- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Причуды осени». ( подготовительная к шк
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Причуды осени». ( подготовительная к шк
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никитина О.И. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Причуды осени». ( подготовительная к школе группа)
Цель: Закрепить знания и представления детей об осени, как времени года, о её характерных признаках и явлениях.
-
Формировать обобщённое представление об осени, закреплять знания о характерных явлениях каждого осеннего периода, об изменениях в природе и жизни животных.
-
Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
-
Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
-
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
-
Учить детей создавать силуэты овощей, используя обрывную аппликацию.
-
Воспитывать любовь к природе.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик,
Эту краску не отмыл!
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот?... (Осень)
Про какую осень говорится в загадке? (Про раннюю или золотую осень).
Заставка: Картина Исаака Левитана «Золотая осень»
Воспитатель : Посмотрите ребята это картина знаменитого русского художника Исаака Ильича Левитана. Какую осень изобразил художник на картине. Почему вы так думаете?
Ответы детей: Деревья пожелтели, листья ещё не осыпались, солнце светит, ясная погода и т. д.
Воспитатель : Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня? (Послушать по телевизору, посмотреть на термометр)
Какая погода бывает осенью?
- Когда идет дождь - дождливая,
-Когда дует ветер - ветренная,
-Холодно - холодная,
-Пасмурно - пасмурная,
- Сыро - сырая,
-Хмуро - хмурая,
-Ясно - ясная.
Воспитатель : Молодцы!
Стихотворение Евгении Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое,
У берёзки на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят... летят... летят...
Воспитатель : Послушайте ещё одну загадку:
Листья падают с осин,
мчится в небе острый клин
(Осень)
Воспитатель : Про какую осень говорится в этой загадке? (середина осени).
Заставка: Картина Исаака Левитана «Осень»
Воспитатель : Посмотрите на картину. Что происходит с природой в середине осени.
Ответы детей: Осыпаются листья, начинают идти дожди, погода хмурая, дождливая, пасмурная, птицы улетают на юг.
Воспитатель : Ребята у меня есть шкатулка для мудрых мыслей. Давайте мы положим в неё пословицы и приметы об осени.
В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Дети называют пословицу или примету и кладут листочек в шкатулку.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре - теплая осень.
Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
Большой урожай рябины - к большим морозам.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Весною дождь парит, осенью мочит. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. Осень - время собирать урожай.
Осенью и у воробья пир.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме. Если с деревьев лист не чисто опадает - будет холодная зима.
Комары поздней осенью - к тёплой зиме.
Один день осени весь год кормит.
Воспитатель : Отгадайте ещё одну загадку: Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает?
(Поздней осенью) Заставка: Картина Ивана Ивановича Шишкина «Первый снег». Воспитатель : Что происходит с природой поздней осенью? Ответы детей: Всё время идут дожди, деревья стоят голые, сыро, слякоть, идёт первый снег. начинаются заморозки. Воспитатель : Все осенние загадки разгадали, а теперь отгадайте музыкальные загадки. Узнайте, что это за звуки можно услышать осенью? (дети слушают музыкальные звуки и шумы природы) - дождь бьёт в окно;
- крики журавлей;
- шум ветра.
Воспитатель : Молодцы все звуки осени узнали.
Стихотворение Ирины Бутримовой «Приближение осени».
Постепенно холодает
И короче стали дни.
Лето быстро убегает,
Стаей птиц, мелькнув вдали.
Уж рябины покраснели,
Стала жухлою трава,
На деревьях появилась
Ярко-желтая листва.
По утру туман клубится,
Неподвижный и седой,
А к полудню солнце греет
Будто летом в жаркий зной.
Но едва подует ветер
И осенняя листва
Замелькает в ярком танце
Будто искры от костра.
Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем
Игра «Осенние слова»
Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.
« Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»
Физкультурная минутка «Листья».
Листья осенние тихо кружатся.
(Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят.
(Движения руками вправо - влево.)
Будто опять закружиться хотят.
(Поднимаются, кружатся.)
Заходит в группу ёжик и плачет.
