрая опора, и поэтому, общение с ним должно осуществляться как сотрудничество. Это сотрудничество, по мнению С. Ткачёва, должно строиться на уважении в ребёнке Человека со всем хорошим и плохим, что в нём есть.

Общение ребёнка с окружающими людьми происходит в различных видах деятельности. Непосредственное проявление эмпатийной способности ребёнка получают в игре, как в ведущем виде деятельности. Значит, именно игра является в дошкольном возрасте эффективным средством формирования нравственных качеств ребёнка, воспитания гуманного отношения к сверстникам. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в творческих играх. Существуют различные виды творческих игр, и одним из них является режиссёрская игра. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Режиссёрская игра - это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, её особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссёрская игра индивидуальная и для этих целей не могла быть использована. Видимо этим, можно объяснить невнимание учёных к этому виду игр.

Конечно, каждого ребёнка надо привлекать к коллективным играм , дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в ДОУ не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребёнка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребёнок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссёра и говоря поочерёдно за всех действующих лиц. Это и есть режиссёрская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребёнка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.

Теперь, когда наука повернулась к личностно - ориентированной модели воспитания, учёные обратились к режиссёрской игре. Известны лишь немногие учёные, исследователи режиссёрской игры - Е.М. Гаспарова, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и другие. Всё дело, видимо, в том, что режиссёрскую игру трудно увидеть со стороны:

- во-первых, она практически всегда индивидуальна;

- во-вторых, ребёнок очень старается сохранить её для себя, и вмешательство взрослого часто ведёт к ому, что игра прерывается;

- в-третьих, играть в неё ребёнок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.

Всё это и увело внимание педагогов от режиссёрской игры, и долгое время она не только не развивалась, но и не приветствовалась, как любая индивидуальная деятельность.

Режиссёрская игра имеет важное значение для психического развития ребёнка дошкольного возраста. В этой игре - одновременное выполнение разных ролей - от ребёнка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребёнка.

По мнению Е.Е. Кравцовой, режиссёрская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развивается образно- ролевая, сюжетно- ролевая и другие виды игр, но и она (режиссёрская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребёнка.

Режиссёрская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссёра фильма или спектакля.

- Во-первых, ребёнок в этой игре сам, один создаёт сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного - двух предложений. Но они принадлежат самому ребёнку - его воле, его желанию, его замыслу.

- Второе, что делает ребёнок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссёром, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребёнок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребёнку наделять игрушку ролью вне зависимости от её образного решения. Так, в игре кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани - волком и т.д.

- Третье сходство с режиссёрской работой заключается в том, что ребёнок придумывает и мизансцены, то есть представляет в пространстве кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене».

- Четвёртый момент, это то, что ребёнок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

Режиссёрская игра предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребёнок исполняем все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребёнок всё время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссёрская игра дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребёнка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребёнка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми.

Режиссёрская игра в дошкольном возрасте иногда может быть и коллективной. Правда, участников в ней не много - не более двух- трёх. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множества ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности. Если дети из одной семьи имеют нормальные отношения, то у них можно наблюдать такую игру. Они вместе придумывают и ставят домашние спектакли и «капустники».

Режиссёрская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребёнка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребёнка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встаёт на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растёт умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребёнком открывается не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Итак, режиссёрская игра - одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребёнка-дошкольника - как зеркало отражает опыт общения ребёнка в реальной жизни.






Литература

  1. Антонова Т.В. Как помочь ребёнку войти в современный мир?-М.,1995

  2. Воронова В.Я. Творческие игры дошкольников.-М.,2000

  3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника.М.,2001

  4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М., Издательский центр «Академия», 2001











© 2010-2022