- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Консультация на тему Раннее выявление неблагополучных семей и постановка их на групповой и внутренний учёт
Консультация на тему Раннее выявление неблагополучных семей и постановка их на групповой и внутренний учёт
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тутыгина И.А. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Консультация для педагогов
Раннее выявление семей и
постановка их на групповой и внутренний учет ДОУ
-
Выявление и первичный учет. Первичная работа проводится на уровне воспитателя:
-
Исследование социума группы, первичная диагностика, составление паспорта семьи, группы, наблюдение за детьми. Цель: определить наличие проблем у ребенка, общее эмоциональное состояние и психологический портрет;
-
Опрос, анкетирование родителей. Цель: собрать необходимую информацию о семье, а также определить характер внутрисемейных взаимоотношений;
-
Повышение уровня педагогических, правовых психологических, медицинских знаний родителей (беседы, консультации, оформление стендов и папок-передвижек);
-
Посещение семей воспитателями и социальным педагогом.
-
Следующий этап работы - это постановка семей на групповой учет. Из проведенной раннее работы воспитатель видит проблемы семей и составляет план индивидуального сопровождения ребенка и семьи, тематике родительского всеобуча. Также показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми, усвоение программы. Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребенка могут быть неблагополучные условия дома, что ребенок и его родители требуют особого внимания. Такие семьи воспитатель посещает в первую очередь. Однако одного посещения недостаточно. Воспитатель не всегда может стать свидетелем конфликтов, пьянства (родители стараются скрыть это от посторонних). Поэтому необходимы неоднократные посещения семей, беседы отдельно с каждым из его членов о причинах отклонений в поведении и развитии ребенка, беседы с ребенком о его играх и занятиях дома, о том, как он проводит время вечером, в выходные дни. Полученную таким путем информацию нельзя использовать для воздействия на родителей, так как это может спровоцировать внутрисемейные конфликты, закрыть пути для доверительных контактов с семьей. Информация о неблагополучной семье служит воспитателю и социальному педагогу прежде всего для определения направления, содержания и методов работы с ней. Для работы и систематического анализа ее результатов все неблагополучные семьи ставятся на учет, на каждую семью заводится карточка, где фиксируется: состав семьи, жилищные и материальные условия, образование родителей, их культурный уровень, отношение к воспитанию, характер внутрисемейных взаимоотношений, общая обстановка в семье, условия для игр и занятий ребенка, а также проведение и планируемые мероприятия, направленные на устранение неблагополучия в семейном воспитании, положительные изменения. Систематический контроль осуществляется путем посещения семьи воспитателем, при необходимости привлекаются члены родительского патруля и социальный педагог. Результаты посещения регулярно обсуждаются на «Совете профилактики», в состав которого входят: заведующая, старший воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог, старшая медсестра.
-
Если у семьи нет положительных результатов, то ее ставят на внутренний учет ДОУ решением «Совета профилактики». Основанием постановки семьи на учет ДОУ является анализ проведенной работы воспитателей и приказ заведующей ДОУ.
После постановки на внутренний учет ДОУ, продолжает работу с семьей социальный педагог. На неблагополучную семью заводится карта - «Индивидуальная программа реабилитации семьи», в которой составляется план работы с каждой семьей индивидуально. Для эффективной работы необходимо разделение неблагополучных семей на группы в зависимости от причин и характера неблагополучия: алкоголизм, аморальный образ жизни родителей, педагогическая безграмотность родителей. Для каждой группы определяются конкретные задачи и методы воздействия:
-
Посещение семей социальным педагогом, а также с инспектором по дела несовершеннолетних, или со специалистом ВАО (рейды профилактического патруля);
-
Консультирование родителей, как в устной, так и в письменной форме. Также приглашаются на индивидуальные беседы по проблемам семьи;
-
Оказание материальной и вещевой помощи нуждающимся семьям.
-
В случае не решения проблем родители приглашаются на «Совет профилактики», где решается вопрос о дальнейшей работе с семьей: остается семья на внутреннем учете ДОУ, или снимается с учета по положительным показателям (основание: приказ заведующей), либо продолжается работа с органами системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
-
Оказание помощи специалистов,например педагог - психолог проводит занятия с детьми группы «риска» и с семьями группы «риска», также с неблагополучными семьями. Составляется план индивидуальной работы на каждую семью. Приглашаются родители для индивидуальной беседы о сложившихся трудных ситуациях в семье, проводятся консультации: «Роль семьи в становлении личности», «Наказание с любовью», «Роль семьи в воспитании ребенка» и т.д.
-
Следующий этап работы проводится с участием специалиста ВАО Ярыгиной Н.В. семьи приглашаются на комиссию по делам несовершеннолетних и дальше идет совместная работа: посещение семей, консультирование, беседы.
Работа с социально-неблагополучными семьями ведется в тесном сотрудничестве с органами системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних: и с образовательными учреждениями:
-
Центр реабилитации для несовершеннолетних (СРЦН);
-
Котласский ОМВД (инспектор по делам несовершеннолетних);
-
Отдел опеки и попечительства.
По запросу органов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетнихоформляются документы: отчеты мероприятий индивидуальной работы, характеристики, акты МБУ.
Социальный педагог тесно взаимодействует с образовательными учреждениями, участвует в работе КДН ВАО, в профилактическом патруле.