- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Родительское собрание «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, ИЛИ ТОЛЬКО ВПЕРЕД!»
Родительское собрание «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, ИЛИ ТОЛЬКО ВПЕРЕД!»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соснина Н.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Воспитатели: Н.В.Соснина.
Г.М.Спирина.
п.Половинка 2015г
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ,
ИЛИ ТОЛЬКО ВПЕРЕД!»
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.
Форма проведения: встреча-путешествие.
Участники: воспитатели, родители, узкие специалисты.
План проведения
-
Вступительная часть.
-
Поздравление родителей с началом учебного года.
-
Знакомство с новыми семьями, воспитателем, узкими специалистами.
-
Выборы нового состава родительского комитета.
-
Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет».
-
Выступление узких специалистов.
-
Особенности образовательного процесса в средней группе.
-
Ознакомление родителей с целями и задачами на новый учебный год.
-
«Родителям о ПДД» (Анкета для родителей «Я и мой ребенок на улицах города»)
-
Коротко о разном.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
-
Изготовление плаката с изображением корабля, плывущего в страну Знаний; оформление выставок (детские рисунки, фотоколлаж «Лето красное!») или создание фотогазеты «Прощай, лето» (родители приносят летние семейные фотографии, рисунки детей).
-
Подготовка благодарственных писем семьям, принявшие активное участие в подготовке группы к началу учебного года; проекта плана совместных мероприятий на новый учебный год; выписки из годового плана работы МОУ на новый учебный год (раздел «Взаимодействие с семьей»); бейджиков (по количеству родителей).
-
Приглашение узких специалистов.
-
Предварительное анкетирование родителей (приложение 1).
-
Оформление информационных листов с названиями совместных педагогических и творческих проектов, которые будут реализованы в новом учебном году.
-
Разработка проекта решения родительского собрания.
-
Оформление приглашения:
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Приглашаем Вас на организационное родительское собрание «Путешествие в страну Знаний продолжается, или Только вперед!».
Вместе с нашими детьми отправимся в путешествие по океану Знаний.
Родительское собрание состоится ... августа в 17.30.
Ждем Вас с нетерпением!
Воспитатели группы ... (Ф.И.О. воспитателей)
II. Организационный этап
Родители заходят, рассаживаются произвольно. Каждому выдается бейджик, фломастер и предлагается написать свое имя и отчество, а также подсказку для других родителей
Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На центральной стене - изображение плывущего к острову корабля, выставки, плакат с темой собрания.
Родители изучают содержание программы родительского собрания и материалы представленных выставок.
III. Вступительная часть
Звучит торжественная музыка.
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной кают-компании! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим знаменитым путешественникам исполнилось четыре - пять лет, они перешли в среднюю группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.
Упражнение «Пожелание»
Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.
Ты катись, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
Пожелания родителей можно записать на магнитофон или видеокамеру, чтобы дать их прослушать посмотреть детям.
Воспитатель. Вот и подошло к концу лето. А как вы его провели, мы сейчас узнаем с помощью упражнений...
Вариант 1. Упражнение «Как мы провели лето»
-
Встаньте те, кто, ходил со своим ребенком в лес... (на рыбалку).
-
Встаньте те, кто купался в море (плавал вместе с ребенком, загорал на пляже).
-
... у чьих детей от загара сгорела спина.
-
... кто читал детям книги.
-
... кто купил своему ребенку мяч (или любой другой предмет для двигательной активности).
-
... чьи дети помогали родителям на даче (в огороде).
- ... чей ребенок научился чему-нибудь новому и т. п.
Вариант 2. Упражнение «Каким я увидел(а) своего ребенка летом?»
- Он внимательный: помог мне нести сумку с дачи.
-
Он ласковый: охотно целует, обнимает меня; жалеет животных: кормит у бабушки кур, козочку.
-
Он наблюдательный: всегда заметит, когда распускается цветок, заходит солнце или появляется тучка.
-
Он веселый: любит петь, никогда не хнычет по пустякам.
-
Он трудолюбивый: может долго поливать грядку, делает дело до конца.
-
Он мой любимый: я люблю его всякого и очень хочу, чтобы его любили все.
Вариант 3. Шуточная игра «Колпак»
Предварительно музыкальный руководитель записывает небольшие фрагменты из популярных эстрадных и детских песен по теме «Как мы провели лето».
Воспитатель. Сейчас мы узнаем, о чем же думают наши родители после летнего отдыха. Когда колпак остановится над кем-то из родителей, мы все услышим (включает музыкальный фрагмент), о чем же думает или мечтает этот человек.
