• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях и истории Локтевского района г. Горняка «Моя малая Родина» (5-6 лет)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях и истории Локтевского района г. Горняка «Моя малая Родина» (5-6 лет)»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях и истории Локтевского района г. Горняка «Моя малая Родина» (5-6 лет)»

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Реализация дополнительных профессиональных программ









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по теме: «Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях и истории Локтевского района

г. Горняка «Моя малая Родина» (5-6 лет)»









Разработчик:

Любивая Галина Васильевна

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад

«Чайка»

г. Горняка Локтевского

района

г. Барнаул

2015 год



Структура рабочей программы

1.

Пояснительная записка ………………………………………………...

3

1.1.

Цель рабочей программы ………………………………………………

5

1.2.

Задачи рабочей программы …………………………………………….

5

1.3.

Принципы и подходы к организации образовательного процесса ….

6

2.

Планируемые результаты освоения Программы (в соответствии с целевыми ориентирами )

8


3.

Календарно-тематическтий план

9

4.

Методическое обеспечение программы

16











  1. Пояснительная записка

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,

к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости

это доказывать.
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С. Лихачёв

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, городу, району. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - это частица Родины. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, материальные ценности, стали всё больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Рабочая программа направлена на углубление знаний детей о родном городе: истории, символики, достопримечательностях.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город. Расширить знания детей о флоре и фауне родного города, Алтайского края, бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им, уважительное и бережное отношения к памятникам, познакомиться с предприятиями родного города. Развивать интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры. Познакомить с культурой и традициями родного города, Алтайского края. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Рабочая программа «Моя малая Родина» составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, объём времени - 25 минут, что соответствует комплексно - тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости

Парциальная программа - «Мы живём в России» (4-7 лет) Н.Г.Зеленова; Л.Е.Осипова Скрипторий,2013.


  1. Цель рабочей программы:

Создать условия для развития нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.


    1. Задачи рабочей программы:

  1. Формирование любви к родному городу, интереса к его прошлому и настоящему.

  2. Вовлекать детей в организацию праздников в детском саду основанных на обычаях и традициях своего народа, своего района и края.

  3. Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, детскому саду, городу, краю, стране.

  4. Развитие чувства гордости за своих земляков, бережного отношения к памятникам истории, культуры города, края.

Особенности осуществления образовательного процесса при реализации рабочей программы «Моя малая Родина»

  1. Участники непосредственно образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники.

  2. Непосредственная образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом ведущей формой и ведущим видом деятельности является игра.

  3. Содержание НОД направлено на реализацию задач познавательного развития в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».




1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса:

Рабочая программа «Моя малая Родина», разработана на основе ФГОС, программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Рабочая программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, где формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей.

Рабочая программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, т.е. позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Рабочая программа подчинена принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Рабочая программа основывается на комплексно-тематическом принципе. Главная задача - сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью.

Для реализации целей и задач рабочей программы «Моя малая Родина» необходимыми будут следующие принципы:

  1. Принцип личностно-деятельный.

  2. Принцип вариативности.

  3. Принцип культуросообразности.

  4. Принцип научности.

  5. Принцип доступности.

  6. Принцип целостности.

  7. Принцип активного обучения.

  8. Принцип креативности.

  9. Принцип результативности.

Возрастная характеристика детей 5-6 лет

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.











  1. Планируемые результаты освоения Программы

(в соответствии с целевыми ориентирами):

В результате освоения рабочей программы ребенок овладевает следующими умениями (опытом):

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении;

- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

- ребенок проявляет любознательность;

- Склонен наблюдать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

По результатам освоение рабочей программы планируется обогатить предметно-развивающую среду, пополнение научно-методической базы МБДОУ «Детский сад «Чайка» материалами по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.




3.Календарно - тематический план работы

по нравственно-патриотическому воспитанию детей

старшей группы.

