- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Статья Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности
Статья Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Войцех Н.Ю. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности.
Войцех Н.Ю.
Воспитатель МБДОУ Детский сад «Теремок»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека - общий или экологический - есть результат воспитания.
Не далёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее.
Вот почему так важно сегодня с раннего детства закладывать в детях систему ценностей во взаимоотношениях с окружающим миром, природой.
Под экологическим воспитанием мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственности и к природе, и к людям, которые живут рядом.
Экологическое воспитание учит детей понимать и себя, и всё что происходит вокруг. Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту всю жизнь. Важно учить детей уже с младшего дошкольного возраста правильно вести себя и в природе и среди людей. А чтобы ребёнок вырос добрым, терпеливым, миролюбивым и стал счастливым, мы, взрослые, должны помнить, что детство-это важная, безвозвратная часть жизни человека.
Поиск новых методов и технологий привел нас к проектной деятельности. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что помогает успешной адаптации.
Метод проектов включает в себя интеграцию всех видов деятельности детей и всех образовательных областей, поэтому проектная деятельность обеспечивает режим развития в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями.
Мы используем метод проектов в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
Начиная с младшей группы, мы проводим краткосрочные творческо-исследовательские, игровые, экологические проекты, при реализации которых формируем у малышей навыки наблюдения, практических действий с водой, песком и другими окружающими предметами.
В наших проектах предусмотрены различные виды практической деятельности, с их поэтапным усложнением:
-
Основным источником знаний о живой природе является наблюдение. Оно развивает в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы, обобщения.
-
Опыты, эксперименты. При выполнении обеспечивается единство знаний, умении, навыков дошкольников, воспитывается их самостоятельность и любознательность.
-
Словесные методы (рассказ, беседа). Устное слово и словесные примеры мы обязательно используем при работе с детьми. Большое образовательно - воспитательное значение придаем беседе, так как в процессе её развивается мышление дошкольников.
-
Игра - служит средством развития творческой активности, мыслительной способности к анализу ситуации, постановки и решения задач. Для формирования экологической культуры наиболее часто используем дидактические, подвижные , настольные игры.
Экологические проекты целесообразнее всего проводить в период смены сезонов, например в августе- сентябре, октябре - ноябре, марте- апреле. Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в природе.
Формы и методы при реализации проектов, мы выбираем в зависимости от возрастных особенностей детей. Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдении, обобщать результаты своих исследовании, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследовании, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. В реализации проекта принимают участие родители. Это особенно важно в младшем возрасте, где дети вместе с родителями изготавливают поделки, рисунки, вместе проводят эксперименты. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Мы анонсируем готовящиеся мероприятия. Заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослых и детей награждаем подарками, благодарственными письмами. Мы провели выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «К нам сказка пришла», «Это поможет природе», «Сказка из лепестков и листьев».
Большое значение для младших дошкольников в приобретении исследовательских навыков имеют совместные походы в рамках проектов с детьми старшего возраста. Так, в проектах «Кто сказал, что осень грустная пора?» малыши (подгруппами) вместе со старшими детьми совершали прогулки на остров «Согрёнок», где вместе собирали растения, наблюдали за разведением костра, водой в реке Абакан и т.д.
Малыши вместе с родителями принимали участие в осеннем проекте «Хлеб всему хозяин», который мы провели в сентябре, где результатом проекта стали такие мероприятия как: ярмарка, где старшие дети угощали малышей печеньем, изготовленными своими руками, и дети младшего возраста сами выступали в роли продавцов сладостей. А так же младшие дошкольники вместе с родителями приняли участие в создании кулинарной книги «Волшебное тесто».
Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.
Работая с детьми, по теме «Воспитание экологической культуры средствами проектной деятельности», мы учим каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаем достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Мы постоянно в поиске новых путей сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.
Каков человек таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.