Авторская педагогическая концепция метода-игры труда Е. И. Тихеевой

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская педагогическая концепция «метод игры - труда»

Е.И. Тихеевой



Теоретико-методологическая разработка Е.И. Тихеевой «метод игры - труда» активно внедрялась в работу общественных дошкольных учреждений различного типа собственной практической деятельностью автора.

В научном сообществе утверждается название заявленной Е.И. Тихеевой педагогической системы: «метод Тихеевой» или «метод игры - труда». Название - «метод» используется для обозначения авторских педагогических концепций и практики их реализации в учебно-воспитательных учреждениях того времени. Данный термин применялся как синоним авторской методики, под которой подразумевалась система авторских философско-педагогических воззрений в совокупности со средствами их реализации в практической деятельности учебно-воспитательных учреждений.

Апробация «метода игры - труда» самой Е.И. Тихеевой представляет собой не просто использование авторской идеи, а последовательный и методически грамотный анализ её результативности и эффективности. В этом проявляется научный подход к организации процесса экспериментального внедрения её собственного «метода».

В качестве экспериментальных образовательных учреждений выступали создаваемые самой Е.И. Тихеевой детские сады.

Е.И. Тихеева отмечает, что дошкольное образование должно быть по преимуществу семейным, «психофизические интересы маленького ребенка требуют пребывания его в родной семье». Однако, «пребывать исключительно в недрах семьи ребенок не может по социальным условиям и не должен по соображениям педагогическим». В связи с этим «семейное воспитание должно дополняться воспитанием общественным, и типом дошкольного воспитательного учреждения, отвечающего всем интересам данного возраста, является детский сад».

Необходимо привлекать к участию в работе детского сада родителей. Совместная с семьей работа ориентирует на единство требований к детям и организованному воздействию на них. С этой целью Е.И. Тихеева предлагает создание родительских комитетов, проведение ежемесячных родительских собраний, организацию присутственных дней и подготовку открытых мероприятий и праздников для родителей. Все эти формы сотрудничества родителей и ДОУ оказались достаточно перспективными, о чем свидетельствует их наличие и в деятельности современных детских садов.

Активное привлечение родителей к работе в детском саду рассматривается Е.И. Тихеевой в качестве одного из критериев его полноценной работы и реализации своей просветительской функции в ближайшем социальном окружении.

Организация учебно-воспитательной работы в детском саду, по мнению Е.И. Тихеевой, это, прежде всего, взаимодействие внутри педагогического коллектива, выполнение функциональных обязанностей администрацией и сотрудниками.

Работу каждой группы в садах обеспечивали две руководительницы (воспитательницы) и практикантка, при этом для детей, которые вышли из ясельного возраста, Е.И. Тихеева не предполагает использовать труд нянь или помощниц воспитательниц. Она ориентирует работников детских садов на активное использование труда и помощи самих детей дошкольного возраста.

Педагогический коллектив определяет условия существования и работы детского сада. Состав педагогического коллектива: заведующая педагогической частью, четыре руководительницы, руководитель по музыке, врач и заведующий хозяйственно-административной частью. Сотрудники ДОУ должны, по мнению автора, определить общее направление работы учреждения, подобрать и подготовить помещение, выработать план его деятельности и выбрать ведущее направление педагогической работы. А так же выбрать ответственного, за выполнение административных функций.

Организационные, административные вопросы решает педагогический совет детского сада. В качестве основной задачи педагогического совета выступает выработка, обсуждение и утверждение общего плана работы.

Е.И. Тихеева к личности воспитательницы «выдвигает два основных требования: 1) руководительница должна любить свое дело и детей, 2) она должна пройти через определенную педагогическую теоретическую и практическую подготовку». Однако «существует ряд знаний и навыков, обязательных для педагога-дошкольника». В качестве таковых она рекомендует воспитателям развивать:

  1. Навык речи, так как «необходимо владеть «безупречно правильной, литературной речью, соответствующей по форме возрасту детей, умением управлять своим голосом, его силой, темпом, интонацией...»[

  2. Музыкальные навыки.

  3. «Знание природы в ее наиболее распространенных явлениях, доступных наблюдению маленького ребенка», так как именно природа является первоисточником и точкой отправления для психофизиологического развития ребенка.

