Программа работы клуба для родителей Айболит

Материал подобран для привлечения родителей к здоровому образу жизни и укреплению здоровья детей дошкольного возраста с помощью физкультуры. В программе собраны методические рекомендациипо организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с учётом особенностей развития личности.
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа работы клуба для родителей Айболит.



ПРОГРАММА

РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Айболит»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КЛУБА «Айболит»

Сотрудничество с родителями - это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого специалисты образовательного учреждения используют различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в различных просветительских программах и т. д.)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КЛУБА «Айболит»

Сотрудничество с родителями - это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого специалисты образовательного учреждения используют различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в различных просветительских программах и т. д.)

Комплексной формой такого взаимодействия с родителями в нашем учреждении стал клуб «Айболит», который был создан в 2006 году.

Целью его работы является активизация сотрудничества между начальной школой - детским садом и семьями воспитанников и учащихся для создания благоприятных условий развития детей.

Основные задачи клуба:

  • повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребенка в семье и в начальной школе - детском саду;

  • обмен позитивным опытом семейного воспитания;

инициирование и реализация новых форм организации воспитательной работы в образовательном учреждении.

Клуб «Айболит» осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: информирование, педагогическое просвещение, обучение родителей, обучение родителей, обсуждение проблемных вопросов, разработка совместных проектов.

  1. Информирование родителей осуществляется по правовым, социальным, медицинским вопросам. Родители в письменном виде могут подавать вопросы, для этого существует специальный «почтовый ящик». Затем вопросы обрабатываются и рассматриваются на очередном заседании клуба. Для обстоятельного ответа на них на заседание приглашаются компетентные лица, специалисты.

  2. В отличие от информирования просвещение предполагает наличие обратной связи, активности со стороны родителей. Целью педагогического просвещения в клубе является вооружение родителей знаниями об особенностях физического развития и личности ребенка, о способах взаимодействия с ним и т. д. Формами педагогического просвещения, используемыми в работе клуба, являются семинары, целью которых является развитие коммуникативных навыков у пассивной части родителей, сближение позиций педагогов и родителей; педагогические практикумы, которые направлены на выработку у родителей педагогических умений по воспитанию детей, развития у них педагогического мышления; дискуссии и диспуты, которые ориентированы на выявление позиций по тому или иному вопросу (например, «В здоровом теле- здоровый дух !»,

  3. «Двигательная активность дошкольника» и др.

Принципы педагогического просвещения родителей:

  1. Гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.

  2. Максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет организовывать просвещение по отдельным группам проблем: это может повысить актуальность просвещения в глазах потенциальных участников.

  3. Согласно принципу природосообразности образовательный процесс строится, следуя природе развития личности ребенка. Систему просвещения родителей создаем с учетом всего периода воспитания и обучения ребенка в начальной школе - детском саду: оно должно носить не только актуальный, но и опережающий характер.

  4. Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала. Разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и развивать навыки. Поэтому необходима дифференциация родителей: иначе взаимодействие не будет эффективным.

  5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Задача педагогов заключается прежде всего в том, чтобы родитель не усвоил чужие знания, а постарался построить свою концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности ребенка.

  1. Обучение родителей в клубе представляет собой целенаправленное формирование педагогических умений и навыков. В клубе «Семейный очаг» основное внимание сконцентрировано на подготовке родителей к следующему этапу развития ребенка - школьному детству. В форме тренинговых и деловых игр педагоги объясняют, показывают родителям, как грамотно и своевременно развить те или иные качества

  2. у ребенка к школе в союзе с образовательным учреждением.

Для руководства работой клуба создан Совет клуба, членами которого являются педагоги и родители. Совет клуба обеспечивает организацию и координацию деятельности членов клуба.

Заседания клуба проводятся не менее одного раза в месяц по секциям: для родителей детей младшей группы, старшей и подготовительн6ой, родителей младших школьников. Такая организация работы клуба позволяет учитывать актуальные потребности родителей и их интересы. Тематика заседаний клуба не всегда планируется заранее. Она часто определяется результатами последнего заседания. С целью изучения образовательных интересов и запросов родителей в начале учебного года разрабатывается примерная тематика заседаний клуба по следующим блокам:

«Социально-правовой»,

«Социально-медицинский»,

«Спортивный»,

«Психологический»,

«Досуговый».

