Инновационная деятельность в детском саду

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ШАХТЕРСКА

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ



МОДЕЛЬ ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

(дошкольное образование)


Огонь не погаснет,

если от него зажгут другой

Лукиан

Сегодня сделаны важные шаги для демократизации всей сферы образования. Дошкольное образование является обязательной первичной составной частью системы непрерывного образования. Дошкольный возраст признан базовым этапом физического, социального становления личности ребенка.

Дошкольное образование стоит перед выбором новых приоритетов: дифференциации, гуманизации, информатизации. Согласно личностно ориентированной модели образования, основанной на принципе гуманизма, переосмысливаются традиционные понятия, вводятся новые формы и структура.

Важная роль в профессиональном росте руководящих и педагогических кадров принадлежит методической службе, цель которой: обеспечить научно-методическое сопровождение системы дошкольного образования, повышение квалификации профессионального уровня педагогических работников, развитие их творческой инициативы в межкурсовой и аттестационный период.

Методическая служба заинтересована в постоянном повышении престижа и социального статуса педагогов, создании условий для их профессионального и культурного роста.

Приоритет методической работы с руководящими и педагогическими кадрами дошкольных учреждений нашего города - формирование педагога-творца, новатора, вооружение его современным инструментарием, желанием и умением учиться и пользоваться своими знаниями на протяжении всей жизни, отдавая их другим.

Повышение профессионального уровня и результативности работы способствует рациональная организация структуры городской методической службы.

Методическая работа в нашем городе строится на диагностической основе, с учетом уровня профессиональной компетентности руководителей и педагогов.

Приоритеты городской методической службы:

- создание условий для развития педагогического мастерства, творческой инициативы, научно-методическое сопровождение дистанционного обучения педагогов;

- совершенствование спектра образовательных услуг для руководящих и педагогических кадров в соответствии с современными тенденциями образовательной политики и потребностей педагогов;

- мониторинг состояния организации педагогического процесса и научно-методической работы в учреждениях;

- кураторство и оказание научно-методической помощи дошкольным учреждениям, которые занимаются экспериментальной работой;

- практическая помощь молодым специалистам, особенно в период подготовки их к аттестации;

- изучение, обобщение и внедрение в педагогическую практику инновационных технологий и современных форм организации образовательно-воспитательного процесса;

- формирование электронной базы данных перспективного педагогического опыта и инновационной деятельности педагогических коллективов, современных научно-методических материалов;

- повышение психолого-педагогической культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса;

- формирование информационной компетентности педагогов.

Отработана структурно-функциональная модель организации научно-методической работы с руководящими и педагогическими работниками,

создана городская структура научно-методической работы с педагогическими кадрами дошкольных учреждений с учетом дифференцированного подхода: стажировочные площадки, школы педагогического мастерства, гостевой обмен опытом, предложенный Е.Е. Шулешко, методические студии, психолого-педагогические гостиные, творческие и динамические группы.

Модернизация дошкольного образования в городе базируется на основе современных нестандартных подходов к управленческой деятельности. Мониторинг различных аспектов управленческой деятельности руководящих и педагогических кадров обеспечивает возможность создать эффективную систему работы.

Результативной формой стимулирования и развития творчества являются профессиональные конкурсы. Панорама из опыта работы лучших руководителей была освещена на сайтах. За годы проведения городского конкурса «Педагог года» прошли разные номинации: "Музыкальный руководитель", "Воспитатель групп раннего возраста", "Учитель-логопед", "Практический психолог", «Физинструктор», «Руководитель дошкольного учреждения».

Городская методическая служба учитывает потребности отдельных педагогов и различных категорий, их творческий потенциал и профессиональные качества для предоставления адресной методической помощи, отслеживание индивидуальной траектории роста. Анализ электронной базы педагогических работников позволяет разработать индивидуальный личный маршрут по улучшению квалификационного уровня каждого педагога.

На методических мероприятиях осуществляется: ознакомление с законодательными актами, инструкциями, методическими письмами и другими нормативно правовыми документами; обсуждение актуальных вопросов образования: планирование и организация жизнедеятельности детей в соответствии с требованиями программы, разработка ее вариативной части (информационно-коммуникативных технологий, хореография, шахматы и др.);

обзор новостей психолого-педагогической науки, методической литературы;

ознакомление с ППД педагогов города, республики, России, зарубежья; анализ педагогического процесса в детском саду; участия в городских, региональных, международных мероприятиях; презентация недель педагогического мастерства, семинаров-практикумов.