  4. Социальные и трудовые навыки. Педагоги должны владеть «всеми трудовыми навыками, необходимыми в вашей совместной с детьми повседневной жизни». Так как воспитатели, действуя своим примером, вовлекают детей в различные трудовые процессы.

Создавая свою авторскую концепцию и разрабатывая ее основные положения, Е.И. Тихеева требует от воспитательницы быть «организатором жизни ребенка, своим действенным интересом входить в игры детей, в их занятия и переживания».

Е.И. Тихеева ориентирует на педагогическое творчество и индивидуальную самостоятельность каждого отдельного работника дошкольного образования. Подобная идея, сформулированная Е.И. Тихеевой еще в начале XX века, является актуальной и на современном этапе и требует от педагогов профессионального и личностного саморазвития и постоянного повышения своей квалификации на основании изучения теории и практики дошкольного образования.

Для реализации идеи творческого развития профессиональной компетентности воспитателям необходимо создавать в ДОУ соответствующие материальные условия, которые предлагают следующие требования к помещениям ДОУ:

- они должны располагаться по возможности ближе к природе;

- необходимым является наличие двора при помещении детского сада;

- помещения для детей должны быть светлыми, просторными, предусматривающими интересы эстетического воспитания;

- наличие ряда помещений, отвечающих выполняемым ими функциям: передняя; зал для игр; комната для коллективных или групповых занятий; индивидуальная (комната, разделенная ширмами и трельяжами на отдельные уголки для работы ребенка, в том числе и уголок куклы), которая одновременно могла играть и роль спальни; песочная (для игр с песком и занятий лепкой; музейная для хранения детских работ и материалов; столовая; докторская или изоляционная; комната для педагогического и технического персонала; умывальная или ванна; кухня; площадка, оборудованная для игр и занятий на воздухе.

В то же время в качестве возможного минимума помещений Е.И. Тихеева выделяет: зал, комната для группы, комната для занятий, комната для руководительницы.

Елизавета Ивановна также рассматривает вопрос о необходимой системе вещей (игрушек, бытовых предметов, мебели, материалов для занятий). Игрушки Е.И. Тихеева классифицирует на две большие группы: игрушки, «предоставляемые для свободного пользования детей и игрушки, являющиеся дидактическим материалом. Первые хранятся в специальном шкафу и дети пользуются ими, когда и как им заблагорассудится. Вторые, обособленные от первых, поступают в свободное же или под надзором руководительницы происходящее пользование детей при условии соблюдения определенных установлений».

В качестве отдельной группы предметов Е.И. Тихеева выделяет строительный материал. Кроме этого «живой инвентарь», он является синонимом «живого уголка» и представляет собой животных, уход за которыми входит в обязанности детей.

Кроме этого она подчеркивает наличие у детей потребности в различных предметах. Е.И. Тихеева пишет, что «детям нужны игрушки, без которых меркнет радость детства, нужны самые разнообразные пособия, материалы, орудия для игр и труда. С этой целью она предлагает создавать для активной практической деятельности соответствующие уголки - «трудовые». При этом подчеркивает, что «детей надо не только снабжать предметами, но и обставить их так, чтобы пользование ...было легко, удобно, целесообразно».

Е.И. Тихеева считает возможным развивать способности детей на материале трех категорий: природный, комплекс дидактических пособий, обстановка домашней и общественной жизни в их совокупности.

При этом дидактический материал разделён на «естественный» и «искусственный». Под «естественным дидактическим материалом» она подразумевает игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, растения, семена и др., а к «искусственному» относит картонный и деревянный материал, построенный по принципу парности и предназначенный для изучения различных качеств и свойств предметов.

Еще одним значимым для дошкольников видом материала она считает предметы и орудия трудовой деятельности, которые находятся в отдельной комнате «трудовых уголков»: столярный, швейный, кухня, прачечная, домоводства, строительный. Кроме этого разборный дом, который собирается и используется для организации игр детей и обыгрывания различных трудовых процессов.

