Методический материал Пересказ как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





«Пересказ как средство речевого развития детей дошкольного возраста»









Работу выполнила:

Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 10»

Городского округа «Город Губаха»

Дементьева Олеся Валентиновна









План:

Введение 3

  1. Особенности мыслительной деятельности ребенка при пересказе. Значение пересказа для развития мышления и речи детей. 4

  2. Требования к отбору текстов для пересказа, приемы обучения детей пересказыванию. 6

  3. Методика обучения детей пересказыванию в разных возрастных группах. 11

  4. Составить конспект занятий (НОД) по пересказыванию литературного текста на выбор 14

Заключение 21

Библиографический список. 23






"Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение".

Е.И.Тихеева [5, 3]

Введение

Пересказ - осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

"Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи - сообщения в виде монолога - рассказа о пережитом и виденном".

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Развитие речи ребенка дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

В свою очередь постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша: он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.

Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок 4-5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, Т.е. смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены, или совсем отсутствуют.

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. [4,79]

1. Особенности мыслительной деятельности ребенка при пересказе. Значение пересказа для развития мышления и речи детей.

Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Габовой, А. М. Бородич и других. Все авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Например, в отрывке из рассказа В.Бианки «Первое яйцо» говорится о том, что ворона первая из всех птиц снесла яйцо, и дается описание ее гнезда: Ее гнездо на высокой ели, густо засыпанной снегом. Дети эту фразу стремились воспроизвести дословно, а если кто-то из них, пересказывая, останавливался после слов гнездо ее на высокой ели, то другие не могли удержаться и шептали: густо засыпанной снегом. (Пример из исследования Л. А. Пеньевской).

Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем.

Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

Влияние пересказа на всестороннее развитие ребенка

Эстетическое восприятие

Развитие словарного запаса через чтение книг о прекрасном.

Нравственный потенциал

Чтение художественной литературы, инсценирование. (Что такое хорошо? Что такое плохо?)

Общение

Мысли ребенка должны быть грамотно изложены.

Умственные способности

Запоминание, анализ, рассматривание, передача, сравнение (проходят через все образовательные области).

Экологическое восприятие действительности

Познание, экологическое воспитание - рассматривание, экскурсии, передача, речевое действие детей.

Эмоциональная сфера ребенка

Интонация, жесты, мимика при пересказе.



Таким образом, можно сделать вывод о том, что в методической литературе многими авторами рассматривается вопрос о значении пересказа для развития мышления и речи детей, что является важным во всестороннем развитии детей дошкольного возраста.

2. Требования к отбору текстов для пересказа, приемы обучения детей пересказыванию

Существуют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе. При пересказе с творческими дополнениями старшие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения.

Требования к пересказам детей таковы:

  • Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.

  • Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

  • Последовательность и связность пересказа.

  • Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

  • Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

  • Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Произведения для пересказа.

Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности. Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.

Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.

Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть; желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти. В этой связи методисту следует предостеречь воспитателей от ошибки, которую те иногда допускают, - список сказок, рекомендованный программой для рассказывания детям, используется ими для рассказывания детьми (хотя там упомянуты обширные произведения, сложные по содержанию и композиции). [3, 69]

Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами; доступны по объему. В методической литературе требования к размеру текстов противоречивы. Некоторые исследователи считают, что важен не размер, а содержание произведения. Другие предлагают только короткие произведения. Они пересказываются детьми более уверенно, последовательно.

Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой и других.

Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть.

Построение занятия определяется разнообразием его задач. Очевидно, вначале нужно помочь детям понять и запомнить текст. Исследования З. М. Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти. И если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, так как они еще не вполне готовы к этому виду деятельности, то «старшие дети уже владеют умением принимать задачу - запомнить и припомнить, а многие из них используют те или иные мнемические приемы в разных видах деятельности».

В связи с этим нужно предоставить детям время для подготовки к дальнейшему пересказу, к активному овладению содержанием, словарем, выразительной формой устной передачи текста. А затем уже идет этап руководства речевой деятельностью при воспроизведении монолога.

