ПРОЕКТ Инновационный подход к созданию предметно - пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка»













ПРОЕКТ

«Инновационный подход к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС».



ПРОЕКТ Инновационный подход к созданию предметно - пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС










Подготовила:

старший воспитатель

Н.С. Тихомирова



2014 год

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», с целью создания инновационных условий соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МДОБУ «Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка» началась работа над реализацией проекта инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС.

Общие положения.

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Предполагаемая инновационная модель современной предметно-пространственной развивающей среды должна включать следующие компоненты:

-предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

-его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

-развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

-изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.

Продолжительность проекта: 2014 - 2020 учебный год:

Цель проекта: Создание современной образовательной среды для развития детей с разным потенциалом здоровья и способностей в условиях группы.

Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в группе с учетом возрастных особенностей детей.

2. Организовать развивающую среду, способствующую развитию детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной и безопасной предметно-развивающей среды.

Актуальность:

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. У детей достаточно тесно связаны психологическое и физическое состояния. Причем последнее зависит не только от состояния здоровья ребенка, но и от средовых воздействий, таких как запахи, цвета, звуки, другие сенсорные раздражители. Следовательно, ребенку необходимо создать не только психологически благоприятные условия, но и организовать среду таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Поэтому предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда), создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учётом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Если в группе создать предметно-пространственную развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС к созданию предметно - развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

Предполагаемый результат:

1. Создание современной образовательной среды с учётом принципов моделирования среды в соответствие с ФГОС

2. Увеличение доли детей с высоким и средним уровнями развития (физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического) детей не менее 95%

3. Число родителей, принимающих участие в деятельности ДОУ увеличится до 70%

4.Удовлетворенность педагогов, детей и родителей жизнедеятельностью ДОУ и результатами преобразований

5.Реализация проекта будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Сроки реализации проекта:

Проект рассчитан на 2014 - 2020 учебный год:

I этап сентябрь-октябрь 2014:

  • разработка проекта, осмысление инновационной идеи;

  • создание условий (кадровых, методических, материально-технических т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с проектом.

II этап - ноябрь 2014 - февраль 2020:

  • выполнение мероприятий, направленных на реализацию основных задач проекта;

  • корректировка плана мероприятий;

  • периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с проектом.

III этап - февраль-май 2020:

  • подведение итогов, анализ достижения цели и решения поставленных задач;

  • оформление материалов по представлению опыта.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА


2014 - 2015 учебный год

  1. Изучение проблем и постановка цели проекта.

Сентябрь-Октябрь



Ноябрь

  1. Изучение санитарно-гигиенических норм и требований.

  1. Составление плана и схемы проекта.

  1. Разработка эскизов оформления помещений и прилегающей территории.

  1. Замена линолеума на первом этаже здания.

  1. Консультация для педагогов «Современные требования к созданию предметно-развивающей среды в разных возрастных группах».


  1. Педагогическая гостиная «Знакомство с опытом работы других детских садов посредством просмотра фотоматериалов»

  1. Бюро находок «Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта»

Декабрь-

Март

  1. Распределение конкретного участия всего коллектива /заседание творческой группы, проведение общего собрания трудового коллектива/.

  1. Разработка проекта «Огород на участке»

  1. Разработка положения смотра конкурса «Зимушка хрустальная»

Декабрь


  1. Разработка положения смотра конкурса «Лучшее оформление беседки».

Февраль- Март

  1. Покупка мультимедийной установки

Апрель-Май

  1. Оформление цветников и альпийской горки

Май

  1. Участие в районном смотре-конкурсе по озеленению прилегающей территории.

Август

  1. Создание мини - музеев и центров по экспериментированию в ДОУ

В течение учебного года

РЕЗУЛЬТАТ

Заменили линолеум на первом этаже;

Оформление центрального входа альпийской горкой, вертикальное оформление клумб на участках. Посадка декоративных растений. Сделаны новые беседки на участках и расписаны в стиле русских народных сказок. Оформлен огород на участке по русской народной сказке «Пых» (Диплом победителя районного смотра-конкурса на лучшее оформление участка .2015 г.);

Участие в конкурсе оформление участка к новому году (Диплом II степени районного конкурса на лучшее оформление фасадов зданий и прилегающих территорий села к Новому году .2014 г.);

Создание мини-музеев по группам: «Русская горница»; «Музей часов»; «Русская изба». Создание центров по детскому экспериментированию в группах;

Приобретен мультимедийный проектор. Создание банка детских презентаций по окружающему миру, экологической направленности, ОБЖ, здоровьесбережению и соблюдению правил пожарной безопасности.

2015 - 2016 учебный год

  1. Субботники, сотрудничество с родителями.

В течение всего проекта

  1. Тематический контроль по созданию предметно - развивающей среды по развитию театрализованной деятельности детей.

Сентябрь

  1. Оформление уголков для родителей в современном стиле.

