Дидактическая игра Речевые кубики для детей старшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактическая игра «Речевые кубики»

Дидактическая игра Речевые кубики для детей старшего дошкольного возраста


Направленность: речевое и познавательное развитие.

Предназначение: в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Цель:

Расширять и активизировать словарный запас, способствующий познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста, развитие фонематического слуха, памяти.

Задачи:

1.Развивать речь детей:

  • вызвать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли, научить составлять развернутый описательный рассказ .

  • Развивать умение описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.

  • Активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

  • Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.(игры на обобщающем кубике).

  • Закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

  • Расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.(д/и «Что бывает круглым?»)

  • Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. (Д/и «Один - много»)

  • Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.. (д/и «Скажи ласково»)

  • Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. («Веселый счет»).

  • Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.( «Кто кем был?; Кто кем будет?»)

2. Развивать познавательные способности детей, формирование мыслительных процессов в ходе выполнения заданий. Закреплять знания детей о домашних и диких животных, о фруктах, овощах, деревьях, грибах, цветах, ягодах; о геометрических фигурах, форме, величине.

3. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук.

Материал: пластмассовые кубики: "Фигуры", "Числа", "Животные", "Обобщающий", карточки с заданиями к каждому кубику.

Игра проводится в свободное от занятия время в форме дидактической игры. Игровое правило регулируется детьми, большое разнообразие картинок поднимает интерес, а правильные ответы стимулируют к усложнению задач. При организации и проведении игры важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою словесную активность.


Ход игры:

Для каждого кубика имеется своя карточка с заданиями. Начинать играть надо с одного любого кубика, а затем усложнять игру в 2 кубика.

Ребенок подбрасывает кубик со словами «Крутись, вертись, на бочок ложись», называет картинку, которая оказалась сверху, и выполняет задания.

Кубик «Фигуры»

Дидактическая игра Речевые кубики для детей старшего дошкольного возраста












На гранях кубика изображены следующие предметы:

  1. Круг - назвать предметы круглой формы. (Д/И «Что бывает круглым?)

  2. Квадрат - назвать предметы квадратной формы из того, что окружает ребенка.

  3. Разноцветные фигуры с неровными контурами (вопросы из серии «Что бывает красным, зеленым, желтым, синим…»)

  4. Маленький - большой треугольники:

Задание «Кто кем (чем) станет?»

«Кем (чем) будет - яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

«Кто кем (чем) был?»

Кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок - яйцом, лошадь - жеребенком, корова - теленком, дуб - желудем, рыба - икринкой, яблоня - семечком, лягушка - головастиком, бабочка - гусеницей, хлеб - мукой, шкаф - доской, велосипед - железом, рубашка - ткань, ботинки - кожей, дом - кирпичом, сильный - слабым

5.Два квадрата белого и черного цвета. Задание « Скажи наоборот».

Примеры задания: высокий-низкий, горячий-холодный, узкий - широкий, большой - маленький, тяжелый - легкий, слабый - сильный…

6.Один круг слева и три круга справа: игра «Один - много».

Задания: : Стол - столы двор - дворы нос - носы гора - горы нора - норы мост -мосты дом - дома глаз - глаза луг - луга город - города провод - провода холод - холода день - дни пень - пни сон - сны лоб - лбы ухо - уши стул - стулья кол - колья лист - листья перо - перья крыло - крылья дерево - деревья носок - носки чулок - чулки кусок - куски кружок - кружки дружок - дружки прыжок - прыжки утенок - утята гусенок - гусята цыпленок - цыплята тигренок - тигрята слоненок - слонята.

Кубик «Животные»

Дидактическая игра Речевые кубики для детей старшего дошкольного возраста

На гранях кубика изображены животные: корова, кошка, собака, лиса, заяц, еж. (картинки можно менять по желанию).

Вопросы:

1. Кто это? Какое животное? (домашнее или дикое и почему) .

2. Назови ласково. (например, если выпала картинка с лисой, то ласково - лисичка)

3. Назови детеныша ( например, детеныш - лисенок. То же самое с другими животными).

4. Кто где живёт?

5. Чем питаются?

6. Какое это животное? (описать внешние качества, повадки).

7. «Что делают животные? »

Собака - Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается) ; лиса - бежит, охотится, отдыхает; корова - мычит, пасется на лугу, жует траву, дает молоко; заяц - прячется, прыгает, скачет, ест, боится; и т.д.

8. Чья голова? Чья лапа, хвост? ( у кошки голова - кошачья, у лошади голова - лошадиная, у зайца голова - заячья, у лисы голова - лисья, у собаки голова - собачья, у коровы голова - коровья и т д.)

Если одновременно бросить с кубиком «Животные» кубик «Числа», то задания можно усложнить: «Веселый счет». В зависимости от того, какое число выпало, ребенок считает: одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы…шесть лис. То же самое с другими животными.

Кубик «Обобщающий».

Дидактическая игра Речевые кубики для детей старшего дошкольного возраста

В паре с кубиком «Обобщающий» бросается кубик «Числа». Ребенок называет столько видовых понятий, сколько покажет выпавшее число.

1. картинка «помидор». Задания: назови овощи (столько, сколько выпадет на кубике «числа»).

2.картинка «яблоко». Задание: назови любые фрукты.

3.Картинка «малина». Задание: назвать любую ягоду.

4.Картинка «дерево». Задание: назвать любое дерево.

5.Картинка «цветок». Задание: назвать любой цветок.

6. Картинка «грибок». Задание: назвать грибы.

Дополнительные вопросы.

1. Фрукт или овощ. Где растет? (на грядке, на дереве, в земле) .

2. Назови по форме, по цвету, по вкусу.

3. Как употребляют в пищу? Что готовят? варят? из овоща (фрукта, ягод, грибов) .

Кубик «Числа»

Дидактическая игра Речевые кубики для детей старшего дошкольного возраста

На гранях кубика - числа от 1 до 6. Предназначение кубика: по усмотрению воспитателя усложнять задания путем бросания второго кубика. Закрепляется количественный счет (одно яблоко, два яблока…), согласование числительных с существительными (одна кошка, две кошки…).

© 2010-2022