Типичная структура занятий по пересказу:

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.

2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.

3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

Рассмотренная выше структура занятий характерна для пересказов несложных, коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа (установлено, что отсроченные во времени пересказы более полны, последовательны и связны). Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое им произведение, проводят беседу по его содержанию, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей.

Приемы обучения пересказу

Ряд приемов носит установочный характер - они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной беседе, по мере надобности они имеют место и по ходу занятия, между детскими пересказами.

Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.

В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п.), а также объяснения, указания. Значительное место занимают упражнения - индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала - все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста.

Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

Между пересказами, если их качество невысоко, так же как и в беседе, используют указания, упражнения. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.

Очень полезно предлагать некоторым детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок. Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос (ко всей группе или к рассказчику): не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее?

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»

Среди других словесных приемов, конечно, используются и вопросы, но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса - после пересказа.

Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик.

Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя.

Вывод: На основе изучения методической литературы были выявлены основные требования к отбору текстов для пересказа, которые рассмотрены многими педагогами.

3. Методика обучения детей пересказыванию в разных возрастных группах [2, 293]

Возраст

Особенности

Младший

Детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?» - «Репку». - «Выросла репка какая?»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были. Кто жили-были? Дед да баба?» - «Жили-были дед да баба»).

Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. [1, 131]. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).

Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой («Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?»). Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты текста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.

Эта работа осуществляется в процессе ознакомления детей с художественной литературой. Большое значение имеют индивидуальные занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребенка в пересказе.

Средний

Предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой.

В средней группе детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей.

В начале года для пересказа берут произведения, хорошо знакомые детям. Постепенно вводят новые тексты, пересказ которых значительно труднее. Понимание и осмысление впервые прочитанных произведений приобретает особое значение. Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц).

Внимание детей привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности.

В процессе пересказа воспитатель широко пользуется приемом отраженной речи. Если ребенок молчит, педагог начинает рассказ: «Вышла хозяюшка и манит гусей домой: теги-теги-теги!» Ребенок повторяет фразу вслед за ним.

Дети в этом возрасте пересказывают текст с существенными пропусками. Поэтому воспитатель использует подсказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему и ко всей группе (главным образом, после пересказа: «Женя не все рассказал о гусях. А нам интересно послушать, что делали гуси, когда услышали голос хозяйки»), исправление лексических и грамматических ошибок.

Старший

Пересказ литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц; понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их при пересказе. [1, 140]

Беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение - помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения.

Одной из распространенных ошибок в практике является стремление поставить большое количество вопросов, главным образом направленных на запоминание последовательности изложения.

В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, используются различные приемы привлечения внимания детей к языку произведения, к авторской характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам.

Большое место в беседе занимает подготовка детей к выразительному пересказу: определяются общий тон пересказа, интонационная выразительность в передаче отдельных фрагментов, диалогов персонажей. Беседа должна проходить живо, непринужденно, допускаются хоровые ответы.

В старшей группе широко применяется план пересказа. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний: 1. Сначала расскажите о … 2. Затем расскажите о … 3. Не забудьте рассказать и о … .

Для запоминания детьми текста воспитатель может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и выражения.

Приемы руководства пересказами детей усложняются. В этой части занятия используются указания («Все подумайте, как вы будете рассказывать»). Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям, по очереди. Занятие завершается пересказом текста одним ребенком. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют.

В случаях затруднения детей используются вспомогательные вопросы (преимущественно после пересказа).

Полезно для развития связности речи использовать прием пересказа отдельными детьми текстов, не известных остальным. В этом случае контекстность речи при пересказе значительно возрастает. Ребенок старается четче выстроить рассказ, следит за своей речью, так как знает, что другим текст не известен, часто дополняет его деталями, использует больше выразительных средств по сравнению с ситуацией пересказа этого же рассказа взрослому.

В подготовительной к школе группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. Повышаются требования к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаруживают пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с учетом определенных критериев: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности.

