Занятие образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе «Ветер, ветер ты могуч»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Сказка» общеразвивающего вида

Елабужского муниципального района









Тема непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней группе





«Ветер, ветер ты могуч»









Выполнила:

Воспитатель высшей кв категории

Ермакова Людмила Николаевна



Интеграция образовательных областей:

«Познание» , «Безопасность» , «Коммуникация» , «Физическая культура», «Художественно-эстетическое»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, ураган, буря, смерч, а также с причинами возникновения ветра, его ролью в жизни человека и с некоторыми правилами безопасности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и явлениям природы, знанию правил ОБЖ.

  2. Закрепить знания детей о природных явлениях с помощью опытов, тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.

  3. Формировать умение вести диалог используя качественные прилагательные, глаголы, пополнять словарный запас, расширять кругозор.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, умение внимательно слушать, делать выводы

  2. Развивать интерес к познанию основ безопасности жизни.

Воспитательные:

  1. Воспитывать сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  2. Воспитывать желание заботиться о сохранении своей жизни.

Материал и оборудование: картины с изображением бури, урагана, смерча; мультимедийная аппаратура, лента знаков, символов; свеча, спички; листы бумаги разрезанные на полоски с одной стороны; узкие шарики по количеству детей.

Способ организации: Активно - деятельностный









Проблемная ситуация

Содержание деятельности

Условия, средства деятельности детей

Сюрпризный момент.

Вод сказочного героя. Знакомство. Проблематизация



Если дети не догадались , помогаем при помощи загадывания загадки. Включение в процессе обучения не только эмоциональной, но и рациональной сферы.

Включение детей в планирование совместной деятельности

Упражнение в подборе прилагательных и глаголов



Эмоциональный настрой на дальнейшую совместную деятельность

Просмотр отрывка мультфильма «Волшебник Изумрудного города»

Проблемные вопросы



Включение в процесс обучения, используя рассказ и картины.



Закрепление

Проблемные вопросы



ОБЖ

Проблематизация содержания



Включение детей в планирование совместной деятельности

Художественное творчество.



Итог занятия



Карлсон: «Здравствуйте, друзья! Вы меня узнали? Вы знаете ребята, я так люблю летать, но сегодня я вынужден был сидеть на крыше, а одному скучно, вот я и пришел к вам. А как вы думаете, почему я не могу сегодня летать?»

Ребята, сейчас я загадаю вам загадку об одном невидимке, а вы постарайтесь отгадать.

Друзья, а что такое ветер? Давайте попробуем вместе это понять, увидеть!

Ребята, каким бывает ветер?

А что ветер умеет делать?

Как ветер помогает людям?

Может ли ветер повредить человеку?

«Я предлагаю вам вместе со мной немного подвигаться, можете повторять со мной слова.»

Ребята, давайте посмотрим, что произошло в одной из сказок из-за сильного ветра.

Как вы думаете: бывают ли такие ветра, которые могли бы перенести дом с места, на место не в сказке, а в жизни?

Рассказ Карлсона: (Приложение)

«Такие ветра действительно бывают. Их называют ураган, буря.»

Чтение фрагмента стихотворения А.С.Пушкина «Буре мглою небо кроет»

Как называется такое явление?

Кто из сказочных героев попадал в бурю? Вспомни доктора Айболита, который мчался в Африку на всех парусах.

Буря опасна для человека. Бывает даже, что люди по неосторожности гибнут во время сильного ветра, грозы. Поэтому нужно знать некоторые правила.

Рассмотрим и обсудим их

Гроза, буря бывают часто с молнией. Откуда она берется? Опыт №3

Друзья, нарисуйте на бумаге настроение, которое у вас возникает при слове «буря», «ураган» и при прослушивании звуков бури.

«Ребята, я рад, что пришел к вам. С вами было очень приятно общаться. А что вам понравилось?»

Разговор-диалог, побуждающий ребенка к высказыванию собственных мыслей



Дети высказываются, предполагают, отгадывают.



Вместе с детьми проводится опыт №1,2. (приложение)

Дети высказывают мнения, дают определение

Поощрение детей к высказыванию



Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо» (приложение)

Дети просматривают отрывок мультфильма посредством проекторного показа.

Поощрение детей к рассуждению, умозаключению.