-
Да, я вижу, вы приятно и с пользой для детей провели лето. Значит, вы замечательные родители!
-
А кто из вас этим летом совершил морское путешествие на теплоходе, катере, яхте? А хотите отправиться в круиз прямо сейчас?
-
Итак, сегодня мы - дети, педагоги и родители - отправляемся в круиз по океану Знаний (показывает на плакат), которое продлится еще не один год, а конечный пункт нашего путешествия - это, конечно же, Школа.
-
Чтобы отправиться в такое длительное плавание, нам необходимо надежное, оборудованное и красивое плавательное средство. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без нее невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей). Кто же помог качественно подготовить нашу группу к новому учебному году?
IV. Поздравление родителей с началом учебного года.
V. Знакомство с новыми семьями, воспитателем, узкими специалистами
Вариант 1. Родители сами коротко рассказывают о своей семье.
Вариант 2. Воспитатель дает краткую характеристику семьи на основании информации, полученной от родителей в ходе предварительной беседы.
Вариант 3. Игра в знакомство.
Воспитатель. А как можно отправиться в плавание без надежной команды?! Предлагаю выбрать родительский комитет группы, который будет заниматься вместе с воспитателями организацией всех наших совместных проектов.
VI. Выборы нового состава родительского комитета
-
Работа родительского комитета группы регламентируется документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения».
-
Следует коротко напомнить родителям о его функциях.
-
Альтернативой родительскому комитету группы может выступить инициативная группа, которая представляет собой сменный состав родительского комитета группы. Инициативная группа может иметь те же задачи и права, что и родительский комитет. Изменятся лишь организация и содержание работы инициативной группы.
-
Выборы родительского комитета можно провести нетрадиционным способом. Родителям раздаются листочки с таблицей.
Должность
Функции
Предлагаю избрать
Председатель родительского комитета
1.
2.
3.
-
В первых колонках перечисляются должности и функции представителей родительского комитета группы, а в правой по вертикали - цифры от 1 до 3.
-
Родителям предлагается вписать кандидатуры (по три человека на каждую должность). Родитель, желающий заниматься той или иной деятельностью, может вписать свое имя. Возможные должности представителей комитета:
-
председатель родительского комитета (он является представителем от группы в родительский комитет МБОУ);
-
заместитель председателя родительского комитета (его правая рука);
-
секретарь родительского собрания;
-
группа родителей, отвечающая за осуществление мероприятий по укреплению материально-технической и наглядно- дидактической базы группы, благоустройство и создание в ней нормальных санитарно-гигиенических условий;
-
сектор внимания (ответственный за приобретение подарки
для именинников, на Новый год, организацию «сладких вечеров» и т. п.); -
спортивный сектор (проведение и оснащение мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспитанников);
-
культурно-массовый сектор (привлечение родителей к участию в воспитательной, культурно-массовой работе с воспитанниками вне развивающих занятий, а также во время каникул);
-
связи с общественностью (развитие и укрепление связей родителей воспитанников с педагогическим коллективом МБОУ и другими организациями культуры, образования и спорта);
Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет утверждается.
Примечание. Председатель родительского собрания выбирается на один год; секретарь - на каждом родительском собрании из числа присутствующих.
Вывод. В любой команде очень важны понимание, добры отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гapмоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимна терпимость.
VII. Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет»
Воспитатель. Корабль готов к отплытию. Полный вперед! Нет... чего-то еще нам не хватает! Конечно же, спасательных средств - педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемы родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?
Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4-5 лет, выделив показатели разных сторон его развития. (Описание возрастных особенностей можно найти в образовательной программе, по которой работает дошкольное учреждение).
Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребенку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.
Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития. (В.В. Гербова.)
(Родителям выдается одна из памяток (на выбор воспитателя) (приложение 2).
Воспитатель. Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка. Они обусловлены типом нервной системы. И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы (в зависимости от реакции организма на внешние раздражители): флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик.
Родителям для самостоятельного изучения предлагаются тест на определение темперамента и памятка «Темперамент вашего малыша» (приложение 7).
VIII. Выступление учителя - логопеда, учителя - дефектолога
Вопрос о приглашении логопеда на родительское собрание актуален именно в этом возрасте. К
пяти годам звукопроизношение у детей должно полностью нормализоваться.
Родителям следует об этом знать и проводить специальные игры и упражнения в домашних условиях.
