Занятие в подготовительной группе по формированию у детей интереса к художественной литературе посредством сказочных образов

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие в подготовительной группе по формированию у детей интереса к художественной литературе посредством сказочных образов

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Горшочек каши"

Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к восприятию художественной литературы через сказочные образы.

Задачи:

1. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

2. Продолжать развивать устойчивый интерес у детей к театрально-игровой деятельности.

3. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (вступать во взаимодействие с партнерами в паре, подгруппе)

4. Развивать творческое воображение, внимание, навыки импровизации.

6. Воспитывать доброту, желание оказывать помощь.

Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок, авторских сказок, беседы по сказкам, рисование по мотивам сказок, рассматривание репродукций картин, лепка горшочков из глины и др.

Материалы к занятию:

Мнемокарточки, костюмы, материал для выкладывания пиктограммы (макароны, кроссворд, глиняный горшок + осколки, ларец, корзинка, "посылка", атрибуты для инсценировка сказки «Заюшкина избушка», материал для рисования, глиняные горшочки. Муз сопровождение - тихая, спокойная музыка, живая игра на балалайке

Ход:

(Дети заходят в зал и встают в круг, взявшись за руки)

В: Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Начнем этот день со светлой, доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а потом соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам, и давайте подарим наши солнечные улыбки гостям.

(Дети улыбаются гостям)

В: Сегодня утром почтальон принес посылку. Дети, как вы думаете, что может там лежать? (Предложения детей). Откроем и посмотрим. (Воспитатель открывает посылку, в ней лежат осколки разбитого горшка и письмо)

В: Посмотрите, здесь лежит разбитый горшок, чего мы с вами не могли даже и предположить, и письмо. Хотите узнать от кого оно?

(Воспитатель читает письмо)

«Здравствуйте, дети! Пишет вам девочка из сказки «Горшочек каши». У меня случилась беда. Мой волшебный горшочек разбился. Помогите мне, пожалуйста, его собрать. Но для этого вам надо выполнить задания, которые написаны на осколках горшочка».

В: Дети, вы знаете кто автор этой сказки? Что мы можем сделать, чтобы горшочек опять стал целым?

(Выслушиваются варианты ответов детей)

В: Дети, помните, горшочек волшебный, сказочный. Так просто его не собрать. Нам надо обязательно попасть в сказку. Но чтобы это сделать надо знать волшебные слова. Я произнесу волшебные слова, а вы послушайте. :

Два раза хлопни,

Три раза топни,

Вокруг себя обернись,

И в сказочной стране очутись!

(Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова)

В: Мы с вами очутились в сказке. Ну, что ж ребята, давайте спасать волшебный горшочек! И так, достаем первый осколок горшочка и узнаем, какое задание нам надо выполнить.

Задание № 1 Игра «Одень героя сказки»

В: Мы с вами разделимся на две команды. Посчитайте, сколько вас? Сколько детей должно быть в каждой команде, чтобы получилось поровну? (Ответы детей)

Итак, мы с вами разделились на две команды по пять человек. Выберите одного, кого вы будете одевать. Вот здесь, на столе, лежат костюмы героев сказок, вам надо выбрать один костюм, который подходит какому - то сказочному герою. (Дети в командах одевают сказочного героя)

В : Вы догадались кто это, из какой сказки? А кто автор этой сказки.

В: Молодцы, ребята! Справились с этим заданием!

Выполняем задание следующее:

(Вос-ль берет осколок № 2)

Задание № 2 Отгадайте название сказки по короткому отрывку

1) Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

В: Что это за сказка? («Федорино горе»)

Кто автор? (К. И Чуковский)

2) Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

А ну, подскажите- ка имя ее? («Красная шапочка»)

3) Ох, я тихая речка,

Да болит мое сердечко.

Спрячу вас, а ты кисель

С молочком, возьми попей!

В: Что за сказка? («Гуси - лебеди»)

Назовите героев этой сказки?

4) «Отпусти ты меня, старче,

В синее море.

В: Из какой сказки эти слова? («Сказка о золотой рыбке»)

А кто автор?

5) «Видно я такой безобразный, что никто из птиц не хочет со мной дружить? («Гадкий утенок», Г. Х. Андерсен) В кого превратился гадкий утенок?

