Методы и приемы дифференцированного обучения в МБДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации

по реализации технологии дифференцированного

обучения в условиях непосредственно организованной деятельности с детьми.


Технологии - это способ организации функционирования содержания, это система взаимосвязанных действий педагогов и детей, необходимых для овладения содержанием образования. (Т.И. Бабенко)

Под технологией дифференцированного обучения мы понимаем определенную систему педагогических действий, опосредованных личностными особенностями педагога и направленных на создание культуросообразной среды обучения, обеспечивающей личностное развитие и стимуляцию саморазвития ребенка.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организаторских решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть образовательного процесса.

При разработке технологических приемов в любом звене образовательного процесса и на любом его уровне учитываются такие особенности как:

  • общие познавательные способности: внимание, особенности восприятия, овладение логическими операциями, память, способность к обобщению и переносу знаний;

  • скорость усвоения;

  • знания, умения, навыки;

Основные принципы дифференциации для данного типа обучения можно сформулировать так:

  • организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей:

  • дозированная помощь;

  • оптимальный темп;

  • создание условий для успешной деятельности, переживания успеха и уверенности в своих возможностях.

Педагогические теории выделяют внешнюю и внутреннюю дифференциацию. Мы рассмотрим внутреннюю дифференциацию, которая представляет собой обучение детей в достаточно большой группе, подобранной по различным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностях детей. Она предполагает вариативность темпа работы, дифференциацию нагрузок, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозированных помощи со стороны педагога. При этом возможно разделение детей на группы внутри группы с целью осуществления образовательной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы мобильны, гибки, подвижны. Особенностью нашей внутренней дифференциации является ее направленность не только на детей с проблемами речевого развития, но и на детей испытывающих серьезные трудности в обучении. Традиционная же сущность внутренней дифференциации состоит в применении форм и методов в обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы дошкольников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.

Уровненная дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой дети, осваивая одну и ту же программу, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.

Внутренняя дифференциация предполагает уровневый педагогический подход в работе с детьми, объединенными в группы:

  • по возрастному составу;

  • по полу;

  • по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения слуха и др.);

  • по уровню развития мышления, творческого потенциала, интересов;

  • по наличию базовой подготовки;

  • по склонностям, интересу к определенному виду деятельности, выбору вида деятельности.

При реализации уровневой дифференциации остро встает вопрос о подборе групп детей. Проблема решается при проведении комплексной диагностики, при использовании методики, дающей надежную информацию о психофизиологических особенностях детей.

Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать образовательный процесс к познавательным возможностям каждого ребенка, предъявить соответствующие уровню его развития требования программы, методы и формы обучения.

В сущности, в любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения , как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Однако в нашем педагогическом процессе технология дифференцированного обучения должна стать приоритетным качеством, его главной отличительной особенностью.

Методы и средства дифференциации в условиях фронтальных форм обучения различаются по сложности и продуктивности. Основными из них являются:

- разноуровневое изложение материала:

  • вначале упрощенное изложение, затем усложненное;

целостное изложение основного .Затем детализация и конкретизация по частям;

  • варианты лингвистического построения речи педагога в зависимости от типа восприятия ребенка ( визуалы, аудиалы, кинестетики); специфической направленности на реализацию общих дидактических целей.

  • многократное повторение изложенного в течение занятия (для детей с плохой памятью)

  • использование наглядности в различных сочетаниях со словом (для детей с разными типами восприятия, мышления, внимания);

- дифференцированные задания для детей с разным уровнем развития, интересов детей, целевой направленности обучения;

- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровням сложности, продуктивности):

  • по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности;

  • по образцу, показанному педагогом или ребенком;

  • с комментированным управлением способом выполнения задания;

  • в паре; группе;

  • полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения;

- работа в парах, группах;

- дозированная помощь:

  • устная педагогом;

  • в виде образца;

  • алгоритм, инструкция;

-индивидуальный опрос:

  • по предварительно отработанным с ребенком вопросам;

  • по плану, данному педагогом;

  • дозирование сложности вопросов и заданий;

-дифференцированный контроль:

  • уровневые задания;

  • задания с выбором;

  • индивидуализация критериев оценки, индивидуализация заданий:

    1. по объему;

    2. по сложности;

    3. по творческой направленности;

    4. по срокам выполнения.

-дифференциация темпа усвоения.

Дифференцированный подход можно осуществлять на различных этапах занятия, учитывая соблюдение следующих условий:

  1. чаще переключать детей с индивидуальной работы на совместную деятельность, затем на коллективную работу;

  2. создавать ситуацию успешности ребенка;

  3. создавать ситуацию для самостоятельного выбора, управляя организованной деятельностью детей.

  4. не делать дифференциацию явной.

Дифференциация не является основной формой организации образовательного процесса , а включается в деятельность детей для повышения ее эффективности на отдельных этапах.

Итак, технология дифференцированного обучения соответствует требованиям личностно-ориентированного образования - диалогичности, носят деятельностно-творческий характер, направлены на поддержку индивидуального развития ребенка, представляет ему необходимое пространство свободы для творчества и выбора.



© 2010-2022