АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.С.Набродова


АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Проблема качества образования в настоящее время актуальна и связана с:

- вступлением России в общее европейское образовательное пространство, которое требует гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;

- усилением конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг.

В связи с этим для обеспечения качества образования необходимым является:

-разработка и внедрение системы качества образовательных учреждений (Международные стандарты серии ISO 9000:2000, модель европейского фонда по менеджменту качества EFQM и другие модели управления качеством в образовании);

-построение систем управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества;

-переход от аттестации, аккредитации образовательных учреждений к внутренней процедуре самооценки их деятельности.

Проблема качества образования интерпретируется исследователями (Г.Гегель, А.И. Суббето, А.А. Майер и др.) с разных точек зрения.

Так, например, Гегель в середине XIX века понятие качество трактовал как определенность, тождественную с бытием, а количество - как внешнюю безразличную для бытия неопределенность, понимал ее как некие этапы определения и определения бытия. Он ввел новое понятие «определенности» это эмпирическая орентация качества, «свойства» это проявления качества в конкретной системе содействий или отношений и «границы» это феномен дифференцированности качества от других качеств [1].

К сожалению, большинство современных исследователей отвергают философское определение качества. По мнению А. И. Субетто это определение содержит противоречия между внутренними и внешними, статическими и динамическими моментами качества, между качеством объекта результата и качеством процесса [2].

Современный исследователь А. А. Майер под качеством понимает соответствие конкретного предмета (как результата труда) некоторым заданным стандартам. Иными словами, качество - это совокупность свойств и характеристик продукта, характеризующих их способность удовлетворять существующие или будущие потребности покупателя [3].

В настоящее время проблема повышения качество образования становится актуальной для системы дошкольного образования, данные явления находят отражения в основных нормативно-правовых актах (Концепция модернизации Российского образования приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393., Федеральные государственные требования приказ « Об образования и науки» № 655 от 23.11.2009 г.).

Закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки Росии от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление педагогов системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Принципы построения программы в дошкольном учреждении:

- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра[4].

Все выше перечисленное предъявляет к деятельности организации образовательного процесса педагога дошкольного образовательного учреждения новые умения:

- знание;

- планирование;

- умение взаимодействовать с коллективом;

- интегрирование областей.

Мы провели анкетирование педагогов, в ходе которого были заданы следующие вопросы:

1. Знакомы ли вы, с федеральными государственными требованиями? (да, нет, частично);

2. Как вы оцениваете федеральные государственные требования? (понимаю, не понимаю, не достаточно понимаю, частично понимаю);

3. Приступили ли вы к планированию по федеральным государственным требованиям? (да, нет, частично);

4. Какие трудности вы испытывали в планировании воспитательно-образовательном процессе? (перечислите трудности);

5. Как вы относитесь к изменениям форм образовательного процесса? (положительно, отрицательно).

Наш анализ опроса педагогов показал что, в целом, педагоги не достаточно адаптированы к переходу к новым стандартам, также педагоги знакомы и частично понимают федеральные государственные требования. В основном не все приступили к планированию, так как педагоги испытывают трудности в тематическом планировании из-за нехватки тематико-дидактического материала. После проведения анализа была выявлена большая часть отрицательных ответов.

Современные тенденции, анкетирование педагогов определяет необходимость совершенствования организационно-методической работы и адаптации к новым условиям в данном направлении.

Работа по адаптации педагогов должна проводиться с МУ « Научно-методическим информационным центром», мы предлагаем формы работы:

- курсы повышения квалификации;

- консультации;

- презентации педагогического опыта;

- творческие группы.

Так же, работа должна проводиться на уровне дошкольного образовательного учреждения, ответственными за проведения являются заведующая детским садом и методист детского сада. Мы предлагаем формы работы по адаптации педагога:

- презентация;

-публикации;

- тематические педагогические советы;

- совместная работа по планированию (по возрастам);

- индивидуальные консультации;

- беседы;

- самообразования педагога.

Таким образом, мы полагаем, что если будут проводиться активные позиции в данном направлении МУ «Научно-методическим информационным центром» и дошкольным образовательным учреждением, то педагогам будет удобнее и эффективнее адаптироваться к данным условиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Переводчик: Столпнер Б. Г. Редактор: Храмков А. Издательство: Мир книги, 2009 г. Серия: Великие мыслители.

2. Субетто А. И. Системологические основы образовательных систем. Часть II. - М.: Исследоват. центр, 1994, с.91.

3. Л. Г., Майер А. А. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. - Приложение к журналу Управление ДОУ»)

4. Приказ Мин. Образования и науки РФ. №655 от 23.11.2009г.

© 2010-2022