Е.И. Тихеева разрабатывая педагогическую систему «игры - труда» и практикуя в детском саду, делает заключение о том, что «разграничить игру и труд очень трудно. Чистейшие формы труда, вкрапленные в игровые процессы, мы относим к категории игра - труд и считаем труд лишь таким процессом, который связан с обязательством и преследует практические с игровым процессом не связанные цели».

При этом Е.И. Тихеева подчеркивает, что каждый педагог должен работать по плану, по программе, которой он будет руководствоваться, наметить тот материал, который он будет прорабатывать. Поэтому в качестве еще одного ведущего и значимого показателя учебно-воспитательной работы детского сада Е.И. Тихеева выделяет планирование, контроль и учет работы. С этой целью она предлагает четко планировать практическую деятельность и ориентироваться на необходимость разработки и реализации учебно-воспитательных программ для детских садов. Считает необходимым создание методических комплексов, отражающих содержание, которое должны освоить дети и методические рекомендации по организации этого процесса.

При этом расписание в детском саду должно быть подвижным, т.е. приспосабливаться к условиям места, времени и потребностям детей, его посещающих. Планы работы должны заполняться педагогами на отдельных карточках и утверждаться на педагогических собраниях.

Выделяется два вида планов-программ: производственные, включающие содержательную характеристику работы в целом, задачи на год; педагогические, ориентирующие на содержание текущего процесса воспитания и обучения.

Основной предмет - изучение родного языка, но не меньшее значение в системе Е.И. Тихеевой придается труду, музыке, эстетическому воспитанию. Одновременно она отмечает, что «о расписании в школьном смысле, предрешающем часто на неделю вперед занятия определенными предметами в связи с определенным временем, не может быть и речи применительно к детям дошкольного возраста». При этом организация жизни в ДОУ должна отвечать требованиям научной педагогики и ориентироваться на то, чтобы ребенок «пребывая в коллективе, воспитывался свободно и индивидуально, чтобы не страдали ни один из его интересов, развитие ни одной из его духовных сил и способностей».

День пребывания ребенка в детском саду разделён на две половины:

- до завтрака занятия, которые носят частично обязательный характер;

- вторая половина дня ориентирована на свободные индивидуальные и коллективные игры, беседы и другие формы работы с детьми.

В «расписании работы детского сада следует приурочивать отдельные виды занятий к определенному времени». В частности, к ним относятся виды общественно полезного и обязательного труда, уход за живым инвентарем, занятия, которые проводят приходящие педагоги (по пению, танцам, музыке, физкультуре и т.д.) и прогулка.

Для реализации принципа плановости Е.И. Тихеева считает необходимым проводить обследование детей с использованием индивидуальных тетрадей отражающих следующие позиции: «особенности представлений ребенка о семье; знания об окружающей его среде; система представлений о временах года; понятия о времени; общественно-политические понятия; сенсорное восприятие; развитие речи; грамота; счет».

Результаты обследования, которое должно было проводиться два раза в год, фиксировались в альбомах - иллюстрациях.

Одновременно она вводит в функциональные обязанности воспитателей регистрацию занятий в специальных журналах, учитывая и отражая в них виды проводимых педагогом занятий, деятельность, преобладающую у воспитанников соответствующей возрастной группы, степень активности каждого отдельного ребенка и наличие у него интереса к отдельным пособиям и дидактическому материалу.

Е.И. Тихеева предлагает классификацию различных видов деятельности детей, при этом особое внимание она уделяет игре и труду. Отмечается, что существуют следующие виды детской деятельности:

  1. Игры: индивидуальные и коллективные (свободные и организованные), «сидя» и подвижные (трудовые процессы в игре и подражательные).

  2. Игры-занятия: индивидуальные и коллективные (со строительным материалом, дидактические, с пением, ритмические, грамотой и счетом, выкладывание: мозаика, палочки и т.д.).

  3. Ручной труд: индивидуальные и коллективные (вырезание, сгибание, наклеивание, плетение, шитьё, вышивание, нанизывание, выпиливание).

  4. Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).

  5. Музыка (слушание, пение, хоровод, ритмика, игры с пением).

  6. Наблюдение окружающего в связи с развитием языка (наблюдение природы на открытом воздухе и дома, рассматривание игрушек, предметов, картин, наблюдение трудовых процессов в жизни).

