Познаём мир: Тема осень Конспект в старшей группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

занятия по развитию речи в старшей группе.

ТЕМА: «Осень золотая»

Выполнила: Никанорова Людмила Александровна

Воспитатель дошкольной группы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»

Тип занятия: комплексное

Вид занятия: познавательное

Программное содержание:

  1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

  2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

  3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

  5. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

  1. фланелеграф

  2. картинки с признаками осени

  3. сюжетные картинки для составления рассказов

  4. мяч

  5. осенние листья

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Ход занятия

- Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

- Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени)

- А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)

- А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)

- А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

- листья осенью (что делают?) -листья осенью желтеют и опадают

-дождь осенью (что делает?) -дождь осенью моросит,идет.

-урожай осенью (что делают?) -урожай осенью уберают.

- птицы осенью(что делают?) - Птицы осенью улетают.

-деревья осенью(что делают?) - Деревья осенью роняют листья.

-звери осенью (что делают?)- Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Физминутка(Пальчиковая гимнастика) "Осенний букет".

- Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

-Молодцы ребята!

Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

Звучит музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает разноцветные листья возле доски. Мальчик убегает.

- Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)

- Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Итог занятия.

Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы и в дальнейшем сделаем другие книги о зиме, весне и лете.

- Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
О каком времени года мы говорили на занятии?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Список используемой литературы:

Конспект НОД "Звук и буква С" на материале лексической темы "Деревья"

Цель: Познакомить детей с графическим образом буквы с.

Задачи:

- Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза;
- Дифференциация звуков "с" - "сь";
- Закрепление навыка чтения прямых и обратных слогов, слов;
- Формирование навыка пространственного расположения букв;

Ход занятия

Рассматривание картины с изображением леса.
- Что нарисовано на картине?
- Лес.
Определите последний звук в слове - лес.
- Звук "с".
Если в лесу растут только берёзы, осины, липы - это какой лес?
- Лиственный.
- Определите место звука "С" в слове лиственный.
- В середине слова.
- Как называется лес, в котором растут только сосны?
- Сосновый бор.
- Сколько звуков "с" в слове - сосновый?
- два звука.

Произносим звук "с", уточняем артикуляцию звука, даём полную характеристику.
- Называем "мягкую" парочку - "сь"
Договори фразу словом, в названии которого звук "сь"
Закончился (октябрь, ноябрь, сентябрь)
Наступила середина (весны, лета, осени).

В небе слышен последний крик (журавлей, гусей, уток).
Испугались наступления холодов (рыбы, звери, насекомые).
Не страшны морозы (зайцам, лисам, лосям).

- В нашем лесу два дерева. Демонстрация предметных картинок с изображением осины, сосны.
Дифференциация звуков "с" - "сь".
Различные картинки на звуки "с", "сь".

Если в названии картинки звук "с", кладём картинку под сосну, если - "сь" - под осину.
За деревьями спряталась буква С Демонстрация буквы. Прописывание в воздухе, печатание на столе.

Под листочками среди других букв закрытыми глазами нужно пальчиками нащупать букву С.
Перед собой поднимаем две руки и изображаем букву С.
- Какую руку нужно опустить, чтобы осталась правильная буква С?

Между деревьями паук сплёл паутину, в центре буква С (паутину можно нарисовать)
Нужно "освободить" С из паутины. Чтение прямых и обратных слогов
(Подставляем буквы к С, которая в центре паутины) ас, ос, ыс, ис, са, со, сэ, и т.д.
- Звук "с" и "сь" обозначаем буквой С.
- Теперь мы можем напечатать названия наших деревьев.
Дети выкладывают слова из магнитной азбуки: осина, сосна и выполняют звуковой разбор слова - осина.
Подведение итогов.

Автор материала: Мартынова Анна Владимировна

Также по теме:

Тема занятия «Посуда. Бытовые приборы на кухне»

Цели: Активизировать словарь по теме, формировать навык составления описательного рассказа по наглядно-графическому плану. Формировать навык образования относительных прилагательных, упражнять в согласовании числительных от существительных.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, речевое внимание, мелкую моторику рук.

Оборудование: фланелеграф, набор посуды для фланелеграфа, предметы посуды из различных материалов (пластмассовые, деревянные, стеклянные, металлические, глиняные), магнитофонная запись песни, цифры 2, 5, предметные картинки для игры «Чем поможем».

Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Хозяйкой нашего занятия будет Юля-чистюля.

Ну-ка, скажите мне, для чего нужна кухня в доме?

- Готовить еду.
- Есть (завтракать, обедать, ужинать).
- Как должно быть на кухне (чисто, красиво, уютно).
- Чего очень много на кухне?
- Разной посуды

Составление предложений по предметным картинкам.

