- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект доклада на семинаре СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Конспект доклада на семинаре СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пирхелева Г.Л. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Пирхелева Галина Леонидовна
Воспитатель
СП «Детский сад «Колосок» ГБОУ СОШ с.Старопохвистнево м.р. Похвистневский Самарской области
89270077901
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, воспитатели, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды. Развивающая среда - это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и социализацию ребенка.
Предметно-развивающая среда детства включает в себя ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. К ним относятся среды и объекты, физкультурно-игровое, оздоровительное сооружение, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий.
Значимость социальных условий, складывающихся в дошкольные годы жизни, развивающее влияние окружающей среды заставило меня внимательно подходить к выбору современного интерьера и дизайна внутренних помещений, оборудованию, мебели, игрушек, пособий для малышей.
С каждым годом количество детей в дошкольных учреждениях увеличивается. Система работы осуществляется не только на базе традиционных методов, но и с использованием современных концепций. Основу одной из них составляет особое внимание к социальным условиям жизни детей раннего возраста, складывающимся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. При этом в центре внимания находится современный интерьер групповых помещений, включающий в себя оборудование, мебель, игрушки как необходимую составляющую предметно-пространственной среды
Значение окружающей среды для детей раннего возраста сложно переоценить. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира. Поэтому важно создать вокруг него атмосферу ярких впечатлений.
Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста.
При ее создании следует учитывать следующие принципы:
-
научности - составляет основу всех разработок, посвященных проблеме раннего возраста, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конечного результата;
-
опоры на зону ближайшего развития - личность ребенка может формироваться только в тесном сотрудничестве со взрослым (Л.С. Выготский);
-
совмещения игровой и познавательной деятельности детей;
-
постепенного усложнения обучающих заданий и условий игр.
Кроме того, особенностями предметной среды должны быть яркость и насыщенность помещения. Окружающий мир пробуждает в нас различные эмоции. Чтобы украсить пространство, человек использует цвет, который представляет собой мощное средство, способное менять настроение и поднимать жизненный тонус. Ребенок, заходя в первый раз в дошкольное учреждение, групповую комнату, опирается на визуальный анализатор, т. е. вначале оценивает помещение, окружающие предметы, а потом уже обращает внимание на доброжелательность и приветливость воспитателей. Душевное благополучие малыша зависит от микроклимата социальной среды, в которой он растет. Таким образом, центральной задачей при организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста становится обеспечение здоровья, т. е. полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла свое основное назначение - создавала условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности, она должна удовлетворять следующим требованиям:
-
соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, т. е. создать зону ближайшего психического развития;
-
содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, т. е. соответствовать уровню развития когнитивной сферы ребенка;
-
быть неисчерпаемой, информативной для ребенка, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;
-
соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса;
-
быть системной, т. е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры.
Предметно-развивающая среда в группе детей раннего возраста должна быть комплексной, т. е. отвечать не только современным санитарным, но и эстетическим требованиям и носить развивающий характер. Наряду с этим она должна быть гармоничной, соответствующей возрастным психофизическим показателям развития детей, а следовательно, учитывать передовые принципы зарубежного и отечественного дизайнерского искусства. В этом случае использование особых стилевых решений, инновационных пособий помогает снизить уровень психоэмоциональной напряженности, улучшить микроклимат в группе, смягчить последствия стрессовых ситуаций, что способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка.
Преимущество созданной среды в том, что появится возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Ожидается, что воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Планируется, что значительно возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети смогут создать и выполнить много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций.
Литература
• Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников М., Академия, 2000
• Безруких М.М. Проблемные дети. М.,из-во УРАО, 2000
• Выготский Л.С. В. Вопросы детской психологии. - СПб, из-во Союз, 1997
• Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика Мозга: Книга для родителей и педагогов. - М., 1997
• Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. Журнал «Вопросы психологии» №6, 1990 М., из-во «Педагогика»