Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в соответствии с ФГОС ДОО

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в соответствии с ФГОС ДОООрганизация работы по духовно-нравственному воспитанию в соответствии с ФГОС ДОООрганизация работы по духовно-нравственному воспитанию в соответствии с ФГОС ДОООрганизация работы по духовно-нравственному воспитанию в соответствии с ФГОС ДОООрганизация работы по духовно-нравственному воспитанию в соответствии с ФГОС ДОООрганизация работы по духовно-нравственному воспитанию в соответствии с ФГОС ДОО.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного воспитания.

Наша работа по духовно- нравственному воспитанию детей, основывается на программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (образовательная область «Социализация). Также педагоги черпают информацию и интересный материал из парциальных программ по православной культуре «Мир - прекрасное творение» Л. П. Гладких, Архимандрит Зиновий (А. А.Корзинкин) и программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой.

Основой содержания программы духовно-нравственного воспитания является православная культура. Главными средствами духовно-нравственного развития личности ребенка является народная культура; использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, прибауток), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями православной культуры.

Цель программы - содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка, обеспечивая развитие его духовного, психического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры и при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

Основные ценности:

  • Патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • Социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

  • Семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, уважение к родителям, забота о старших и младших;

  • Здоровье - забота о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни.

  • Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

  • Наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

  • Природа - родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • Человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Систему работы можно представить себе следующим образом:

Семья детский сад улица родное село родная природа Родина

Педагоги нашего детского сада только начинают делать первые шаги в этом направлении. Тем не менее, мы хотим поделиться своим небольшим опытом.

Вся работа ведется в следующих направлениях:

  1. самообразование педагогов;

  2. взаимодействие с родителями;

  3. совместная деятельность с детьми

Формы работы с педагогами:

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в соответствии с ФГОС ДОО

Методическая работа направлена на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями детей.

Создание атмосферы национального быта

Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, т.к. они развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, поэтому в нашем детском саду оформлены мини-музеи «Народная игрушка», мини-музей «Куклы-обереги», мини-музей «Русская изба», оформлен уголок «Край - родной Приволжский» и патриотические уголки.

Формы работы с семьей:

Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОО. Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:

  • анкетирование («Отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка»);

  • родительские собрания;

  • папки-передвижки;

  • православные уголки для родителей «Благовест»;

  • тематические выставки;

  • выставки семейного творчества;

  • православный календарь;

  • совместные праздники.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через информационные стенды для родителей «Благовест», на которых располагаются насущные вопросы воспитания детей и создании духовной атмосферы в семье.

Информационно-познавательный материал для взрослых, связанный с православным календарем систематически помещается в уголке для родителей.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в соответствии с ФГОС ДОО

Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры.

  • знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (традиционные «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Колядки» и др.);

  • чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви; беседы на нравственные темы;

  • слушание аудиозаписей (детские православные песни и сказки);

  • просмотр видеофильмов;

  • рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;

  • тематические выставки детского творчества;

  • экскурсии на природу (красота Божьего мира);

  • постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших);

  • цикл непосредственно образовательной деятельности под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей, которые проводятся 1раз в неделю во второй половине дня.

Одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «уроки доброты».

Это беседы на нравственные темы: «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Там, где дружат - живут не тужат», «Что такое добро и зло», «Доброе дело делай смело», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой непосредственно-образовательной деятельности небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. Предполагается использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки.

Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками

Обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Мы считаем, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, Пасха, Троица, Праздник русской березки.

Конечно, стоит отметить, что во всех этих праздниках родители принимают активное участие.

На музыкальных занятиях последовательно дети знакомятся с произведениями народного музыкального творчества, с музыкой великих русских композиторов.

Музыкальные произведения и праздники, посвященные армии, развивают чувство восхищения героями, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге, воспитывают гордость за своих отцов. Праздник «8 марта» воспитывает чувство уважения, любви к мамам, бабушкам, сестрам и т.д.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме рассматривания альбомов с храмами.

Дети, под руководством педагога знакомятся с внутренним убранством церкви.

Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОО - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике и мы стремимся идти в ногу со временем.