Сентябрь-Октябрь

  1. Разработка положения смотра конкурса «Новогоднее настроение»

Ноябрь-Февраль

  1. Оформление музыкального зала.

  1. Разработка индивидуальных проектов для каждой группы на основе общего проекта. Модернизация среды, создание компонентов единого индивидуализированного пространства.

  1. Приобретение спортивного инвентаря в центры двигательной активности

Январь

  1. Разработка проекта «Спортивный городок на участке ДОУ»

Март-Май

  1. Педагогический час «Обзор литературы по организации предметно-развивающей среды в ДОУ»

Август

  1. Приобретение литературы в соответствии требованиям ФГОС

В течении года

  1. Пошив костюмов для выступления

В течении года

  1. Создание различных коллекций в группы

В течении года

РЕЗУЛЬТАТ

Оптимизация игрового пространства во всех возрастных группах, рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности;

Для родителей во всех возрастных группах приобретены стенды;

Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм;

Приобретены украшения для зимнего оформления участка (баннер, гирлянды). Участие в конкурсе лучший новогодний участок (Грамота победителя районного конкурса на лучшее оформление фасадов зданий и прилегающих территорий села к Новому году .2015 г.);

Пошиты и приобретены костюмы «Бабы яги», «Волк», «Кикиморы», «Кощея», «Карлсон», ростовые куклы, русские народные костюмы для детей;

Оформлена сцена в музыкальном зале;

Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (фотоматериалы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей);

В каждой возрастной группе пополнены уголки по театрализации различными видами театров;

Приобретены кубики, флажки, обручи для физического воспитания детей;

В методический кабине приобретена литература с учетом ФГОС

2016 - 2017 учебный год

  1. Тематический контроль по созданию предметно - развивающей среды по развитию речи детей.

Сентябрь

  1. Субботники, сотрудничество с родителями.

В течение всего проекта

  1. Оформление групп уголками уединения

Октябрь - Ноябрь

  1. Смотр конкурс «Новогоднее настроение» /оформление групповых помещений к празднику/

Декабрь

  1. Изготовление и приобретение спортивного оборудования в центры двигательной активности

Декабрь - Январь

  1. Консультация для воспитателей «Построение развивающей среды в ДОУ»

Январь

  1. Оформление уголков дежурства и декоративных стендов для детских работ.

Февраль - Март

  1. Оформление мини музея «Родной край»

Апрель

  1. Анкетирование педагогов и родителей.

  1. Дорожка - здоровья и оформление участка.

Май

  1. Самостоятельное изучение педагогами вопроса по организации предметно-развивающей среды средством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.

В течение учебного года

  1. Консультация для воспитателей «Оборудование и инвентарь для игровых площадок»

Июнь-Июль

  1. Анализ деятельности.

  1. Опрос родителей «Что окружает, то развивает»

Август

  1. Оформление зимнего сада: обновление и пополнение растений, создание композиций.


РЕЗУЛЬТАТ

Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.

2017 - 2018 учебный год

  1. Сбор, накопление материала.

В течение учебного года

  1. Субботники, сотрудничество с родителями.

В течение всего проекта

  1. Переоформление музея «Русского быта»

Сентябрь- Октябрь

  1. Оформление лестничных маршей.

Ноябрь - Декабрь

  1. Покупка шкафа для костюмов

  1. Разработка положения смотра конкурса «Новогоднее настроение»

Декабрь

  1. Семинар «Территория детства»

Ноябрь

  1. Методическое объединение «Психофизическое развитие дошкольников»

Декабрь

  1. Оперативный контроль по навыкам планирования и самоорганизации дошкольников во второй половине дня.

Февраль

  1. Горка лекарственных растений.

Май - Июль

РЕЗУЛЬТАТ

Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.

2019- 2020 учебный год

  1. Оперативный контроль по уровню подготовки групп к новому учебному году

Сентябрь

  1. Разработка положения смотра конкурса «Лучший центр двигательной активности»

  1. Семинар-практикум «Новый подход к формированию предметно-развивающей среды в условиях ограниченного пространства»

Сентябрь


  1. Покупка физкультурного оборудования

Октябрь

  1. Оформление зимнего сада

Ноябрь -

Декабрь

  1. Семинар-практикум «Изготовление предметов заместителей для сюжетно-ролевых игр»

Декабрь

  1. Презентации дошкольных групп «Моя особенная группа»

Январь

  1. Изучение опыта работы вариативного дошкольного образования по РФ посредством Интернет-ресурсов.

Октябрь-

Январь

  1. Дизайн и оборудование центра раннего развития

закупка

- центр «Воды и песка»

- мягких модулей

- сухого бассейна с наполнением

- сенсорным оборудованием

Сентябрь - Декабрь

- Февраль

  1. Смотр конкурс «Лучший центр двигательной активности»

Февраль

  1. Разработка карточек по тематическому контролю по предметно-развивающей среде

  1. Сбор, накопление материала.

  1. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Январь

14.Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Февраль - Май

РЕЗУЛЬТАТ

Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.



© 2010-2022