Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Причуды осени». ( подготовительная к шк

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Причуды осени». ( подготовительная к школе группа)

Цель: Закрепить знания и представления детей об осени, как времени года, о её характерных признаках и явлениях.

  1. Формировать обобщённое представление об осени, закреплять знания о характерных явлениях каждого осеннего периода, об изменениях в природе и жизни животных.

  2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

  5. Учить детей создавать силуэты овощей, используя обрывную аппликацию.

  6. Воспитывать любовь к природе.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Вот художник, так художник,

Все леса позолотил,

Даже самый сильный дождик,

Эту краску не отмыл!

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот?... (Осень)

Про какую осень говорится в загадке? (Про раннюю или золотую осень).

Заставка: Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Воспитатель : Посмотрите ребята это картина знаменитого русского художника Исаака Ильича Левитана. Какую осень изобразил художник на картине. Почему вы так думаете?

Ответы детей: Деревья пожелтели, листья ещё не осыпались, солнце светит, ясная погода и т. д.

Воспитатель : Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня? (Послушать по телевизору, посмотреть на термометр)

Какая погода бывает осенью?

- Когда идет дождь - дождливая,

-Когда дует ветер - ветренная,

-Холодно - холодная,

-Пасмурно - пасмурная,

- Сыро - сырая,

-Хмуро - хмурая,

-Ясно - ясная.

Воспитатель : Молодцы!

Стихотворение Евгении Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое,
У берёзки на плечах.

Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят... летят... летят...


Воспитатель : Послушайте ещё одну загадку:

Листья падают с осин,
мчится в небе острый клин
(Осень)

Воспитатель : Про какую осень говорится в этой загадке? (середина осени).

Заставка: Картина Исаака Левитана «Осень»

Воспитатель : Посмотрите на картину. Что происходит с природой в середине осени.

Ответы детей: Осыпаются листья, начинают идти дожди, погода хмурая, дождливая, пасмурная, птицы улетают на юг.

Воспитатель : Ребята у меня есть шкатулка для мудрых мыслей. Давайте мы положим в неё пословицы и приметы об осени.

В круг ребята становитесь,

Крепко за руки держитесь,

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Дети называют пословицу или примету и кладут листочек в шкатулку.

Осень идет и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

Гром в сентябре - теплая осень.

Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.

Большой урожай рябины - к большим морозам.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Весною дождь парит, осенью мочит. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. Осень - время собирать урожай.
Осенью и у воробья пир.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме. Если с деревьев лист не чисто опадает - будет холодная зима.
Комары поздней осенью - к тёплой зиме.
Один день осени весь год кормит.
Воспитатель : Отгадайте ещё одну загадку: Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает?
(Поздней осенью) Заставка: Картина Ивана Ивановича Шишкина «Первый снег». Воспитатель : Что происходит с природой поздней осенью? Ответы детей: Всё время идут дожди, деревья стоят голые, сыро, слякоть, идёт первый снег. начинаются заморозки. Воспитатель : Все осенние загадки разгадали, а теперь отгадайте музыкальные загадки. Узнайте, что это за звуки можно услышать осенью? (дети слушают музыкальные звуки и шумы природы) - дождь бьёт в окно;
- крики журавлей;
- шум ветра.

Воспитатель : Молодцы все звуки осени узнали.

Стихотворение Ирины Бутримовой «Приближение осени».

Постепенно холодает

И короче стали дни.

Лето быстро убегает,

Стаей птиц, мелькнув вдали.

Уж рябины покраснели,

Стала жухлою трава,

На деревьях появилась

Ярко-желтая листва.

По утру туман клубится,

Неподвижный и седой,

А к полудню солнце греет

Будто летом в жаркий зной.

Но едва подует ветер

И осенняя листва

Замелькает в ярком танце

Будто искры от костра.

Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем

Игра «Осенние слова»

Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

« Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»

Физкультурная минутка «Листья».

Листья осенние тихо кружатся.

(Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят.

(Движения руками вправо - влево.)

Будто опять закружиться хотят.

(Поднимаются, кружатся.)