В календарно-тематическом планировании по теме «Моя малая Родина» использованы следующие формы образовательного сотрудничества:

целевые прогулки и экскурсии;

наблюдения;

рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;

беседы с детьми;

игры-головоломки;

использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);

обучение игре на русских народных инструментах (ложках);

проведение фольклорных праздников «Россия-Родина моя!», «За околицей», «Посиделки», «Как у матушки во дому» и др.

использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;

разучивание с детьми современных песен и стихотворений;

приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (календарные - обрядовые праздники, «День защитника отечества», «День Победы», «День города» и т.д.).

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • совместной деятельности взрослого и детей

  • самостоятельной деятельности детей (формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  • Игровая

  • Коммуникативная

  • Познавательно-исследовательская

  • Музыкальная

  • Изобразительная (можно включить разделы по изо)

  • Восприятие художественной литературы с использованием фольклора

  • Конструктивная

  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд

  • Двигательная

Тема и формы деятельности

Целевые ориентиры

Пространственное планирование

Месяц и сроки выполнения

«Моя семья»

Пробудить интерес детей к своей семье; установить эмоциональный контакт с детьми. Воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

Фотоальбомы, иллюстрации Разгадывание ребуса «7Я».

Рисование дома для своей семьи.

Изготовление панно «Моя семья» (Я - в середине, а по лучам - члены семьи»)

Сентябрь

1-2 недели

«Мой детский сад».

Познакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

Прогулка

«По территории детского сада».

3-4 недели

«Я люблю свой детский сад и город, где я живу»

Определить, созданы ли условия для приобщения ребёнка к истории города, детского сада в семье. Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

Познакомить детей с историей детского сада.

Фотоальбомы. Экскурсия (пешая) по району.

Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад).

Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.

Встреча с лучшими людьми города (бабушками и дедушками).

Семейный праздник «Моя родословная»

Октябрь

1-2 недели

Вечер воспоминаний «История детского сада».

Познакомить детей с историей детского сада.

Фотоальбомы, видеопроектор, картотека слайдов

3-4 недели

«Мой край и моя малая Родина» (путешествие по фотографиям и иллюстрациям)

Знакомить детей с символами города Горняк Локтевского района и Алтайского края;

Экскурсия по городу.

Рассказ воспитателя об истории края и города (местоположение на карте, особенности застройки, боевое прошлое).

Изготовление панно из природного материала «Герб края и района».

Рисование на тему «Моя малая родина»

Октябрь

1-2 недели

«Наш город»

Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

Музыкально-тематический досуг с презентацией.

3-4 недели

«Архитектура города Горняк».

Систематизировать знания детей о современных и исторических архитектурных сооружениях города, обратить особое внимание на главный памятник архитектуры - Никольский Храм.

Презентация альбома «Что я знаю об архитектуре?».

Беседа об архитектуре родного города, края.

Ноябрь

1-2 недели

«Мой край».


Пробудить у детей интерес к родному краю, гордость за него.

воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

Беседа «Мой край родной».

3-4 недели

«Природа Алтайского края родного города»

Познакомить детей с природой родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней)

Фотовыставка «Природа родного города, края»

Беседа о природе родного города, края.

Просмотр презентаций о природе родного города, края, рассказ воспитателя о природе Алтайского края.

Декабрь

1-2 недели

«По Новогодней карте»

Познакомить детей с новогодними праздниками обычаями их проведения в родном городе.

Оформление группы к празднику.

Зимние постройки из снега для малышей.

Акция «Поможем птицам зимой».

Новогодний праздник.

Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.

Беседа о Новогодних символах.

3-4 недели

«Наша Родина - Россия»

Способствовать формированию патриотизма у старших дошкольников; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, свою Родину Россию.

Рисование на тему «Моя Родина».

Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина».

Беседа о березке - символе России.

Стихи и песни о березке.

Народные игры.

Беседа о народных приметах.

Беседа о народных промыслах.

Январь

1-2 недели

«Туристическое агентство».

