Игровые технологии на уроках русского языка

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровые технологии на уроках русского языка

Игра - лучший вариант обучения для ребенка, она позволяет превратить рутинное и скучное занятие в увлекательный и динамичный процесс.

umniki21.ru/


Педагогу в современном образовательном пространстве предоставлен огромный выбор методов и приемов обучения для наиболее качественного построения учебного процесса. Меня как молодого специалиста по русскому языку привлекает использование игр на занятиях. Ведь игровая форма обучения делает усвоение учебного материала интересным, занимательным и самое главное - легким: играючи детям можно легко запомнить нужную информацию. А правил в русском языке, которых необходимо запомнить, неисчислимое множество. Поэтому игры на моих уроках просто необходимы.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Мной часто используются дидактические игры, потому что:

  • игровая деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

  • дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

  • дидактическая игра во многом облегчает усвоение учебного материала и способствует преодолению различных трудностей, с которыми сталкивается ребенок.

На уроках русского языка мной часто применяются довольно распространенные виды дидактических игр: «Ловушка», «Назови ласково», «Один - много», «Четвертый лишний», «Переводчик», «Противоположности» и многие другие.

Возьмем, к примеру, урок в 3 классе с лексической темой «Посуда». Только на одном этом занятии, используя все вышеперечисленные игры, можно научить детей определить, относится ли слово к данной теме или нет в игре «Ловушка», учить образовывать существительные единственного и множественного чисел в игре «Один - много», учить называть слова на двух языках в игре «Переводчик», учить использовать уменьшительно-ласкательную форму существительных в игре «Назови ласково». Кроме того, можно провести интеграцию урока русского языка с общечеловеческими ценностями предмета «Самопознание» в игре «Разрешается - запрещается», где учитель произносит различные формы поведения по теме урока, а учащиеся должны ответить: разрешается или запрещается.

Ниже приводится пример использования игр на уроке по русскому языку в 3 классе по теме «Посуда».

Тема: «Посуда»

Цель: Ввести в активный словарь детей названия посуды: тарелка, чашка, ложка, вилка, нож, сахарница и т.д., учить использовать слова в уменьшительно-ласкательной форме, развивать умение выявлять из предложенных слов то, что не относится к теме в игре «Ловушка», умение отгадывать загадки. Рассказать о правилах этикета за столом. Воспитывать в детях праведное поведение за столом.

Материал: слайды «Посуда», MP4 о правилах этикета, песня «Буги-вуги».

Билингвальный компонент: тарелка - тәрелке, ложка - қасық, вилка - айыр, нож - пышақ, чашка - кесе, хлебница - нан салғыш, сахарница - қант сауыт.

Ход урока

Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?

Очень хорошо. Тогда приглашаю вас в круг приветствия!

(Все становятся в круг и произносят слова приветствия)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро приветливым лицам.

Оргмомент

- Ребята, любите ли вы отгадывать загадки? Тогда слушайте меня внимательно. Если вы отгадаете правильно, то на экране появятся отгадки.

Нос пыхтит и дышит паром,

Бок горячий пышит паром,

А внутри напиток - травник,

Он - любимый мамин.../чайник/

И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины - вот это да!

Жарит всё .../сковорода/

На плите стоит горячей

Вкусноту под крышкой прячет,

Кашу варит в ней мамуля,

Ручки две, одна .../кастрюля/

Словно блин кругла она,

Съел я кашу всю до дна,

Вижу я улыбку Севки,

Он живёт на дне .../тарелки/

Ем столовой суп в обед,

Чайной пробую десерт,

Дайте мне ещё немножко,

Где моя большая .../ложка/ ?

Осторожненько, смотри,

В руку ты его бери,

Не всегда и сам поймёшь,

Как порежет руку .../нож/

На одной широкой ножке

У неё 4 рожка,

Но она совсем не пилка,

Для котлет и мяса .../вилка/


- Как называются предметы? (на экране появляются отгадки загадок) Правильно! Какой посудой вы, ребята, пользуетесь? А почему вам нельзя пользоваться ножом?

Молодцы! Потому что вы еще маленькие, ножом можно пораниться.

  • Предлагаю поиграть в нашу любимую игру «Ловушка».

Напомню вам условия игры. Я называю слова. Если слово относится к теме урока «посуда», то вы хлопаете в ладоши. Если слово означает что-то другое, сидим тихо. Вы готовы, дети? Я не слышу?

Тарелка, кастрюля, вилка, лев…

Сковорода, чашка, нож, голова…

Ложка, чайник, бокал, мама…

Стакан, кружка, блюдце, автобус…

(Учащиеся аргументируют свои ответы: лев - это зверь, а не посуда. Голова - это часть тела. Мама - это член семьи. Автобус - это транспорт.)

Заучивание небольшого стихотворения.

Кашу, суп едим мы ложкой,

Вилкой кушаем картошку.

А когда мы подрастем,

Будем кушать и с ножом!

- Ребята, предлагаю вам весёлую физминутку. (Ставится песня «Буги-вуги», учащиеся с учителем выполняют упражнения под музыку).

- Теперь попробуем назвать посуду в единственном и множественном числах. Игра «Один - много». (Ложка - ложки, тарелка - тарелки, …и т.д.)

- Ребята, посуда так же, как и мы, любит, когда ее называют ласково. Игра «Назови ласково». (Бокал - бокальчик, чашка - чашечка, кружка - кружечка, блюдце - блюдечко, ложка - ложечка, нож - ножик…)

Беседа по теме

Ребята, давайте поговорим о правилах этикета за столом. Нельзя:

• Говорить с набитым ртом.

• Жевать с открытым ртом и громко чавкать.

• Ставить локти на стол.

• Забирать последний кусок, не предложив его другим.

- Конечно, есть еще очень много правил этикета за столом. Главное - помните, что всегда следует вести себя красиво и прилежно. (Просмотр маленького видеоролика по теме)

- Напомню, что каждый из нас должен знать названия посуды не только на русском, но и на государственном казахском языке. Поиграем в игру «Переводчик». (тарелка - тәрелке, ложка - қасық, вилка - айыр, нож - пышақ, чашка - кесе, хлебница - нан салғыш, сахарница - қант сауыт.)

Рефлексия (раздаются листочки-анонимки с вопросами)

  • Понравился ли вам урок? Чем он запомнился? Какая игра показалась вам более полезной и интресеной?

Хорошо, что солнце светит,

Хорошо идти с друзьями,

Хорошо прижаться к маме,

Хорошо в родном краю!

- До свидания, ребята! До новых встреч!

Учитель русского языка

Центра развития детей «АСЕРАС-Познайка» г.Актобе

Жаксыбаева А.К.

© 2010-2022