Дети слушают и рассматривают картины, переходя от одной к другой



Поощрение детей к высказыванию

Чтение отрывка из книги К.И.Чукотского «Айболит»



Использование ленты знаков, символов (Приложение)

Дети рассматривают и анализируют проговаривая правила ОБЖ.

Вместе с детьми проводится опыт №3 (Приложение)

Прослушивание музыкального произведения Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане»









Приложение



Загадка:

Хоть бескрылый, а летает

Безголовый, а свистит

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает

Сосны с корнем вырывает -

Так порою он сердит!

Только что он был везде

Миг и нет его нигде.

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо Стоим с поднятыми вверх руками, раскачиваемся из стороны в сторону

Закачалось деревцо Наклоны в стороны сильные

Ветер тише, тише, тише амплитуда наклона уменьшается

Деревцо все выше, выше. Выпрямляемся и тянемся наверх

Рассказ Карлсона. «Что такое ураган?»

Это очень сильный ветер, и чем он сильнее, тем быстрее движется, тем больше всего сметает на своем пути. Мы с вами уже увидели, что ветер появляется тогда, когда встречаются теплый и холодный воздух. Если один из них будет очень, очень холодным, а другой - очень, очень теплым, то получится быстрый и сильный ветер, который можно назвать ураганом. Это будет настоящий вихрь, сметающий все на своем пути.

Очень сильный вихрь называется смерчем. Это большой воздушный столб, который очень быстро вертится. У него даже есть свой «хобот» , в который он втягивает все, что попадается на его пути (показ картины). Вот такой же смерч и захватил домик Элли и перенес его в волшебную страну.

Есть и другие ураганы: торнадо в Америке, тайфуны в Тихом океане (показать соответствующие картины). Можно показать на карте места, которые названы. Как правило, ураганы рождаются над океаном, потом перемещаются на сушу.

В нашей стране чаще всего, пожалуй, употребляют слово «буря»

- Ребята ,что вы представляете когда слышите слово «буря»? Какой она бывает?

Фрагмент стихотворения А.С.Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет ,как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Опыт 1.

Для его проведения вам понадобится две свечи. Проводить исследование нужно в холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи (не забывайте о безопасности!). Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда «наклоняется» пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимется и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый (ведь он замерз!) , поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» теплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу) , а внизу - холодным (он ползет на встречу с нами). Получается, что «один» воздух, теплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Опыт 2.

Прикрепите над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Выслушайте предположения детей, что будет с этими полосками, когда вы откроет форточку. Будут ли они двигаться? Пусть ребята потрогают батареи, чтобы удостовериться, что они теплые. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Мы уже знаем, что теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы (можно его позвать). Холодный воздух из форточки будет спускаться вниз ) к батарее, чтобы погреться), а теплый , от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт «Гром и молния»

В разговоре о буре ребята, как правило, вспоминают молнию и спрашивают, откуда она берется. Попытайтесь это объяснить на самом простом уровне (хотя это и непросто) и доказать верность своих объяснений на конкретном опыте. Наверняка, из школьного курса физики вы помните опыты с эбонитовой палочкой и шерстью, когда в результате трения этих предметов возникает электрический разряд. Если вы пластмассовым гребнем станете расчесывать волосы, возникнет легкое потрескивание и искры. А что происходит внутри грозового облака? В нем с очень большой скоростью перемещается ветер. Он тащит с собой капельки воды, льдинки, пылинки, которые толкаются и трутся друг о друга. Как гребень о волосы. В конце концов, появляется молния - происходит разряд.

Опыт проведите в темной комнате. Предложите ребятам познакомиться с молнией, вернее с ее родственницей. Вам понадобятся два надутых продолговатых воздушных шарика (дети обычно называют их «колбасками» ). Шарики натрите чем-нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры - как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание - как гром.

Примечание. Если вы чувствуете, что детям сложно понять объяснение, ограничьтесь проведением опыта.

Правила по ОБЖ:

Лента знаков символов:



Обсудите с детьми, как нужно себя вести во время сильного ветра, грозы, в бурю

  1. Нельзя стоять на открытом месте

  2. Прятаться под одиноко стоящим высокими деревьями.

  3. Лучше укрыться в зарослях кустов

  4. Нельзя находиться рядом с металлическими предметами

  5. Нельзя находиться на воде

  6. Во время сильного ветра не нужно стоять рядом с сооружениями, которые могут развалиться и упасть на человека.



© 2010-2022