- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Выступление на педсовете Педагогическая диагностика
Выступление на педсовете Педагогическая диагностика
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алдошина Е.С. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Педагогическая диагностика».
Многолетнее внедрение прогрессивных технологий, общение с родителями, маркетинговые исследования показали, что доминирующей тенденцией последних лет является возрастающая потребность общества в подготовке креативных, всесторонне образованных, гибко мыслящих, ориентированных на успех личностей. А последовательное и гармоничное формирование человека и его активной социальной позиции должно начинаться на раннем дошкольной уровне образования, который гарантирует взаимосвязанное, системное, а значит - эффективное продолжение на уровне начального общего образования.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС ДО позволяет выявить конкретные трудности в образовании ребенка. Задача воспитателя построить образовательную траекторию так, чтобы ребенку было легче воспринимать информацию. При этом ребенок сам принимает участие в выборе содержания образования.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута, создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально - личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Особенности работы по созданию индивидуального маршрута ребенка.
1 этап. Выбор:
Рабочая группа приняла решение по разработке индивидуального маршрута развития;
2 этап. Наблюдение:
• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности, в общении со сверстниками.
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Мониторинг:
• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)
• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
• Подбор методик, определение методов и приемов работы
4 этап. Работа:
• Подбор индивидуальных заданий
• Связь с родителями и педагогами
• Домашние задания
• Корректировка задач, методов работы с ребенком
5 этап. Контроль:
• Итоговый мониторинг
• Представление работ ребенка на мероприятиях ОУ.
Но для того, чтобы всё зафиксировать и проанализировать нашим педагогическим коллективом была разработана карта индивидуального развития воспитанника дошкольных групп.
Карта индивидуального развития ребенка - документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения. Индивидуальная карта развития заводится один раз при поступлении воспитанника в дошкольное образовательное учреждение и заполняется на каждого воспитанника на протяжении всего периода посещения детского сада специалистами, которые ведут образовательную и коррекционно-развивающую работу с ребенком. В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка. Эффективность такого сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в детском саду. Для реализации основной цели психолого-педагогического сопровождения необходимо обеспечить информационный обмен, единое информационное пространство, что мы и постарались сделать при проектировании структуры индивидуальной карты развития.
Данные, полученные в результате педагогической диагностики должны координировать дальнейшую деятельность педагогов с дошкольниками. На особом контроле воспитателей и специалистов должны быть дети, показавшие низкий и высокий уровень развития освоения каких-либо образовательных областей. Для работы с этими детьми выстраивается индивидуальный образовательный маршрут ребенка с целью коррекции выявленных в процессе педагогической диагностики недостатков или особых способностей ребёнка, требующих индивидуального подхода к их развитию.
Особое внимание уделяется детям, которые выпускаются из детского сада в школу. Ежегодно проводится психолого-педагогическое исследование уровня актуального развития выпускников ДОУ.
Основная задача исследования - получение более полной информации об индивидуальных особенностях каждого ребенка и группы в целом. На основании этих данных мы разработали индивидуальный маршрут по оптимизации процесса воспитания и развития.
Ответственным за своевременное составление карты является воспитатель. Результаты данных будущих учеников, зачисленных в 1 класс, мы будем предоставлять классному руководителю по его запросу, но с согласия родителей.
Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Только тогда два уровня дошкольного и начального общего образования будут действовать не изолировано друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе организовать учебно-воспитательный процесс с опорой на развитие, получаемое детьми в дошкольных группах.