Особого внимания воспитателя в этой группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. Подготовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов.

В этой группе применяются выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, намеченные воспитателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.

Вывод: таким образом, в каждой возрастной группе есть свои особенности организации НОД по пересказу, в соответствии с этим используются разные методики обучения детей пересказыванию.

4. Конспект занятия (НОД) по пересказыванию литературного текста

Технологическая карта № 1

ННОД для второй младшей группы


Образовательная область: речевое развитие

Раздел: чтение художественной литературы

Тема: пересказывание сказки «Пых». Описание игрушки

Цель: формировать у детей качества: «Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый», учить детей пересказывать небольшой текст, впервые прочитанный им на занятии.

Триединая задача (воспитание, обучение, развитие):

Воспитательная: Воспитывать любовь к художественной литературе

Образовательная: Учить слушать произведение до конца; учить отвечать на вопросы законченным предложением; учить воспроизводить содержание сказки по вопросам; учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов.

Развивающая: Развивать умение передавать характер героев, их настроение; развивать умение отгадывать загадки.

Методы словесный (чтение сказки), наглядный (рассматривание иллюстраций на фланелеграфе), практический (пересказ)

Оборудование и инвентарь: игрушка (маленький медвежонок), сказка «Пых», цветы, листья, ежик - Пых, маски - медведь

Прогнозируемые результаты:

Знать литературное произведение

Иметь опыт в пересказе сказки «Пых»

Уметь отгадывать загадки; отвечать на вопросы по содержанию текста; с выражением пересказывать и передавать эмоции и настроение героев сказки.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Примечания

Мотивационно-побудительный

«Кто - то в гости к нам пришел? Я сейчас посмотрю».

«Ребята, кто так кричит?»

А как кричит маленький медвежонок?

А как кричит медведица

Так какой медведь пришел к нам - маленький или большой?


Здравствуйте, ребята (от лица медвежонка)

Ребята я прошу вас познакомить меня со сказкой, которая называется «Пых» (от лица медвежонка)



Медведь

э - э - э - э - мягко

э - э - э - э - грубо


маленький


Здравствуйте

Стук в дверь.

Слышен крик э - э - э -э.




Воспитатель заносит игрушку - медвежонка

Организационно-поисковый

Читает сказку «Пых»



















Беседа по содержанию - вопросы:

• О ком эта сказка?

• Что росло в огороде?

• Кто первым пошел в огород за репкой?

• Мимо чего шел дед?

• Какими словами об этом сказано в сказке?

• Почему дед прибежал без репки?

• Чего испугался дед?

• Кого нашла Аленушка?

Как закончилась сказка?

Ребята, обратите внимание на медвежонка, он двигает всеми четырьмя лапами, наверное, устал сидеть. Мы долго беседовали, но он слушал нас внимательно.

Давайте поиграем.











Повторное чтение сказки

«Ребята вы еще раз внимательно послушали сказку, а теперь, чтобы медвежонок ее хорошо запомнил, мы будем ее пересказывать (вспоминать содержание). Кто начнет первым?


«Молодцы ребята, подробно передали содержание и при этом с выражением охарактеризовали героев. Обратите внимание на медвежонка, он улыбается от удовольствия и этой улыбкой благодарит нас».

«Ребята, давайте пригласим медвежонка прогуляться по дорожке вокруг нашей полянки. Обратите внимание, какая красивая полянка, а сколько цветов. Ой, ребята, а здесь, под листочками, кто - то спрятался (поднимает и не показывает ребятам). Какой интересный! А если вы отгадаете мою загадку, вы узнаете кто это».




Правильно, еж из нашей сказки «Пых»

«Дети посмотрите на ежа внимательно. Какие глазки, носик, ушки, лапки. А какая колючая щетинка, ею он защищается от врага - поднимает все иголки и становится похожим на мячик».

«Теперь медвежонок приглашает нас поиграть».