В: Как вы думаете, мы справились с этим заданием?

Выполним следующее задание. Что же написано на осколке?

Задание 3 Инсценировка

В: Отгадайте загадку:

Прыгает, скачет,

Горько плачет.

Собака не помогла,

Медведь не помог,

Один петушок

Горю помог.

В: Узнали сказку? («Заюшкина избушка»)

Посмотрите, а кто там у окошка сидит и сердито кричит?

Инсценировка отрывка сказки «Заюшкина избушка» (участвуют 3 ребенка)

В: Скажите мне еще раз, как называется эта сказка? Кто автор? Назовите всех героев сказки? Сколько их было? А кто помог выгнать лису из домика зайца? Кто из героев сказки был самый смелый? С помощью какого инвентаря выгнали лису?

В: В сказке говорится: «Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить поживать». А как мы можем помочь лисе? Домик у нее растаял, из заюшкиной избушки ее выгнали. Где же будет жить лиса?

Дети : Построить домик.

В: Я предлагаю вам построить для лисы необычный домик. Разделитесь по парам и сложите домик для лисы. (составление пиктограммы из макарон)

В: Дети, из каких геометрических фигур состоят ваши домики? У кого самый высокий домик? Самый низкий? Есть ли дом с окном? У кого самый ровный домик? Многоэтажный?

У кого самый необычный домик? Выберите домик, в котором вы хотели бы жить?

(Ответы детей)

В: Нам надо выполнить следующее задание.

Задание 4 Мнемотехника (выкладывание последовательности сюжета)

В: Послушайте пожалуйста отрывок из сказки: «Жила-была девочка. Ко дню рождения подарила бабушка ей красную шапочку. С тех пор все стали называть девочку … Красная Шапочка»

В: Итак, задание:

На столе лежат карточки с изображениями из сказки «Красная Шапочка». Ваша задача договориться и рассказать сказку с помощью изображений на карточках.

(Работа у мольберта. Прием мнемотехники. Используются карточки со схематическими изображениями по сюжету сказки «Красная Шапочка» + изображение медведя, из другой сказки).

В: Все согласны с последовательностью выложенного сюжета сказки, или что - то не так? … А почему осталась эта карточка? Почему вы ее не взяли?

(Ответы детей)

В: Мы справились? Вы правильно выложили сюжет сказки?

Физминутка

В: Отлично, половину заданий мы выполнили, а вы не устали? Может, поиграем? Сказка связана с горшком. А какую игру вы знаете, где есть горшки или горшочки?

Дети: Игра «Чин-чары, собирайтесь гончары» (2 раза)

Дети врассыпную ходят по залу, произносят слова, кто остается без пары, тот ведущий.

Ехала торба

С высокого горба.

В той торбе был хлеб,

Рожь да пшеница.

Кто с кем

Хочет поделиться?

В конце слов разбиваются на пары «гончар», «горшок», встают в круг

Ведущий подходит к «гончару» с «горшком» произносит слова:

- Почем горшок?

- По денюшке

- Без трещинки?

- Проверь

Ведший стучит по «горшку», слышит звон («дзинь, дзинь»).

- Беру

(далее говорят все дети)

- Чин - чары, чин - чары,

- Собирайтесь гончары.

- С -по кусту, с - по насту,

- С - по лебедю горазду. Вон!

Ведущий и «гончар» встают друг к другу спиной, обегают вокруг круга детей, кто быстрее займет свободное место «гончара»

В: Поиграли, отдохнули. Выполняем следующее задание.

Задание 5 Кроссворд (по русским народным сказкам)

В : Дети, вы знаете очень много сказок. И наше следующее задание - решить сказочный кроссворд, а когда отгадаете, то узнаете имя героини из сказки. (Белоснежка - по вертикали)

(Дети разгадывают кроссворд на мольберте)

1 Б У Р А Т И Н О

2 Е М Е Л Я

3 М А Л Ь В И Н А

4 К О Щ Е Й

5 Н Е С М Е Я Н А

6 Н Е З Н А Й К А

7 Ч Е Б У Р А Ш К А

8 Ж А Б А

9 К О Л О Б О К

10 Р Я Б А

По горизонтали:

1. Самый длинноносый мальчик

2. Любитель ездить на печке и ничего не делать все дни напролет

3. Девочка с голубыми волосами, которой посвящал свои стихи Пьеро

4. Его смерть находится в яйце

5. Царевна, которая не смеялась

6. Сказочный малыш, который ничего не знал

7. Самый лучший друг крокодила Гены

8. Мокрый, зеленый жених Дюймовочки

9. Круглый, сделанный из теста непослушный пирожок

10. Как звали курочку, которая несла золотые яйца?

