- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия Путешествие в осенний лес
Конспект занятия Путешествие в осенний лес
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Осташко Л.И. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Путешествие в осенний лес.
Программное содержание:
-
Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.
-
Тренировать в отгадывании загадок.
-
Учить выразительно читать наизусть.
-
Помочь почувствовать и понять музыку «Времена года» П.И.Чайковского.
-
Учить давать развернутые высказывания.
-
Воспитывать интерес к жизни диких животных.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадывание загадок, беседы, чтение рассказов о диких животных, заучивание стихов наизусть.
Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.
Оборудование: магнитофон, кассета с классической музыкой «Времена года» П.И.Чайковского, три ёлки, конверт, картинки диких животных, листья, грибы; знак, обозначающий тишину, корзинка.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о диких животных.
(Стук в дверь.) Воспитатель вынимает конверт из-за двери.
Кто-то прислал нам письмо!
Вот конверт Большой и жёлтый.
Как же нас, конверт, нашёл ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся. Ой, постой,
На конверте адрес наш ведь.
А обратный чей? Лесной.
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишут лисы, пишут лоси,
Пишут зайцы -
Ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний Будем с вами мы дружить,
Поиграем и поскачем,
Веселей мы будем жить!
Ну что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям?
В.: Дети, давайте с вами вспомним, какая погода осенью в лесу? (Подходит к картине осеннего леса.)
Д.: Холодно, идет дождь.
В.: Правильно, в осеннем лесу холодно. Ещё?
Д.: Осенью солнце светит меньше, дни становятся короче.
В.: А что происходит с деревьями?
Д.: У деревьев желтеет и опадает листва.
В.: Правильно, а ещё, ребята, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме. Дети, посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Почему же в лесу происходят такие изменения осенью?
Д.: Потому, что осенью становится холодно. Солнце меньше греет землю.
В.: Ребята, что случилось бы, если бы после лета сразу наступила зима?
Д.: Всё замёрзло бы, и звери не успели приготовиться к зиме.
В.: Да, всё в природе замерзло бы, погибло, никто не успел бы приготовиться к холоду. Поэтому и нужна осень. Осенью природа готовится к зиме, готовятся и звери, и птицы, и деревья. Интересно, увидим ли мы зверей в лесу? Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они готовятся к зиме?
Д.:Да.
В.: Отправляемся в путь! У меня есть волшебная палочка, сейчас я взмахну ею, а вы закроете глаза и покружитесь, а когда откроете глаза - мы с вами окажемся в волшебном лесу.
(Воспитатель берет волшебную папочку, взмахивает ею. Звучит музыка из «Времен года» П.И. Чайковского. Пока дети кружатся, расставляет ёлки, раскладывает на полу грибы и листья.)
В.: Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу.
1-й ребенок: Осень. По утрам морозы.
В рощах - жёлтый листопад Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лёд прозрачно-синий,
На листочках - белый иней.
В.: А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, вы где? Ребята, а разве можно шуметь в лесу?
Д.: Нет.
В.: Правильно, звери могут испугаться. Посмотрите, звери даже оставили нам знак под ёлкой. (Показывает знак, обозначающий - не шумите.) Можно напугать лесных жителей, и тогда мы никого не встретим. Давайте тихонько погуляем. Вдруг кого-нибудь увидим.
Подходят к первой картинке на фланелеграфе. Воспитатель загадывает загадку:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе Орешки я грызу.
Кто это, ребята? Правильно, белка. (Открывает картинку с белкой.)
2-й ребенок: Белка спряталась в дупло
В нем и сухо, и тепло.
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год!
В.: Чем же занята белка осенью?
Д.: Готовится к зиме.
В.: Как она готовится?
Д.: Белка осенью линяет - рыжая шерсть выпадает, а на ее месте вырастает новая.
В.: Какая шерсть вырастает у белки?
Д.: Шерсть теплая и серая.
В.: А как вы думаете, почему у белки зимой шерсть серая? Д.: Что бы ее было трудно заметить на деревьях.
В.: Правильно, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не боятся морозов зимой. Как еще белка готовится к зиме?
Д.: Делает запасы.
В.: А что запасает белка?
Д.: Белка запасает шишки, орехи и грибы.
В.: А теперь, ребята, давайте поможем белочке , соберем ей в подарок грибы в корзину. (Дети собирают грибы в корзину.) Спасибо, ребята за помощь, теперь белке будет чем питаться , и ей не страшен голод. До свидания, белочка.