Родители отмечают наиболее интересные для себя темы, и Совет клуба старается по возможности удовлетворить их интересы

ПОЛОЖЕНИЕ О СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ.


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Семейный клуб для родителей организуют сотрудники начальной школы - детского сада.

1.2.Главным объектом внимания со стороны клуба являются родители детей, посещающих начальную школу - детский сад.

  1. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

    1. Семейный клуб создается как консультативный орган, объединяющий усилия педагогических, социальных, медицинских работников, родителей с целью активизации сотрудничества между образовательным учреждением и семьями воспитанников и обучающихся для создания благоприятных условий развития детей.

    2. Основные функции клуба:

  • Информационно - образовательная (повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей);

  • Организационно - коммуникативная (позволит общаться родителям с педагогами и другими специалистами, между собой, учиться общаться с ребенком);

  • социально-терапевтическая (поддержка в трудных жизненных ситуациях, профилактика стрессов, депрессий)

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Клуб собирается и проводит свои заседания не реже 1 раза в месяц.

    2. Тематика заседаний утверждается на Педагогическом совете. Внеплановые заседания могут быть проведены по запросу родителей.

    3. Работой клуба руководит инструктор по физической культуре начальной школы - детского сада.

    4. Время, место и тематика заседаний сообщаются не позднее, чем за неделю до его проведения (см. Информационный стенд клуба).

    5. Для подготовки и выбора форм проведения заседания создается творческая группа (в зависимости от темы).

    6. Формы заседаний разнообразны: семинары-практикумы, диспуты, дискуссии, сюжетно-ролевые и деловые игры, совместные мероприятия с детьми, конкурсы и т. д.


  1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ КЛУБА.

    1. Принцип добровольности и открытости.

    2. Принцип равенства.

    3. Принцип общности.

    4. Принцип уважения и понимания друг друга.

    5. Принцип активности.

    6. Принцип конфеденциальности.

    7. Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.

    8. Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.

    9. Принцип стремления к здоровому образу жизни.


  1. ПРАВА ЧЛЕНОВ КЛУБА

5.1. Быть членом клуба «Айболитг».

5.2. Участвовать в планировании работы клуба.

5.3. Иметь и высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу.

5.4. Пользоваться библиотекой клуба.

5.5. Получать индивидуальную консультацию у специалистов, принимающих участие в заседаниях клуба.

5.6. Быть избранным в Совет клуба.

5.7. Вносить предложения по улучшению работы клуба.


  1. ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КЛУБА

    1. Регулярно посещать заседания клуба.

    2. Активно участвовать в заседаниях.

    3. Быть тактичными и доброжелательными по отношению друг к другу.

А Н К Е Т А

члена клуба «Семейный очаг»

  1. Фамилия, имя, отчество________________________________________

  2. Число, месяц, год рождения_____________________________________

  3. Домашний адрес, телефон_______________________________________

  4. Ваша профессия (мужа)_________________________________________

  5. Ваша профессия (жены)_________________________________________

  6. Место работы__________________________________________________

  7. Ваше образование______________________________________________

  8. Дети (количество, возраст)________________________

  9. Материальное положение_______________________________________

10.Бытовые условия проживания ________________________________________________________________ _11.Ваше хобби ___________________________________________________

12. Читаете ли Вы педагогическую литературу_______________________

Если да, то какую_________________________________________________

13. Как обычно Вы организуете свой выходной день

14. Какие семейные праздники являются традиционными в Вашей семье ____________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Каким методам воспитания вашего ребенка Вы отдаете предпочтение

_и считаете наиболее эффективными ________________________________ __________________________________________________________________

16.Ваши пожелания членам_________________________________________ клуба_____________________________________________________________

17. Ваши пожелания организаторам клуба___________________________

18. Что Вы ждете от встреч в нашем клубе ____________________________________________________________________________________________



УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Предлагаем Вашему вниманию тематику встреч в клубе для родителей «Айболит». Отметьте наиболее интересующие Вас темы.(*)


  1. СОЦИАЛЬНО- ПРАВОВОЙ БЛОК.

