- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия (урока) по развитию речи и обучению грамоте «Найди лишнее, объясни»
Конспект занятия (урока) по развитию речи и обучению грамоте «Найди лишнее, объясни»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кокарева Е.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дидактическая игра «Найди лишнее, объясни» для развития речи и подготовке к обучению грамоте и обучению грамоте детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-9 лет). Предложенный материал успешно применяется автором в обучении детей с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития уже более 10 лет.
Цель заданий: выявить способность детей выделять существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения; уровень развития понятийного мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков, закрепление изученных понятий «звук», «буква», «гласный/согласный звук», «твердый/мягкий согласный», «слог», «слово»; закрепление навыка звукового анализа и синтеза слогов и слов.
Содержание игры: ребенку предлагается выделить из четырех объектов один, который отличается от остальных, и объяснить, используя понятия, изученные в рамках занятий по обучению грамоте.
Инструкция: «Рассмотри. Назови (прочитай). Выбери то, что не подходит». Если выбор сделан правильно, нужно попросить ребенка обосновать свое решение, используя понятия «звук», «буква», «гласный/согласный звук», «твердый/мягкий согласный», «глухой/звонкий», «слог», «слово».
Оценка результатов: учитывается правильность ответов, способность детей к речевому обобщению выделенных признаков, правильность использования понятий «звук», «буква», «гласный/согласный звук», «твердый/мягкий согласный», «глухой/звонкий», «слог», «слово».
Карточка №1. А, У, 5, И. (Лишнее - 5 - цифра, остальные - буквы).
Карточка №2. 4, 2, 6, А. (Лишнее - А - буква, остальные - цифры).
Карточка №3. И, Ы, Э, К. (Лишнее - К - согласный, остальные - гласные).
Карточка №4. Н, М, У, В. (Лишнее - У- гласный, остальные - согласные).
Карточка №5. Д, Г, П, З. (Лишнее - П - глухой согласный, остальные - звонкие).
Карточка №6. П, Т, В, С. (Лишнее - В - звонкий согласный, остальные - глухие).
Карточка №7. АТ, М, УК, ОТ. (Лишнее - М, т.к. это буква, остальные обратные слоги).
Карточка №8. АУ, УА, ИА, А. (Лишнее - буква А - одна буква, остальные - буквосочетания).
Карточка №9. ОК, ИТ, АП, АУ. (Лишнее - АУ - две гласные, остальные - обратные слоги).
Карточка №10. УК, УМ, УН, ТУ. (Лишнее - ТУ - согласный + гласный, остальные - гласный + согласный).
Карточка №11. КО, МУ, ИТ, ПА. (Лишнее - ИТ - гласный + согласный, остальные - согласный+гласный).
Карточка №12. ТА, ТО, ТУ, ТИ. (Лишнее - ТИ - мягкий согласный + гласный, остальные - твердый согласный + гласный).
Карточка №13. КО, МИ, НА, БУ. (Лишнее - МИ - мягкий согласный + гласный, остальные - твердый согласный+ гласный).
Карточка №14. КИ, ПИ, ТИ, МЫ. (Лишнее - МЫ - твердый согласный + гласный, остальные - мягкий согласный + гласный).
Карточка №15. МО, КУ, ТА, КОМ. (Лишнее - КОМ - слово, остальные - слоги).
Карточка №16. ОР, УМ, СУП, ИЛ. (Лишнее - СУП - слово из трех букв, остальные - слова из двух букв).
Карточка №17. КОТ, МАК, СОН, КИТ. (Лишнее - КИТ - слово, в котором есть мягкий согласный).
Карточка №18. ТИК, ВОР, ПИН, ЛИК. (Лишнее - ВОР - слово, в котором все согласные твердые).
Карточка №19. БАК, БЫК, БИК, БОК. (Лишнее - БИК - слово, в котором есть мягкий согласный, в остальных словах все согласные твердые)
Карточка №20. НОЛЬ, СОЛЬ, КОЛ, РОЛЬ. (Лишнее - КОЛ - слово, в котором последний согласный твердый, в остальных - мягкие).
Карточка №21. КУБ, УХА, ТОМ, ДУБ. (Лишнее - УХА двусложное слово, остальные - односложные).
Карточка №22. БАК, МАК, РАК, ЗУБ. (Лишнее - ЗУБ - в слове гласный «У», в остальных словах - «А»).
Карточка №23. УЖ, ЮГ, ЁЖ, ЯД. (Лишнее - слово УЖ, в остальных словах три звука).
Карточка №24. РУКИ, РАКИ, КИТЫ, МАКИ. (Лишнее слово КИТЫ - второй слог ударный, в остальных словах ударный первый слог).
Карточка №25. СИТО, КИНО, ТИНА, ШИНА. (Лишнее слово ШИНА - первый согласный - твердый, в остальных словах первый согласный мягкий).
Карточка №26. СТОЛ, СТОН, ПОСТ, СТОГ. (Лишнее слово ПОСТ - стечение согласный в конце слова, в остальных словах - стечение согласный в начале слова).
Карточка №27. ТОРТ, ПАУК, КОРТ, МОСТ. (Лишнее - ПАУК - двусложное слово, остальные - односложные).
Карточка №28. ПАРК, ВОСК, МОСТ, СКАТ. (Лишнее слово СКАТ - стечение согласных в начале слова, в остальных словах - стечение согласных в конце слова).
Карточка №29. Ира, Сима, Дима, Рита. (Лишнее ИРА - первый гласный, остальные слова начинаются на мягкий согласный).
Карточка №30. Рома, Фома, Тома, кома. (Лишнее слово «кома» - имя нарицательное, остальные слова - имена собственные).