Создавать условия для развития умения детей к коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

Сюжетно-ролевая игра

3-4 недели



«Живем в России»

Обобщить представления детей о представителях другой национальности, населяющих наш край (уважать их культуру и традиции)Создать условия для возникновения желания у Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, свою Родину Россию.

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей. Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

Работа над понятием «гражданин».

Слушание песен о Родине.

Составление рассказов о будущем Родины.

Семейные национальные праздники.

Февраль

1-2 недели

«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества)

Способствовать пониманию родителям важности привития детям чувства патриотизма.

Изготовление подарков папам и дедушкам.

Спортивные развлечения «Вместе с папой» Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова.

Беседа о характере богатырей Руси и защитниках Родины.

Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.)

Февраль

3-4 недели

«Москва - столица нашей родины»

Привлечь родителей к подготовке и участию в оформлении стенда.

Рассматривание макета города Москвы.

Рассказ об основании Москвы.

Обсуждение стихотворения Ф.Глинки «Москва».

Слушание песен о Москве.

Рассказы из личного опыта (кто побывал в Москве).

Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля».Оформление стенда.

Март

1-2 недели

«Моя мама»

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и воспитателем по организации фотовыставки

Викторина «Что ты знаешь о своих родителях».

Оформление семейных уголков.

Изготовление подарков для мам.

Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.

Мама - самое прекрасное слово на земле (обсуждение).

Рассматривание репродукций с картины («Мать и дитя»).

Рассказы детей о своих мамах.

Чтение стихов и пение песен о маме.

Март

3-4 недели

«Наше государство - Российская Федерация»

Систематизировать знания детей о государстве-

« Российская Федерация».

Знакомство с различными городами России.

Знакомство с флагом, гербом и гимном России.

Прослушивание гимна. Разукрашивание в альбомах Российского флага.

Апрель

1-2 недели

«Дом, в котором я живу»

Обобщить представления детей о домах, архитектуре домов, рассмотреть близлежащие дома.

Целевая прогулка «Дом, в котором я живу».

Апрель

3-4 недели

«Ваш подвиг будет жить в веках!».

Способствовать формированию уважительного отношения к ветеранам ВОВ. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны защищавших Родину.

Образовательная деятельность. ФЦКМ. Беседа о подвигах солдат во время ВОВ. Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Экскурсия к памятнику.

Изготовление праздничных открыток, рисунков, поделок

Высаживание цветов на аллею детского сада. Оформление стенда.

Май

1-2 недели

Итоговая викторина «Моя малая Родина»

Закрепить знания детей о родном городе, районе, крае.

Видеопроектор

Презентация, разгадывание ребуса.

Фотовыставка.

3-4 недели

Продолжительность НОД по нравственно - патриотическому воспитанию детей «Моя малая Родина» составляет в старшей группе не более - 25 минут. Мероприятия дошкольников (КВН, викторины, музыкально-патриотические вечера, фольклорные праздники и др) могут продолжаться до 30-45 минут.





  1. Методическое обеспечение программы

1. Презентации: «Родной свой край люби и знай!»; «Малая родина»; Формирование патриотических качеств на примере подвига детей-героев ВОВ»; «Древо рода моей семьи»; «В сердце Родина моя» и др.

2. Видео фильм о городе Горняк Локтевского района Алтайского края.

3. Интернет ресурсы: Сайт "Воспитатель" vospitatel.com.ua/

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. doshvozrast.ru/ и др.

4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. ) М.: Мозаика - Синтез, 2015г.

5. Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. «Мы живем в России» М. 2013.

6. А.К.Балабина «Червонное золото Локтя» издатель: Администрация Локтевского района Алтайского края, 2007 год.

7. Брошюра: «Достопримечательности нашего города», 2007 год.

8. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987.

9. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.

10. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений» - 3-е изд., перераб. И дополн. - СПб: «детство пресс», 2001.

11.Ривина Е.К. Герб и флаг России. М., 2002.

12. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.




© 2010-2022