-Беседа с юристом «Семья и закон»;

-Библиотечная выставка «Российское государство семье»;

-Консультация специалиста по социальной работе «Социальные гарантии детям и семье»;

-Беседа с юристом «Опасна ли юридическая безграмотность?»;

-«Права и обязанности участников образовательного процесса».

  • Ваши предложения______________________________________________________________________________________________

  • __________________________________________________________________________________________________________

  1. СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИЙ БЛОК.

  • Современные болезни современного ребенка.

  • Как уберечь ребенка от простуды.

  • Народная медицина на страже детского здоровья.

  • Женские болезни.

  • Мужские болезни.

  • Первая помощь при несчастных случаях.

  • О вреде алкоголя и никотина на детский организм.

  • Двигательный режим ребенка дома.

  • Профилактика сколиоза и плоскостопия.

  • Личная гигиена ребенка и роль родителей в привитии гигиенических навыков.

  • Ваши предложения________________________________________

  • __________________________________________________________________________________________________________

  • 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК.

  • Детские страхи и их профилактика

  • Коррекция эмоциональной сферы ребенка и взрослого

  • Тренинги общения (практические занятия)

  • Общаться с ребенком? Как?

  • Детские неврозы. Профилактика.

  • Преодоление застенчивости и стеснительности ребенка.

  • Агрессивный ребенок. Причины агрессивности.

  • Что такое характер?

  • Исправление истерического характера.

  • Психологическая подготовка ребенка к школе.

  • Как помочь ребенку с задержкой психического развития?

  • Как противостоять стрессам?

  • Как сделать семью счастливой?

  • Супружеские конфликты. Профилактика.

  • Супружеская измена. Причины. Поведение супругов.

  • Ваши предложения___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • 4.Спортивный БЛОК

  • Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

  • Точечный массаж для профилактики и лечения насморка.

  • Развивающие игры.

  • Роль спортивных игр в физическом развитии ребёнка.

  • Моделирование вариативной физкультурно- игровой среды для всестороннего развития ребёнка.

  • Подвижные игры в жизни детей.

Ваши предложения: ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

  1. ДОСУГОВЫЙ

  • Ваши предложения______________________________________________________________________________________________

  • __________________________________________________________________________________________________________

  • ____________________________________________________




АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей. Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.

  1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

1. ДА 2. НЕТ 3. НЕ ВПОЛНЕ

  1. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

-СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);

-специальные книги по педагогике;

  • беседы с друзьями и знакомыми;

  • беседы с учителями;

  • _________________________________________________________

  • _________________________________________________________

  1. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:

  • взаимное непонимание детей и взрослых;

  • непослушание;

  • лень;

  • упрямство и капризы;

  • агрессивность,

  • _________________________________________________________

  1. Что бы Вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

-___________________________________________________________

  1. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?

  2. С кем вы говорили о вашей проблеме?

7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

  • психолога;

  • педагога;

  • врача;

  • _____________________________________________________________

  • 8. Как Вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка - семья или образовательное учреждение?

  • Безусловно, семья;

  • В большей мере семья;

  • В равной степени и семья и образовательное учреждение;

  • Образовательное учреждение, так как там ребенок проводит много времени;

  • Образовательное учреждение и улица.

  1. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетенции в нашем клубе


ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Айболит»

На 2007-2008год.

Секция

Тема заседания

Форма проведения

Ответственные

Сроки проведения

1. Секция родителей детей раннего возраста «Топ, топ, топает малыш»

1Индивидуально - психологические особенности детей раннего возраста.

Взаимодействие с малышом

Организационно-

ознакомительное

занятие,

игры

Психолог,

инструктор по физкультуре

Сентябрь

2. Система оздоровительных мероприятий

Семинар

Инструктор по физкультуре

Октябрь

3. Полезные и бесполезные правила жизни моего ребенка

Практикум

воспитатель

Ноябрь

4. О детской истерике

Тренинг

Психолог

Декабрь

5.Игра- путь воспитания и развития малыша

Практикум

Инструктор по физкультуре

Январь

6. Как приучить ребенка к самостоятельности

Практикум

воспитатель

Февраль

7. Использование устного народного творчества в физическом воспитании детей

Практикум

Инструктор по физкультуре

Март

8. Гимнастика с помощью игр и хороводов в разное время года

Практическое занятие совместно с детьми

Инструктор по физкультуре

Апрель

Влияние супружеских отношений на эмоциональное самочувствие ребенка в семье


Консультация

Соц. педагог

Май

2. Секция родителей старших дошкольников «Папа, мама, я- спортивная семья»

Семья на пороге школьной жизни.