Воспитатель: Ёжик, что случилось, почему ты плачешь?
Ёжик: Вот, осень пришла, холодно, сыро, всё листьями засыпало, ни грибов ни яблок не видно, а ещё я заблудился.
Воспитатель: Ёжик не плачь, мы тебе поможем, найти дорогу домой.
Давайте проводим ёжика домой в лес!
.Поют песню:
Идём мы вслед за песенкой, тропинкою лесной,
Нам клёны машут весело, зелёною листвой.
Лес, лес, до небес, полон сказочных чудес ,
Будь светлым радостным, любимый добрый лес.
Пришли на поляну, где много грибов.
Ёжик: Ой! Ребята, сколько грибов, я как соберу их, вот и будут мне запасы на зиму! (Рвёт мухомор).
Воспитатель: Не трогай ёжик эти грибы!
Ёжик: Почему! Они такие красивые.
Дети: Они ядовитые.
Дети рассказывают, что грибы бывают съедобные и не съедобные.
Набрали полную корзинку съедобных грибов для ёжика
Ёжик: Спасибо ребята, теперь я знаю, какие грибы можно собирать, а какие нельзя.
Воспитатель :Давайте поиграем: Игра «Грибочки и грибники».
Звучит грозная музыка, входит Лесовичок, ругается:
Кто мне спать мешает? Пришли тут, расшумелись, вести себя в лесу не умеют.
Воспитатель: Не ругай нас, Старичок-лесовичок, мы умеем себя хорошо вести, мы знаем правила поведения в лесу. Давайте ребята расскажем Лесовичку правила поведения в лесу.
Лесовичок: Нука - нука расскажите, какие такие правила?
Ответы детей:
Не рвать цветы;
Не разрушать муравейники;
Не трогать птичьи гнёзда;
Не разжигать костёр;
Не бросать мусор в лесу;
Не шуметь.
Лесовичок: Ну и что, знаете правила, всё равно вы мне мешаете.
Воспитатель: Не ругай нас Старичок-лесовичок, мы лучше тебе поможем, смотри сколько шишек с деревьев нападало, давайте ребята соберём шишки.
Собирают шишки.
Лесовичок: Спасибо конечно. Но всё равно вы тут нашумели, вон даже всех птиц распугали.
Воспитатель: Это не мы распугали, все птицы на юг улетели, потому что осень уже пришла.
Лесовичок: Ох голова я садовая, как это я про осень забыл. Надо ведь припасы делать, к зиме готовиться. А ты чего ёжик тут ходишь, почему к зиме не готовишься?
Ёжик: А я не знаю, что мне делать, и как это к зиме готовиться.
Лесовичок: Ребята, а вы знаете, как животные и птицы готовятся к зиме.
Ответы детей: Да! Перелётные птицы улетают в тёплые края. Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.
Ёжик: А мне что делать?
Воспитатель: Припасы мы помогли тебе собрать, осталось, только найти уютное местечко для спячки.
Ёжик: Спасибо вам большое ребята за помощь, побежал я искать себе тёпленькое местечко. До свидания! (Уходит)
Воспитатель: Ребята, давайте мы Старичку-лесовичку подарок сделаем. У нас есть замечательная корзина, нам нужно наполнить её овощами.
Коллективная аппликация «Корзина с овощами (Обрывная аппликация).
Дети подходят к столам. В центре лежит рисунок с корзиной, и на каждого ребёнка лист цветной бумаги определённого цвета. Каждый ребёнок сам по цвету бумаги определяет, какой овощ он будет делать.
Лесовичок: Спасибо вам ребята, что напомнили мне про осень, и за подарок спасибо, Я тоже хочу вас угостить вкусными лесными грибочками. Приходите ко мне обязательно ещё в гости. Пойду тоже к зиме готовиться. До свидания! Воспитатель: А теперь и нам настало время возвращаться в детский сад. Возвращаются обратно в детский сад. Воспитатель: Ребята понравилось вам наше путешествие? Что мы сегодня с вами делали? Ответы детей.
8