Воспитатель представляет логопеда; логопед сообщает об особенностях речевого развития детей среднего дошкольного возраста (приложение 3), дает советы и рекомендации, называет дни для проведения индивидуальных консультаций с родителями.
IX.Особенности образовательного процесса в средней группе
1. Сообщение воспитателя
Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения (можно оформить в виде памятки), об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий), о дополнительном образовании (бесплатные и платные кружки).
2. Обратная связь с родителями
Родители задают интересующие их вопросы, высказывай предложения по улучшению качества образовательного процесса. Им выдается памятка «Правила для родителей» (приложение 4)
X. Ознакомление родителей с целями и задачами МОУ на новый учебный год.
XI. Заполнение родителями анкеты
Родители заполняют анкету семьи, куда вносят все изменения произошедшие за текущий период (изменения фамилий, адрес телефонов, места работы и т. п.). Родители получают распечатанный список воспитателей (Ф.И.О., контактные телефоны, время проведения консультаций)
XII. Заключительная часть
Воспитатель. Путешествие в страну Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, веселых игр и настоящих друзей! Только вперед!
Вариант решения родительского собрания:
-
Установить график проведения групповых родительских собраний - 1 раз в квартал. Время начала родительского собрания - 17.30.
-
Председателем родительского коллектива группы избрать, (Ф.И.О.).
-
Утвердить родительский комитет в следующем составе:
(Ф.И.О. членов родительского комитета, их телефоны). -
Принять к сведению содержание памяток «Ребенок 4-5 лет», «Уровень речевого развития».
-
Принять к исполнению правила для родителей.
-
Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи - созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.
Приложение 1.
Анкета для родителей
Уважаемые ______________________________________________________________________
(имена, отчества родителей).
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации интересных собраний, увлекательной работы с детьми.
Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету.
-
Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом году?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Считаете ли Вы возможным посещение собраний, других мероприятий всей семьей?
а) да;
б) нет (почему?).__________________________________________________________________
-
Что нам следует учитывать, приглашая Вас на собрание, занятие, беседу?
__________________________________________________________________________________
-
Какие дни и часы недели у Вас наиболее заняты?______________________________________
-
Ваши советы и предложения по организации и проведению собраний.
__________________________________________________________________________________
-
Какую помощь можете оказать в их подготовке?______________________________________
_________________________________________________________________________________
-
Согласны ли Вы принять участие в выставке и представлении Ваших хобби? Каких?
__________________________________________________________________________________
-
Какая Вам необходима помощь?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Ваши вопросы и предложения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Анкета семьи
-
Фамилия, имя, отчество ребенка.
-
Дата рождения ребенка.
-
Количество детей в семье.
-
Сведения о маме:
а) фамилия, имя, отчество;
б) образование (высшее, среднее и др.);
в) место работы, должность, рабочий телефон;
г) увлечения и возможности по оказанию помощи в проведении групповых мероприятий.
5. Сведения о папе:
а) фамилия, имя, отчество;
б) образование (высшее, среднее и др.);
в) место работы, должность, рабочий телефон;
г) увлечения и возможности по оказанию помощи в проведении групповых мероприятий.
-
Адрес, по которому проживает семья.
-
Количество членов семьи, проживающих по данному адресу.
-
Жилищные условия.
-
Средний финансовый доход семьи.
-
Особые сведения о ребенке (физические недостатки: слух, зрение, нарушение деятельности мочеполовой системы и т. д.).
-
Домашний телефон (другие контактные телефоны).
Приложение 3.
Уровень развития речи детей 4-5 лет
Четыре года
-
Словарный запас достигает 2000 слов.
-
В активной речи появляются слова второй степени обобщения (посуда - чайная и столовая, машины - грузовые и легковые, люди - мужчины и женщины и т. п.).
-
Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
-
Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
-
В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
-
У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
-
Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
-
Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений.
Пять лет
1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
2. Начинает формироваться внутренняя речь - свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
-
Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
-
Возможны ошибки при построении сложных предложений.
-
Звукопроизношение полностью нормализовалось.
-
Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть прозрачной, незаметной для восприятия.
-
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
Приложение 4.
Правила для родителей
-
Приводите ребенка в детский сад:
-
до 8.30;
-
в чистой, опрятной и удобной одежде и обуви, с необходимым комплектом сменного белья, с аккуратно причесанными волосами и коротко подстриженными ногтями;
-
здоровым (обо всех случаях недомогания ребенка извещайте воспитателя).
-
Выявленные при утреннем фильтре больные и дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.
-
Информируйте администрацию детского сада об отсутствии ребенка в связи с болезнью в течение первых двух часов в день заболевания по т. 252 - 11 - 77.
