- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект ООД в старшей группе «Осень и её краски»
Конспект ООД в старшей группе «Осень и её краски»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Позднякова И.С. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект ООД в старшей группе «Осень и её краски»
Тема: «Осень и её краски»
Приоритетные образовательные области:
"Речевое развитие», «познавательное развитие», «художественно - эстетическое развитие.
Цель: Систематизировать знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.
Задачи ООД:
1. Развивающие:
Развивать речь детей.
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Осень»
- обогащать словарный запас.
- тренировать память, внимание.
- учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки осени,
подбирать точно слова для обозначения явления.
2. Воспитательные:
Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие,
- Воспитывать любовь к Русской природе
- Учиться замечать красоту.
3. Обучающие:
Способствовать закреплению знаний об осени, вспомнить ее признаки;
- учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя,
- учить пользоваться восклицательной интонацией.
Предполагаемые результаты:
Дети должны знать и называть соответствующее время года,
Знать и называть названия осенних месяцев,
Уметь пересказывать текст без помощи и вопросов воспитателя,
Виды деятельности:
Коммуникативная, Чтение (восприятие) художественной литературы,
Формы организации совместной деятельности
- Целевая прогулка
- Наблюдение
- Обследование
Предварительная работа:
Чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева,
Экскурсии,
Наблюдения.
Оборудование к ООД
Демонстрационный:
Картины с изображением «Осени»,
Активизация словаря:
Лукошко, ранняя осень, поздняя осень, впрок, хмурая, листопад.
Ход ООД:
Вводная часть:
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
Основная часть:
- О каком времени года говорилось в стихотворении? (Осень) .
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) .
- Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)
- Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)
- Что такое листопад? (Листопад - это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю.)
А когда бывает листопад ранней или поздней осенью? (Во второй половине октября заканчивается листопад и начинается поздняя осень. Лес стоит обнаженным)
Листопад защищает организм деревьев от вредных веществ. Ученые установили, что в листьях осенью их больше, чем весной или летом. Они удаляются из дерева вместе с опавшей листвой и оно засыпает до весны.
Что происходит ранней и поздней осенью?
(Ранней осенью в садах собирают фрукты, а поздней осенью деревья стоят обнажённые
- Ранней осенью птицы улетают на юг, а поздней осенью остались
зимующие птицы.
- Ранней осенью цветут осенние цветы, а поздней осенью цветов
нет.
- Ранней осенью животные готовятся к спячке,
заготавливают запасы, а поздней осенью животные спят, белка и заяц линяют, меняют цвет шерсти.
- Ранней осенью чаще светит солнышко, небо ясное, деревья
покрыты разноцветными листьями, а поздней осенью солнышко
не греет, небо хмурое, серое, идёт холодный дождь, дуют ветра.
- Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. Листья на деревьях начинают краснеть и желтеть, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
- Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и совсем уже не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхает трава, вянут цветы. Заканчивается отлет птиц на юг.
Что происходит с природой в осенние месяцы и что делают люди мы с вами прочтём в стихотворении Ольги Емельяновой «в сентябре откроет школа»
В сентябре откроет школа
Двери для детей веселых,
У зверят же свой урок -
Запасать продукты впрок.
Все грибы мы соберем
Перед встречей с (октября)
В октябре дни станут тише,
Будет дождь шагать по крышам,
Стаи птичек перелетных
Улетят от дней холодных,
Но все звери спать в норе
Лягут только в (ноябре)
В ноябре на лужах лед
Блеск зеркальный наведет,
За окном и по опушкам
Будем вешать мы кормушки
И покормим снегиря
На пороге (декабря)
Вопросы:
1. Что делают звери в сентябре (запасают продукты впрок,
2. Что делают дети? (идут в школу,
3. Что мы собираем (грибы,
4. Что происходит в октябре? (стаи птичек перелётных улетят от дней холодных, дождь шагает по крышам,
5. Что происходит в ноябре? (на лужах лёд,
6. Что делают люди чтоб помочь птицам зимующим пережить зиму? (вешают кормушки)
Физминутка:
Листья на ветках
Все лето висели. (руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)
Сентябрь наступил
И они пожелтели. (руки на верху, повороты кистями"шарики-фонарики")
Октябрь с собою
Принес листопад. (плавно опускаем руки вниз)
Листья слетают
И в танце кружат. (вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)
Ноябрь пришел,
Весь лист облетел. (присели)
И под ногами
У нас зашумел. (трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)
Мы с вами говорили о том, что в сентябре люди собирают грибы, а вы любите собирать грибы? Расскажите, а с кем вам приходилось собирать грибы? Какое чувство вы испытывали, когда корзина была полная, а когда пустая?
Сейчас я вам прочту рассказ Якова Тайца «По грибы», внимательно слушайте
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну-ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай.
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… Это вовсе бабушкино.
Рекомендуемые вопросы к тексту:
- Куда собрались бабушка с Надей?
- Каким вы представляете себе осенний лес?
- Как вы думаете, легко собирать в лесу грибы, когда все вокруг засыпано осенними листьями?
- Случалось ли вам собирать по целой корзине грибов?
- Какое чувство вы испытывали?
- А какое чувство вы испытывали, когда возвращались из леса с пустой корзиной?
- Как вы думаете, кто умел лучше собирать грибы: бабушка или Надя? Почему?
- Сколько грибов набрала бабушка?
- Сколько грибов набрала Надя?
- Какое чувство было у Нади, когда они с бабушкой шли домой?
- Что предложила сделать Надя? Зачем, как вы думаете?
- Что произошло с Надей, почему она покраснела, когда ее похвалили?
А кто из вас может пересказать этот рассказ? (вызываю 1 - 2 детей) .
Заключительная часть:
О каком времени года мы с вами говорили сегодня?
Я очень довольна сегодня вами, вы сегодня очень помогали мне на занятии,
Я тоже ходила за грибами, и хочу вас угостить своими грибами