3. Давайте отправимся с вами в посудное царство.

Нас приглашает Юля-чистюля.
Ой-ой-ой, какой беспорядок. Помогите мне все убрать. (Предметные картинки: веник, ведро, пылесос, совок).

- Я возьму веник и подмету пол.
- Я возьму совок и соберу мусор.

Компания Тескома посуда наивысшего качества по цене, доступной нашим соотечественникам.

4. Волшебные звуки. Образование относительных прилагательных. Посуду делают из стекла, глины, металла, дерева и т.д.
Прежде чем рассказать вам о посуде, нужно отгадать какая она бывает. (За ширмой издавать различные звуки с посудой, дети должны отгадать.).

- Подумайте, про посуду из каких материалов можно сказать «легкая»?
- Какая посуда «тяжелая»?
- Какая посуда прозрачная?
- Какая посуда может разбиться?


5. Упражнение в согласовании числительных с существительными.
- Посчитаем 1-2-5.
Предметы: чашка, стакан, вилка. (Я показываю предмет, карточки с цифрами, а вы считаете).

6. Развитие речевого внимания, практическое упражнение в составлении предложений.
- Послушайте и скажите, что неправильно.

Ложкой режут хлеб.
Вилкой едят суп.
Чай заваривают в поварешке.
Сахар кладут в солонку.
Масло насыпают в сахарницу.

7. Что для чего?

Чай пьем из чайной посуды.
Завтраки, обеды, ужины подают в столовой посуде.
А вот кастрюли, сковороды, миски - кухонная посуда.
Вилки, ножи, ложки - столовые приборы.

8. В гостях у самовара. Составление описательного рассказа.
Есть замечательная посуда, которую делают народные умельцы, расписывают её вручную (гжель, хохлома, палех).

Самовар, рассмотреть, рассказать по плану.

9. Что на кухне помогает. Образование сложных слов. (Рассказ о холодильнике, электроплите…).

10. Развитие тактильных ощущений в игре «Приготовим обед».

11. Итог занятия. Песня. Мы веселые ребята,

«Познаем других людей и себя» (24 часа)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Моя семья. Роли в семейном коллективе. Особенности пола и возраста

1

2.

Узнавать свой дом среди других. Домашний адрес

1

3.

Режим дня. Сохранение своего здоровья

1

4.

Распределение поручений в семье. Семейные традиции

1

5.

Я и моё тело

1

6.

Пространственные отношения предметов (впереди, сзади, слева, справа)

1

7.

Пространственные отношения предметов (вверху, внизу, над, под)

1

8.

Органы чувств человека. Правила охраны органов чувств.

1

9.

Как я выгляжу. Внешний вид человека.

1

10.

Настроение и эмоции человека.. Умение управлять собой

1

11.

Я говорю, чувствую, думаю, делаю

1

12.

Моё отношение к успехам и неудачам

1

13.

Место, где я работаю и отдыхаю. Делу - время, потехе - час

1

14.

Ознакомление с некоторыми трудовыми навыками. Деловая игра

1

15.

Правила этикета. Хорошие манеры

1

16.

Характер человека и его моральные черты (доброта, отзывчивость, забота..)

1

17.

Потребности человека и способы их удовлетворения

1

18.

Я и мои друзья

1

19.

Я и окружающие меня люди. Навыки взаимоуважения.

1

20.

Оценка и самооценка своего поведения и поведения окружающих.

1

21.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

1

22.

О братьях наших меньших. Об отношении к животным

1

23.

Красота вокруг нас. Удивительный мир природы

1

24.

О добре и зле. Внешний и внутренний мир человека. Обобщающее занятие

1

Итого

24 часа




+Тематическое планирование занятий

по курсу «Познаем мир» (24 часа)

№ п/п

Содержание деятельности

Количество часов

1.

Предметы, которые нас окружают

1

2.

Времена года, осень

1

3.

Растения

1

4.

Овощи. Фрукты

1

6.

Семья

1

7.

Дом и двор

1

8.

Друзья

1

9.

Домашние животные. Домашние птицы. На птицеферме

1

10.

Насекомые

1

11.

Цветной мир

1

12.

Планеты солнечной системы

1

13.

Земля - наш общий дом

1

14.

Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Времена года, зима

1

15.

Дикие птицы, перелетные птицы

1

16.

В лесу

1

17.

Части суток. Час, минута, секунда.

1

18.

Дни недели

1

19.

«12 месяцев»

1

20.

История моей страны. Гимн, герб и флаг России

1

21.

Времена года, весна

1

22.

Мебель

1

23.

Одежда, обувь

1

24.

На кухне. Чайная, столовая и кухонная посуда

1

Итого

24 часа



© 2010-2022