-
После перенесенного заболевания, а также отсутствия в детском саду более трех дней представьте старшей медицинской сестре справку о состоянии здоровья ребенка от участкового врача-педиатра.
-
Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя. Hапишите заявление на имя директора МОУ, если право забирать ребенка передоверяете родственникам или детям старше 16 лет.
-
Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в детском саду по семейным обстоятельствам (отпуск, летний период, санаторно-курортное лечение и пр.) оставьте заявление директору МОУ.
-
Вносите плату за содержание ребенка в МОУ не позднее 15-числа каждого месяца. Своевременно представляйте документы, подтверждающие льготы по оплате за содержание ребенка в детском саду.
-
Соблюдайте этические нормы в общении с детьми и сотрудниками детского сада.
Не рекомендуется:
-
приносить в детский сад ценные вещи и игрушки.
Запрещается:
-
приходить в детский сад в нетрезвом виде;
-
курить на территории детского сада;
-
приводить животных.
Приложение 5.
Особенности организации занятий детей 4-5 лет
Учитывая психологические особенности детей 4-5 лет, педагог проводит на занятиях физкультурные минутки, использует игровой материал, включает игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром очень важно:
-
обогащать словарный запас детей;
-
развивать наблюдательность и любознательность;
-
совершенствовать навыки общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми;
-
развивать эстетическое восприятие, понимание содержания художественных произведений;
-
учить логично и последовательно строить описание, задавать вопросы;
-
совершенствовать звуковую культуру речи, добиваться чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения;
-
учить отвечать краткими и развернутыми предложениями;
• обучать правильному согласованию слов в предложении.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром особое внимание уделяется:
-
бережному отношению к природе, вещам, созданным трудом людей;
-
формированию любви к родному краю.
В процессе развития речи необходимо использовать книги-раскраски. Раскрашивание предметов надо проводить штриховкой (частой или редкой) в заданном направлении: лежащие линии (горизонтальные), стоящие линии (вертикальные), наклонные («как дождик») - это способствует развитию тонкой координации руки.
Для умственного развития большое значение имеет формирование элементарных математических представлений и логического мышления.
На занятиях по лепке необходимо развивать умения скатывать пластилин круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, защипывать края формы; учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части. Это способствует, с одной стороны, формированию тонкой координации движений кисти руки, с другой - развитию пространственно воображения.
Очень важно на занятиях по изобразительному искусству не только развивать вкус на лучших произведениях искусства, но и учить сочетанию цветов и оттенков для создания выразительного образа, закрашивать рисунки (красками, гуашью, карандашами), ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы, контура; учить правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов (вверху, внизу, слева, справа), изображать круглую, овальную, прямоугольные и треугольную формы; учить рисовать элементы узора (мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги и т. д.). Все это направлено на развитие пространственного воображения и мышц кисти руки.
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья детей, формирование правильной осанки, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Их учат ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, ползать, пролезать, энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжка ориентироваться в пространстве.
На музыкально-ритмических занятиях дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки в умеренном и быстром темпе, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки, выполнять такие танцевальные движения, как прямой галоп, «пружинка», подскоки, переступание с носка ноги на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу в танцах и хороводах; учатся выполнятьдвижения с предметами, выразительно передавать игровые образы. Им прививается интерес к музицированию.
К концу года дети на пятом году жизни умеют:
-
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
-
учить наизусть небольшие стихотворения, потешки;
-
считать в пределах пяти (количественный счет);
-
отвечать на вопрос «сколько всего?»;
-
сравнивать две группы предметов, используя счет (больше - меньше); сравнивать пять предметов разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке подлине, ширине, высоте;
-
указывать и называть круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
-
различать и называть части суток;
-
определять направление движения от себя: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз;
-
отличать правую и левую руку;
-
правильно передавать в рисунке форму, строение предметов;
-
изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всем листе, связывая единым содержанием;
-
лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезать с одного пролета на другой, ползать разными способами;
-
принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на 70 см;
-
ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м;
-
принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой;
-
отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;
-
сохранять равновесие на ограниченной площади опоры;
-
ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
Приложение 6.
Памятка для родителей
«Что необходимо знать о своем ребенке»
-
Состояние здоровья и физическое развитие ребенка.
-
Формирование двигательных навыков.
-
Умеет ли ребенок правильно ориентироваться и наблюдать?
-
Развито ли у ребенка воображение?
-
Умеет ли ребенок концентрировать свое внимание?