Слушают, сидя на ковре, на котором раскиданы листья и цветы
























Отвечают на вопросы воспитателя по содержанию прочитанной сказки




Дети соглашаются поиграть


Поворачивают голову вправо и влево


Наклоны туловищем вправо и влево


Наклоны вперёд


Поднимают попеременно ручки


Прыжки вверх


Слушают



Ответы детей.

Пересказ произведения (Кириллом, Денисом и Кирой)



Дети смотрят на медвежонка








Ежик - Пых




Дети рассматривают ежа

Дети надевают маски - медвежата, играют


«Жили-были дед, бабка да внучка Алёнушка.

И был у них огород, и росли там капуста, свёкла, морковка и даже репка.

Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошел он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: "Пы-ыхх! П-пы-ых!"

Испугался дед - и бежать.

Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может:

- Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да пыхтит. Я едва ноги унес.

- Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за репкой!

Пришла бабка на огород, только наклонилась репку тащить, а под кустом кто-то:
"Ппых-ых! Ппы-ых!
Еле-еле бабка ноги унесла.

Поглядела на деда с бабкой Алёнушка, пожалела их и говорит:

- Я принесу репку!

И пошла в огород. Только нагнулась репку тащить, а под кустом кто-то:
"Ппы-ых! Ппы-ых!"

Не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе и видит: лежит на грядке колючий колобок, глазками поблескивает и пыхтит. Да ведь это Ёжик! Потянула Алёнушка репку и вытащила. Сладкую-пресладкую.
Взяла она репку, ёжика положила в передник - и домой!

А на встречу ей бабка с дедом вышли и спрашивают:

- А где же репка? А как же этот зверь - пых страшный? Не испугалась его?

Раскрыла тут Алёнушка передник:

- Вот вам репка, А вот вам и Пых!











Физминутка: «Медвежата в чаще жили».

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так - головой своей крутили

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так - дружно дерево качали

И в развалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так

И из речки воду пили

А ещё они плясали!

Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так

Кверху лапы поднимали!

Вот болотце на пути!

Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок!

Веселей скачи дружок!













Загадка:

Сердитый недотрога

Живет в глуши ночной,

Иголок очень много,

А нитки не одной.





Подвижная игра «Медвежата»:

Три медвежонка прыгали в саду

И один сказал: "я упаду".

И, конечно, он упал вниз головой.

Медвежонка увели домой.

Два медвежонка прыгали в саду

И один сказал: "я упаду".

И, конечно, он упал вниз головой.

Медвежонка увели домой.

Вот медвежонок прыгает в саду

И он говорит: "я упаду".

И, конечно, он упал вниз головой.

Медвежонка увели домой.

Рефлексивно-коррегирующий

«Ребята, напомним медвежонку, как называется сказка, кто главный герой, кто оказался самым смелым героем сказки.»

Давайте спросим у медвежонка, чем ему понравилась сказка, и запомнил ли он всех героев.

Ребята, как вы думаете, медвежонок ушел довольный? Почему?



Ответы детей:

Сказка «Пых», был ежик, которого нашла внучка



Дети прощаются с медвежонком «Пока», «До свидания»

Ответы: Да, довольный. Ему очень понравилась сказка




Имитация ответов медвежонка

Медвежонок благодарит детей, прощается и уходит.

Заключение

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Играет большую роль, не только в обучении, но и воспитании и в развитии ребенка.

Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинает замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот не понял и не узнал его» - писал В.Г. Белинский.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Путешествие в мир сказки развивает воображение фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

Таким образом, помогая детям овладевать языком художественного текста, педагог выполняет задачи не только обучения, но и воспитания. Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе.



































Библиографический список

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 321 с. ISBN 978 - 5 - 906750 - 33 - 4.

  2. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений/ М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400с. ISBN 978-5-7695-9603-2.

  3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2001. - 256с. ISBN 5-09-001634-8.

  4. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной. - М.: Владос, 2013. - 288с. ISBN 978-5-69-00871-9.

  5. Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]/ Е. И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2001.- 111с. ISBN 5-09-000726-8.


© 2010-2022