В: Умники и умницы! Со всеми заданиями справились, все решили верно, а горшок - то не собрался.

Воспитатель обращает внимание детей на ларец. А это что? Как вы думаете? Зачем он нужен? …. А я знаю зачем он тут стоит. …. Положим все осколки горшочка в ларец и посмотрим, что же произойдет.

(Кладут в ларец корзинку с осколками горшка) .

Открывает. Горшочек так же расколот.

В: Дети, ничего не пойму. Ларец волшебный, а горшочек мы достали опять же разбитый. Что же нам делать?

Дети: произнести волшебные слова.

В: И правда, произнесем волшебные слова

(произносят волшебные слова по выбору, колдуют)

«Абра - кадабра»

«Пибеди, бобиди, бум! »

«Крабли, карабли, бум! »

Вос-ль достает из ларца целый горшок.

В: Посмотрите, горшочек целый! Значит, мы с вами справились со всеми заданиями? Вспомните, какие волшебные слова говорила девочка в сказке.

Дети : «Горшочек вари»

В: Посмотрим, что же еще лежит в ларце. Ой, ребята, смотрите. Девочка приготовила нам сюрприз.

(Вос-ль достает глиняные горшочки, которые дети лепили накануне.)

В: Дети, посмотрите, а горшочки - то не пустые. Что же в них лежит?

Дети : Крупа .

В: А какая крупа? (В горшочки насыпана разного вида крупа)

В: Что можно сварить из крупы? А еще что? А как мы еще можем использовать крупу?

(Ответы детей)

В: Я предлагаю унести крупу на кухню и отдать ее нашему повару Надежде Викторовне. Она сварит нам вкусную кашу. Давайте всю крупу сложим в эту кастрюлю и после занятия унесем на кухню. А целый горшок положим в волшебный ларец и он перенесет горшок обратно девочке в сказку. Ну а нам пора возвращаться в наш детский сад.

Два раза хлопни,

Три раза топни,

Вокруг себя обернись,

И в детском саду очутись!

Рисование:

В: Замечательные горшочки мы с собой из сказки принесли, а не хотите их украсить? Как мы можем это сделать?

Д: Расписать их узорами

В: Присаживайтесь за столы и приступайте к работе.

Воспитатель напоминает детям о том, как они ходили на экскурсию в студию керамики «Синяя птица», и о музее группы.

В: Посмотрите на горшочки. Подумайте, каким узором вы будете расписывать горшочки. Подумали, приступайте к работе. Если вы будете правильно пользоваться кистью, она будем вам отличной помощницей. А еще вам будет помогать музыка. Музыка и песни всегда сопровождали труд русского человека. Если вы постараетесь, то ваши горшочки будут красивыми, и вы получите большое удовольствие от работы. А те, кто увидят ваши горшочки, тоже будут радоваться вашим успехом.

(Самостоятельная работа детей за столами)

Анализ занятия.

В: Какая красота у вас получилась. А вам самим нравятся ваши горшочки? Чем они вам нравятся? А что больше всего понравилось в сегодняшнем путешествии по сказкам? Что было для вас самым легким? Трудным? Веселым? Что запомнилось больше всего? (варианты вопросов к детям).

Мне бы хотелось, чтобы вы сами себя оценили. Вот здесь лежат бумажные горшочки разных цветов. Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, то возьмите оранжевый горшочек. Если вы сомневаетесь, и что-то не получилось, возьмите зеленый горшочек. Если вы считаете, что у вас ничего не получилось, было не интересно, скучно, возьмите фиолетовый горшочек. Все определились с выбором горшочков? (берут в руки и показывают)



© 2010-2022