-
Хорошая ли память у ребенка?
-
Умеет ли ребенок выражать свои мысли?
-
Как развивается мышление ребенка?
-
Чем интересуется ребенок?
-
Как проходит эмоциональное развитие ребенка?
-
Как складываются отношения ребенка с окружающими его людьми?
-
ребенка к материальным ценностям.
-
Любит ли ребенок животных?
-
Отношение ребенка к самому себе.
-
Активен ли ребенок?
-
Каковы духовные потребности ребенка?
-
Формирование личности.
Приложение 7.
Тест на определение темперамента
Ребенок рождается с унаследованным темпераментом. Выяснив, какой темперамент у Вашего ребенка, Вы сможете общаться ним без конфликтов и стрессов.
Начертите на листе горизонтальную ось и напишите у левого ее конца слово «замкнутость», а у правого слово «общительность» поставьте в центр нулевую точку и отметьте на оси место, которое ребенок, по Вашему мнению, занимает (с учетом того, что у левой конца оси находятся дети действительно замкнутые, а у правого - очень открытые и общительные, а центр - это статистическая норма).
Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную линию. Напишите у нижнего ее конца слова «эмоциональна стабильность», а у верхнего слово «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую Вашим представлениям о душевном спокойствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые, а вверху - дети с повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями). Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому типу относится Ваш ребенок.
Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе, свидетельствует о холерическом темпераменте; ее попадание в правы верхний сектор - о меланхолическом; если она оказалась в левом нижнем секторе - это говорит о флегматическом типе; а в правомнижнем - о сангвиническом.
Старайтесь оценить ребенка не по состоянию в данный момент, а в целом с момента его рождения. Данное определение достаточно схематично и приближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на то, что существуют смешанные типы.
Сангвиник. Жизнелюб и оптимист, охотно рискует и идет на компромиссы, деловит и собран, прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте, мгновенно усваивает новую информацию. Он любит подвижные игры, очень любознателен. Быстро засыпает и всегда просыпается в хорошем настроении. Наказания переносит легко, быстро о них забывает. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Это вообще самый «удобный» для воспитания темперамент. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия. Воспитывая сангвиника, учите его терпению и упорству и следите, чтобы его оптимизм и жизнерадостность не переросли в легкомыслие и непостоянство.
Холерик. Это неутомимый, бесстрашный, задиристый ребенок. Часто горячится и вступает в конфликты. Нередко испытывает страх и гнев, непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. К замечаниям относится спокойно, а вот физическим наказаниям сопротивляется. Предпочитает шумные игры, баловство, постоянно нуждается в зрителях и новых впечатлениях. Новую информацию схватывает на лету и тут же забывает. Говорит громко и быстро. К новой обстановке привыкает легко. А вот засыпает с трудом, и никогда не предугадаешь, в каком настроении проснется. Попытайтесь снизить скорость его порхания по жизни, организуя остановки и паузы; помогайте выбрать хобби, тогда фонтан его бурной энергии будет использован в познавательных целях. Занимайте ребенка спокойными играми, совершенствующими внимание и наблюдательность; учите его обдумывать решения, рассчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым.
Флегматик. Он очень спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, даже малоэмоциональный, не любит рисковать. Этот ребенок любит спокойные игры. Он не бывает лидером среди сверстников. Новую информацию усваивает медленно, но зато навсегда. Долго адаптируется к новшествам, перемен не любит. А вот засыпает быстро, спит спокойно, но просыпается медленно и долго ходит вялый.
Постарайтесь развить в малыше любознательность и инициативность; ускоряйте его черепашьи темпы ( в этом Вам помогут любые игры на скорость и ловкость). Показывайте ему пример ярко выраженного, эмоционального поведения: сами активно радуйтесь и огорчайтесь, он обязательно это у Вас переймет.
Меланхолик. Он робкий, замкнутый и нерешительный, тревожится по мелочам, очень мнителен и сентиментален. Новую информацию усваивает с трудом, все время отвлекается и быстро устает. Двигается неуверенно, говорит тихо, но выразительно. Как правило, выдает реакцию, неадекватную силе раздражителя. Спать укладывается долго, засыпает быстро, утром легко встает. Очень тяжело привыкает к новым местам и потому не любит ходить в садик и школу. Меланхолику нужно учиться самостоятельности и смелости. Ему нельзя приказывать, недопустимы категоричные обращения и отрицательные оценки. С таким малышом надо обсуждать увиденное и услышанное, акцентируя внимание на положительных сторонах.
14