Успешно используется материал, наработанный членами областной творческий группы по проблеме сохранения здоровья детей в условиях сотрудничества семьи и детского сада. Педагоги дошкольных учреждений «Веснянка», «Малыш», «Мир», «Искорка», «Елочка», «Журавленок» результативно работали с отделом дошкольного образования Донецкого республиканского института дополнительного образования.

Творчески проводится работа базовых учреждений по актуальным вопросам дошкольного образования:

-"Мир" - внедрение в педагогический процесс инновационной технологии ТРИЗ; формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста;

-«Теремок» - формирование познавательных интересов и развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста;

-"Искорка" - мониторинг качества дошкольного образования; внедрение универсальной методики М.О. Зайцева по обучению детей чтению и математике; формирования речевой компетентности;

-«Елочка» - преемственность в работе ДОУ и начальной школы;

-"Журавленок" - коррекционная работа в группах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; формирование компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения дошкольников.

Структура методической работы города способствует гуманизации отношений, развитию творческого роста педагогов, их самосовершенствованию и самореализации.

Деятельность городской методической службы направлена на совершенствование самообразовательной деятельности педагогов в межкурсовой период.

Экспериментальная работа направлена на поиск эффективных путей обновления содержания, новых форм работы с детьми, организации развивающей предметно-игровой среды в дошкольных учреждениях:

- «Малыш», «Искорка» - экономическое воспитание детей;

-«Мир», «Светлячок» - воспитание гражданских качеств у детей старшего дошкольного возраста на традициях родного края.

Актуальность проблем и возможность дальнейшего применения наработанного материала повышает активность педагогов.

С целью внедрения компетентно ориентированного подхода в образовательно-воспитательный процесс и реализации инновационных технологий в дошкольных учреждениях сформирована база нормативно-правовой, научно-методической литературы, проводятся мастер-классы.

Модель управления современным информационно-методическим обеспечением работы с педагогическими кадрами дает возможность творческого применения лучшего опыта в практике.

Свидетельством роста профессионального мастерства педагогов является публикация опыта работы в профессиональных изданиях, размещение материалов на сайтах учреждений, городского методического кабинета, демонстрация видеофильмов о жизнедеятельности дошкольников на городском канале телевидения.

На базе методического кабинета управления образования администрации города Шахтерска Донецким республиканским институтом дополнительного образования проводятся курсы для воспитателей (руководитель Губанова Н.В., заведующий отделом дошкольного образования). Практическую работу с детьми представляют лучшие педагоги дошкольных организаций: «Елочка». «Мир», «Искорка», «Малыш», «Журавленок».

Вопрос преемственности в работе детских садов и Шахтерского педагогического училища успешно решаются во время практики студентов в учреждениях: «Веснянка», «Малыш», «Мир», «Конек-Горбунок», «Журавленок».

Одним из приоритетных направлений творческих коллективов в дошкольных учреждениях «Мотылек», «Снегурочка», «Росинка», «Березка», «Аленький цветочек», «Сокол» является эстетическое воспитание детей средствами красоты природы родного края, художественной литературы, музыки с использованием педагогического наследия В. А. Сухомлинского. На страницах сборника «Животворящая сила педагогического наследия В. А. Сухомлинского" делится своими мыслями об актуальности использования произведений выдающегося педагога воспитатель «Мир» Корнейчук В.А. («Тропинка добра»).

В центре работы методической службы города находится развитие творческого потенциала педагогов, использование инновационных технологий организации жизнедеятельности ребенка, мотивация желания поделиться своими достижениями с коллегами.

Модель методической службы города позволяет молодым специалистам использовать опыт работы воспитателей-мастеров, их творческую атмосферу, результативность во время тренингов, мастер-классов, дискуссий, фестивалей, профессиональных конкурсов.

Обеспечить счастливое детство каждому малышу, создать комфортные условия для его творческого развития цель деятельности педагогов нашего города, на что и нацеливают Государственные образовательные стандарты Донецкой Народной Республики.

Невольник Н.И.,

методист

методического кабинета

© 2010-2022