Дети, послушайте загадку:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы
Уши больше головы?
Кто это? (Заяц,)Посмотрим. Правда заяц. Молодцы!
3-й ребенок: У косого нет берлоги
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
В.: Заяц тоже готовится осенью к зиме. Как он это делает?
Д.: заяц осенью линяет.
В.: А какая шерсть у него вырастает?
Д.: Теплая.
В.: Почему?
Д.: Чтобы зимой не мерзнуть.
В.: А еще какая шерсть у зайца?
Д.: Белая.
В.: Почему?
Д.: Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк.
В.: Давайте все вместе попрыгаем как зайцы.
Физминутка: Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть Нужно лапочки погреть.
Зайке холодно стоять Нужно зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал
Зайка прыг - и ускакал.
Отдохнем, присядем, а я вам загадаю загадку:
Хвост пушистый, мех золотистый
(Лиса).
В лесу краса. Кто же это?
Отгадали.
4-й ребенок: Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться. Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
В.: Как же лиса готовится к зиме?
Д.: Лиса осенью линяет.
В.: Какая шерсть вырастает у лисы?
Д.: Теплая.
В.: А меняет ли лиса цвет шерсти?
Д.: Нет.
В.: Правильно, она зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться. Она сама хищник. Пока я вам рассказывала, лиса убежала.
(Убирает картинку лисы, ставит другую картинку, загадывает другую загадку.)
Кто в лесу зубами щелк?
Это бродит серый...
(Волк.)
Переворачивает картинку
5-й ребенок: Волк - охотник знаменитый
Редко он бывает битый.
Потому что волк силен,
Потому что волк умен.
В.: Как же волк готовится к зиме?
Д.: Линяет.
В.: Какая шерсть вырастает?
Д.: Теплая.
В.: Иди, волк, по своим делам, а мы пойдем дальше. (Подходит к последней картинке на подставке.) Слушайте загадку:
Кто-то косолапый по лесу идет
И мохнатой лапой он кору дерет.
Д-: Медведь.
Сюрпризный момент (в группу входит медведь.)
Медведь: Кто это ходит по моему лесу?
В.: Здравствуй, мишка. Мы пришли в осенний лес, чтобы увидеть, как звери готовятся осенью к зиме. А ты, медведь, не сердись, а поиграй с нами в игру.
Проводится игра «У медведя во бору».
В.: Ну, а теперь присядем, и ты, мишка, присядь и послушай.
6-й ребенок: Под корягой в буреломе
Спит медведь в уютном доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.
В.: Как же медведь готовится к зиме?
Д.: Он линяет.
В.: Умницы. Медведь впадает зимой в спячку. Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду.
(Дети возражают.)
В.: Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот он какой толстый и красивый.
Д.: Как много знают ваши дети. А песню они знают?
В.: Конечно знают, и сейчас они споют.
Исполняется песня о животных.
Медведь: Спасибо, ребята, хорошую песню мне спели, а я за это вас сладостями угощу. (Угощает детей.) Ну, а теперь до свидания, ребята, мне пора возвращаться в свою берлогу. Ведь скоро зима.
В.: До свидания, мишка, до весны.
Ну вот, и нам пора возвращаться! Запомните кого мы видели. (Воспитатель обращает внимание на картинки). Закроем глаза и тихонечко, не спеша покружимся.
Воспитатель убирает картины и ёлки, выключает музыку.
В.: Открываем глаза, ребята, мы снова в нашей группе. Понравилось вам наше путешествие в осенний лес?
(Ответы детей.)
В.: Каких зверей мы встретили?
(Ответы детей.)
Вопросы воспитателя к детям:
Какие звери впадают в спячку?
А почему?
А кто делает запасы?
Как звери готовятся к зиме, чтобы им не было холодно? (Ответы детей.)
В.: Звери линяют, и у них вырастает теплая шерсть. А зачем белка и заяц меняют цвет шерсти?
Д.: Чтобы их не было заметно. Они прячутся от хищников.
В.: Почему лиса и волк этого не делают?
Д.: Они сами хищники. Им не от кого прятаться.
Итог занятия: Молодцы, ребята, всё запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме. Мы стали друзьями зверей. Если любить животных, природу и изучать её, то всем нам будет хорошо. Если случится беда, то мы всегда придем на помощь.
Переворачивает картинку.