Программа самообразования по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Машенька»








Программа саморазвития педагога


«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»











Кондратьева Ирина Викторовна



Образование - средне-специальное,

1 квалификационная категория.

Работа начата -01.09.2014 г.

Предполагается закончить -30.05.2017 г.








2014 - 2017

Оглавление:


Введение

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;

- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;

- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;

- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- содействие формированию у детей научной картины мира;

- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств, однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

• Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

• Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

• Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

• Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.







Актуальность темы:

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что - то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

-Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

-Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

-Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)

-Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Я поставила перед собой

Цель:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Через задачи:

- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

- способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.


Этапы реализации программы самообразования

Формы работы

Практический выход, примечание.

Сроки.

Теоретический этап. Изучение методической лит-ры.

*Н.А. Короткова - Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.

*А.И. Савенков - Методика исследовательского обучения дошкольников

*Ребёнок в мире поиска программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

*А.И. Савенков - Методика исследовательского обучения младших дошкольников.

*Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова - Организация сюжетной игры в детском саду.

*О.В. Дыбина - Неизвестное рядом. *Опыты и эксперименты для дошкольников.

*Изучение методики Л.А, Венгера

Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

* Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

* Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.

* Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.

* Интернет ресурсы

Изучение статей в журналах:

*Воспитатель ДОУ,

*Дошкольное воспитание,

*Ребенок в детском саду,

*Обруч.

Составление картотеки книг, статей из журналов.

В теч. 3 лет

Практический этап.

Работа с детьми

*Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

* Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

*Составление серии опытов для дошкольников.

* Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.

*Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

*Открытые занятия.

В теч. 3 лет

Работа с родителями

*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

*Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»

*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

*Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

*Консультации, участие в проектах, папки-передвижки,фото-выставки,

рекомендации.

В теч. 3 лет

Работа с воспитателями

*Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»

*Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

*Памятки для педагогов «Примерная структура занятия-экспериментирования», *«Планирование работы с детьми по экспериментированию»

*Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.

*Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

*Изучение опыта педагогов ДОУ

*Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

*Памятки о общих правилах исследовательского обучения.

*Оформление выставок литературы, дидактического материала.

*Проведение мастер-класса для педагогов.

В теч. 3 лет

Форма отчета

*Публикация статей в сетевых образовательных пространствах;

*Проведение Дня открытых дверей для педагогов и родителей;

*Обобщение из опыта работы;

*Отчет на педсоветах;

*Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне

*Представление администрации аналитического отчета.

*Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах.

*Презентации.












Предполагаемый результат:

-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

-желание улучшить образовательный процесс;

-разработка презентаций.

-разработка и внедрение дидактических материалов.

-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.

- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех возрастных группах.

-доклады и выступления по распространению опыта работы.

Форма самообразования: индивидуальная.

Вывод:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.







8


© 2010-2022