Заходит в группу ёжик и плачет.

Воспитатель: Ёжик, что случилось, почему ты плачешь?

Ёжик: Вот, осень пришла, холодно, сыро, всё листьями засыпало, ни грибов ни яблок не видно, а ещё я заблудился.

Воспитатель: Ёжик не плачь, мы тебе поможем, найти дорогу домой.

Давайте проводим ёжика домой в лес!

.Поют песню:

Идём мы вслед за песенкой, тропинкою лесной,

Нам клёны машут весело, зелёною листвой.

Лес, лес, до небес, полон сказочных чудес ,

Будь светлым радостным, любимый добрый лес.

Пришли на поляну, где много грибов.

Ёжик: Ой! Ребята, сколько грибов, я как соберу их, вот и будут мне запасы на зиму! (Рвёт мухомор).

Воспитатель: Не трогай ёжик эти грибы!

Ёжик: Почему! Они такие красивые.

Дети: Они ядовитые.

Дети рассказывают, что грибы бывают съедобные и не съедобные.

Набрали полную корзинку съедобных грибов для ёжика

Ёжик: Спасибо ребята, теперь я знаю, какие грибы можно собирать, а какие нельзя.

Воспитатель :Давайте поиграем: Игра «Грибочки и грибники».

Звучит грозная музыка, входит Лесовичок, ругается:

Кто мне спать мешает? Пришли тут, расшумелись, вести себя в лесу не умеют.

Воспитатель: Не ругай нас, Старичок-лесовичок, мы умеем себя хорошо вести, мы знаем правила поведения в лесу. Давайте ребята расскажем Лесовичку правила поведения в лесу.

Лесовичок: Нука - нука расскажите, какие такие правила?

Ответы детей:

Не рвать цветы;

Не разрушать муравейники;

Не трогать птичьи гнёзда;

Не разжигать костёр;

Не бросать мусор в лесу;

Не шуметь.

Лесовичок: Ну и что, знаете правила, всё равно вы мне мешаете.

Воспитатель: Не ругай нас Старичок-лесовичок, мы лучше тебе поможем, смотри сколько шишек с деревьев нападало, давайте ребята соберём шишки.

Собирают шишки.

Лесовичок: Спасибо конечно. Но всё равно вы тут нашумели, вон даже всех птиц распугали.

Воспитатель: Это не мы распугали, все птицы на юг улетели, потому что осень уже пришла.

Лесовичок: Ох голова я садовая, как это я про осень забыл. Надо ведь припасы делать, к зиме готовиться. А ты чего ёжик тут ходишь, почему к зиме не готовишься?

Ёжик: А я не знаю, что мне делать, и как это к зиме готовиться.

Лесовичок: Ребята, а вы знаете, как животные и птицы готовятся к зиме.

Ответы детей: Да! Перелётные птицы улетают в тёплые края. Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Ёжик: А мне что делать?

Воспитатель: Припасы мы помогли тебе собрать, осталось, только найти уютное местечко для спячки.

Ёжик: Спасибо вам большое ребята за помощь, побежал я искать себе тёпленькое местечко. До свидания! (Уходит)

Воспитатель: Ребята, давайте мы Старичку-лесовичку подарок сделаем. У нас есть замечательная корзина, нам нужно наполнить её овощами.

Коллективная аппликация «Корзина с овощами (Обрывная аппликация).

Дети подходят к столам. В центре лежит рисунок с корзиной, и на каждого ребёнка лист цветной бумаги определённого цвета. Каждый ребёнок сам по цвету бумаги определяет, какой овощ он будет делать.

Лесовичок: Спасибо вам ребята, что напомнили мне про осень, и за подарок спасибо, Я тоже хочу вас угостить вкусными лесными грибочками. Приходите ко мне обязательно ещё в гости. Пойду тоже к зиме готовиться. До свидания! Воспитатель: А теперь и нам настало время возвращаться в детский сад. Возвращаются обратно в детский сад. Воспитатель: Ребята понравилось вам наше путешествие? Что мы сегодня с вами делали? Ответы детей.

8


© 2010-2022