  7. Беседы

  8. Рассказывания

  9. Общественно-обязательный труд (уход за живым инвентарем, товарищеская помощь маленьким, уборка индивидуальных ящиков и игрушек, подметание, вытирание пыли, приведение в порядок мебели, мытьё чайной посуды, посильная работа в саду и огороде; работа на кухне: чистка ягод, грибов, посильная стряпня, стирка и глажка кукольного белья).

  10. Грамота (чтение по карточкам, по книге, письмо: списывание, подписывание картин и рисунков, составление списков, расписаний, аншлагов, карточек, календарей, альбомов, ведение дневника, счет).

Наличие в работе детского сада подобных видов деятельности, по мнению Е.И. Тихеевой направлено на решение комплекса взаимосвязанных задач:

  1. Обогащение детей знаниями и представлениями при участии внешних чувств и языка.

  2. Развитие внешних чувств, при участии воли, наблюдательности, внимательности и языка.

  3. Развитие способности к наблюдению и сопутствующих ей интеллектуальных процессов: мышления, воображения, логического суждения, языка.

  4. Эстетическое развитие.

  5. Развитие языка при поддержке способности к наблюдению и внешних чувств.

  6. Развитие социального и этического чувства и соответствующих навыков.

  7. Упражнения двигательной способности и координирование движений.

Е.И. Тихеевой были разработаны примерные планы работы для различных возрастных групп (младшая, средняя и старшая), систематизированные по видам деятельности и по определенным временным промежуткам - триместрам. Для каждого триместра Е.И. Тихеева предлагает свою систему работы, включающую два наиболее значимых по ее представлениям вида деятельности: игру и ручной труд.

Именно для их организации в ее авторском детском саду были созданы соответствующие материальные условия - трудовые уголки. Оборудование этих уголков, предназначенных для освоения наиболее интересных, значимых и имеющих определенный развивающий потенциал видов трудовой деятельности (работа с деревом и тканью, приготовление пищи, стирка белья, строительство из бросового материала, бытовой труд и др.), включало в себя «искусственный» (лото, деревянные формы и тела, строительный материал, игрушки, картины) и «естественный» дидактический материал (семена, плоды, овощи, листья, цветы, камни и др.). Особое место в трудовых уголках принадлежало также наличию дидактического материала из жизненной обстановки (мебель, посуда, одежда, орудия труда, бросовый материал). Именно он позволяет ребенку быстрее адаптироваться к мобильно изменяющимся условиям окружающей социальной жизни.

Свою педагогическую систему или так называемый «метод игры - труда» Е.И. Тихеева активно внедряла в работу экспериментальных учебно-воспитательных учреждений.









Список литературы:

  1. Тихеева, Е.И. Детский сад по методу Тихеевой при ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 5-е изд. - СПб.: Сфера, - 2009.

  2. Тихеева, Е.И. Детский сад. - 3-е изд. - М.: Просвещение, - 2002.

  3. Тихеева, Е.И. Дошкольное воспитание и детские сады // Собр. соч. - М.: Наука, 2005.

  4. Тихеева, Е.И. К вопросу о дидактическом материале // «Педагог» газета. - 2004. - 18 янв.

  5. Тихеева, Е.И. К вопросу о психологическом исследовании ребенка // Дошкольная педагогика. - 2013, № 6.

  6. Тихеева, Е.И. Наш дидактический материал // Педагогическая газета. - 2001. - 21 фев.

  7. Тихеева, Е.И. Обстановка в жизни детей и ее значение. - 2-е изд. - СПб.: Педагогическое общество, 2001.

  8. Тихеева, Е.И. Организация детского сада и детского дома. - 3-е изд. - М.: Мир, - 2003.

  9. Тихеева, Е.И. Основы нашей работы // В помощь дошкольному работнику: сб. науч. работ. - СПб.: Знак, - 2004.

  10. Тихеева, Е.И. Основы педагогической работы в детских учреждениях ЛИОММ - доклад в Совете института // Учительская газета. - 2011. - 18 апр.

  11. Тихеева, Е.И. Ребенок-дошкольник и воспитывающая среда // Собр. соч. - М.: Наука, 2005.

  12. Тихеева, Е.И. Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания // История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2001. - Гл. 17.

© 2010-2022