Диагностика физической подготовленности

Педагогический практикум

Соц. педагог,

инструктор по физкультуре

Октябрь

.Как можно оздоровить ребёнка дома ?

практикум

Инструктор по физкультуре

Ноябрь

Формирование личностно-мотивационной сферы с помощью спортивных достижений

Психолого-педагогический

практикум

Инструктор по физкультуре, психолог

Декабрь

Кризис семи лет. Как его преодолеть.

Консультация

Психолог

Январь

Школьная тревожность. Профилактика и коррекция.

Нужен ли спорт детям ?

Практикум,

Дискуссия

Психолог,

инструктор по физкультуре

Февраль

Роль интегрированных оздоровительных занятий в физическом развитии дошкольников

Семинар

Инструктор по физкультуре

Февраль

Чему и как учить до школы (для развития физических качеств ребёнка)

Практическое занятие

Инструктор по физкультуре

Март

Упражнения на формирование и укрепление осанки

Практическое занятие совместно с детьми

Инструктор по физкультуре

Апрель

Обучение элементам спортивных игр

Соревнования «Волшебный мяч»

Инструктор по физкультуре

Май

Вечер вопросов и ответов.

Педагогическая карусель

Инструктор по физкультуре, специалисты


Июнь

3. Секция родителей младших школ-ников «Будущие спортсмены»

1. Нарушения физического развития у младших школьников и оказание им помощи в домашней обстановке.

Деловая игра.

Инструктор по физкультуре, учитель начальных классов .

Октябрь

2. Жизнь ребенка и его успехи в школе, сортивные достижения

Консультация

по классам,

результаты спортивных тестов

Учитель,

инструктор по физкультуре

Ноябрь

3. Формирование у детей первоначальных навыков ЗОЖ

Диспут

Инструктор по физкультуре,

медсестра

Декабрь

4. Детская агрессия, формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска

Практическое занятие

Психолог, инструктор по физкультуре

учителя нач классов

Январь

5. «Мы- спортсмены !»

Совместные соревнования с родителями

Инструктор по физкультуре, учитель,

Февраль

6. Мой ребенок становится трудным., спортивные секции по интересам

Семинар - практикум

Соц. педагог,

психолог,

инструктор по физкультуре

Март

Литература

1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей.- М., 2004.- 208 с.

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья.- М.: Издательский дом «Карапуз».- 2002.- 263с.

  2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей/ Т.Н. Доронова., Т.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др..- М.: Просвещение.- 2005.- 190 с.

5. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей.-М.: Педагогическое общество России,2003.-160с.

6. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для практических работниковДОУ.- М.: Айрис - пресс.- 2004.- 106с.

7. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для практических работниковДОУ.- М.: Айрис - пресс.- 2004.- 106с.

8. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей, родителей./Авт.- сост. Глебова С.В.- Воронеж: ТЦ «УЧИТЕЛЬ», 2005 - 111с.

  1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 80с. (Библиотека руководителя ДОУ).

  2. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников ДОУ.- М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2007.- 176с.

  3. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ.- М.: АРКТИ.- 2005.- 77 стр.

  4. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями.- М.: 5 за знания, 2005.- 240с.-(Методическая библиотека).

  5. Яковлева Н.И. Организация и содержание социально - педагогической работы с семьей в условиях ДОУ / Метод. Рекомендации для работников дошкольных учреждений/ Шадр. Фил. Моск. Гос. Открытого пед. Уне-та им. М.А. Шолохова.- Шадринск.- 2003.- 53 с.

Интернет-ресурсы

festival.1september.ru/

doshvozrast.ru/


© 2010-2022