В нашем детском саду сейчас ведется огромная работа по созданию медиатеки, в которой имеется материал из опыта работы других ДОО, много мы черпаем информации из православного сайта «Лучик света», где в рубрике детям есть необходимый материал (мультфильмы, православный календарь детям, православные детские передачи и многое другое).

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц поговорок, хороводов и т.д.)

Пословицы, поговорки, песенки, потешки используем не только на занятиях, но и в других режимных моментах, в каждодневной педагогической практике.

Приобщение детей к музыкальному фольклору происходит не только в разучивании песен, но и в исполнении хороводов, плясовых, в использовании традиционных народных инструментов, конкурсов, частушек.

Знакомство с народным искусством

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Дети в группе знакомятся с известными во всем мире образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Гжельская, Городецкая росписи. Дымковская и Филимоновская игрушки. Знакомим детей с красотой, эстетической ценностью, художественным вкусом мастеров русского народа на занятиях по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняная посуда, самовар, прялка и другие экспонаты, открывают нам особенности русского быта и творчества.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром.

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры: «Символика России», «Исправь ошибку», «Рукотворный и нерукотворный мир» и т.д.

Используем много словесных игр, например "Вкусные слова", «Скажи ласково», «Похвали соседа», «Добро - зло» и т.д.

Кружковая деятельность

И, конечно огромная работа по привитию у детей любви к народному искусству, культуре, проводится в кружковой деятельности. Поэтому, в нашем дошкольном учреждении действует кружок по духовно-нравственному воспитанию «Добродеи» по основам православной культуры, которое проводится педагогом Нагорновой Л.А.

Педагогом проводится образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию со старшей группой, содержание деятельности определено перспективно-тематическим планированием, разработаны планы - конспекты и необходимый наглядный материал для их проведения.

Перспективы работы:

  • разработка рабочей программы «Система работы дошкольного учреждения по духовно-нравственному воспитанию»;

  • поиск и подключение социальных партнеров к взаимодействию (заключение договоров, определение планов взаимодействия);

  • Повышение квалификации педагогов по программе «Мир - прекрасное творение»;

  • Внедрение программы «Мир - прекрасное творение» в учебно-воспитательный процесс со второй младшей группы;

  • Пополнение методического кабинета литературой духовно-нравственного содержания.

Духовно-нравственное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Наша работа - это попытка движения

от воспитания простых чувств к достижению

наивысшей цели - воспитанию чувств

духовно-нравственных, любви и гордости

за свою Родину.



ЦЕЛЬ: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка, развитие его духовного,
психического и телесного здоровья.

Обучающие задачи

- Познакомить с представлениями и понятиями о Боге, мироустроении и миропорядке.

- Дать православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека.

- Познакомить детей с правилами доброй, совестливой нравственной жизни с людьми и миром, с правилами этикета.

- Содействовать формированию представлений о здоровом образе жизни и нравственно-волевых качествах; при обучении детей произвольному поведению и саморегуляции дать им знаний о «самочувствии», представления о самооценке и саморегуляции.

Воспитательные задачи

- Воспитывать чувства сопричастности и доверия к Богу, благоговения к святыням, стремление подражать высоким образам евангельских сюжетов.

- Воспитывать у детей чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к родной природе.

- Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, доброжелательность и добросердечность; воспитывать чувства почтения и любви к родителям, послушания и благодарности к родителям и педагогам; воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда. Формировать духовно-нравственные качества (добродетели).

- Воспитывать позитивное отношение к миру, жизнерадостность и доверие.

Развивающие задачи

- Содействовать развитию творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно-нравственное назначение человека как «созидателя» путем формирования любви к Богу, к Спасителю и Богородице, к Православной Церкви; развивать интерес к образцам подвига благочестия.

- Развивать у детей способности различать нравственное и безнравственное («хорошее и плохое») в сказке, рассказе и в жизни путем приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни.

- Развивать социальную сферу, формировать способности к сопереживанию, сорадованию и адекватному проявлению этих чувств;

- Способствовать развитию телесной сферы, бережного отношения к своему здоровью; развивать навыки произвольного поведения, навыки самооценки и саморегуляции



© 2010-2022