- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Методы и приемы дифференцированного обучения в МБДОУ
Методы и приемы дифференцированного обучения в МБДОУ
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Николенко О.В. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методические рекомендации
по реализации технологии дифференцированного
обучения в условиях непосредственно организованной деятельности с детьми.
Технологии - это способ организации функционирования содержания, это система взаимосвязанных действий педагогов и детей, необходимых для овладения содержанием образования. (Т.И. Бабенко)
Под технологией дифференцированного обучения мы понимаем определенную систему педагогических действий, опосредованных личностными особенностями педагога и направленных на создание культуросообразной среды обучения, обеспечивающей личностное развитие и стимуляцию саморазвития ребенка.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организаторских решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть образовательного процесса.
При разработке технологических приемов в любом звене образовательного процесса и на любом его уровне учитываются такие особенности как:
-
общие познавательные способности: внимание, особенности восприятия, овладение логическими операциями, память, способность к обобщению и переносу знаний;
-
скорость усвоения;
-
знания, умения, навыки;
Основные принципы дифференциации для данного типа обучения можно сформулировать так:
-
организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей:
-
дозированная помощь;
-
оптимальный темп;
-
создание условий для успешной деятельности, переживания успеха и уверенности в своих возможностях.
Педагогические теории выделяют внешнюю и внутреннюю дифференциацию. Мы рассмотрим внутреннюю дифференциацию, которая представляет собой обучение детей в достаточно большой группе, подобранной по различным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностях детей. Она предполагает вариативность темпа работы, дифференциацию нагрузок, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозированных помощи со стороны педагога. При этом возможно разделение детей на группы внутри группы с целью осуществления образовательной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы мобильны, гибки, подвижны. Особенностью нашей внутренней дифференциации является ее направленность не только на детей с проблемами речевого развития, но и на детей испытывающих серьезные трудности в обучении. Традиционная же сущность внутренней дифференциации состоит в применении форм и методов в обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы дошкольников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.
Уровненная дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой дети, осваивая одну и ту же программу, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Внутренняя дифференциация предполагает уровневый педагогический подход в работе с детьми, объединенными в группы:
-
по возрастному составу;
-
по полу;
-
по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения слуха и др.);
-
по уровню развития мышления, творческого потенциала, интересов;
-
по наличию базовой подготовки;
-
по склонностям, интересу к определенному виду деятельности, выбору вида деятельности.
При реализации уровневой дифференциации остро встает вопрос о подборе групп детей. Проблема решается при проведении комплексной диагностики, при использовании методики, дающей надежную информацию о психофизиологических особенностях детей.
Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать образовательный процесс к познавательным возможностям каждого ребенка, предъявить соответствующие уровню его развития требования программы, методы и формы обучения.
В сущности, в любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения , как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.
Однако в нашем педагогическом процессе технология дифференцированного обучения должна стать приоритетным качеством, его главной отличительной особенностью.
Методы и средства дифференциации в условиях фронтальных форм обучения различаются по сложности и продуктивности. Основными из них являются:
- разноуровневое изложение материала:
-
вначале упрощенное изложение, затем усложненное;
целостное изложение основного .Затем детализация и конкретизация по частям;
-
варианты лингвистического построения речи педагога в зависимости от типа восприятия ребенка ( визуалы, аудиалы, кинестетики); специфической направленности на реализацию общих дидактических целей.
-
многократное повторение изложенного в течение занятия (для детей с плохой памятью)
-
использование наглядности в различных сочетаниях со словом (для детей с разными типами восприятия, мышления, внимания);
- дифференцированные задания для детей с разным уровнем развития, интересов детей, целевой направленности обучения;
- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровням сложности, продуктивности):
-
по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности;
-
по образцу, показанному педагогом или ребенком;
-
с комментированным управлением способом выполнения задания;
-
в паре; группе;
-
полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения;
- работа в парах, группах;
- дозированная помощь:
-
устная педагогом;
-
в виде образца;
-
алгоритм, инструкция;
-индивидуальный опрос:
-
по предварительно отработанным с ребенком вопросам;
-
по плану, данному педагогом;
-
дозирование сложности вопросов и заданий;
-дифференцированный контроль:
-
уровневые задания;
-
задания с выбором;
-
индивидуализация критериев оценки, индивидуализация заданий:
-
по объему;
-
по сложности;
-
по творческой направленности;
-
по срокам выполнения.
-
-дифференциация темпа усвоения.
Дифференцированный подход можно осуществлять на различных этапах занятия, учитывая соблюдение следующих условий:
-
чаще переключать детей с индивидуальной работы на совместную деятельность, затем на коллективную работу;
-
создавать ситуацию успешности ребенка;
-
создавать ситуацию для самостоятельного выбора, управляя организованной деятельностью детей.
-
не делать дифференциацию явной.
Дифференциация не является основной формой организации образовательного процесса , а включается в деятельность детей для повышения ее эффективности на отдельных этапах.
Итак, технология дифференцированного обучения соответствует требованиям личностно-ориентированного образования - диалогичности, носят деятельностно-творческий характер, направлены на поддержку индивидуального развития ребенка, представляет ему необходимое пространство свободы для творчества и выбора.