Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Где прячется воздух

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Где прячется воздух.Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Где прячется воздух.Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (совместная поисково-исследовательская деятельность).
«Где прячется воздух?»

Цель:

Дать детям представление о физических свойствах воздуха с использованием технологий развивающего обучения.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить знания детей о неживой природе -воздухе, его свойствах;

  • обобщить имеющиеся у детей знания об органах чувств;

  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

  • сформировать представление о том, что для дыхания человека необходим чистый воздух;

  • формировать осознанное отношение к здоровью, желанию заботиться о чистоте воздуха;

  • формировать умение выдвигать предположения, догадки (гипотезы) и делать умозаключения, выводы на основе практического опыта.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, любознательность;

  • развивать наблюдательность;

  • расширять кругозор о неживой природе;

  • расширять словарный запас;

  • расширять представления о социальной роли человека, как активного субъекта общества.

Воспитательные:

  • формировать умение действовать в соответствии с правилами коллективной деятельности;

  • воспитывать основы коллективного сотрудничества;

  • воспитывать самостоятельность, уверенность;

  • повышать самооценку;

  • воспитывать активную жизненную позицию:

  • воспитывать аккуратность и точность в работе;

Технологии:

  • исследовательской деятельности;

  • познавательно - исследовательская;

  • здоровье-сберегающая;

  • игровая;

  • личностно - ориентированная.

Словарная работа:

опыт, «Выйти сухим из воды».

Оборудование: пенопласт, , банка, целлофановый пакет, зубочистки, стаканы с водой, мандарины, воздушные шарики (по количеству детей), весы, сачок, дуршлаг, ведёрко, насос, лупа, камни, дерево, монеты, поролон, баночки для, индивидуальные полотенца.

Организационный момент:

Ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, поделимся друг с другом хорошим настроением. Сегодня я хочу с вами поиграть и принесла для игры вот такой волшебный сундучок. И он конечно не пустой в нем что-то есть. Хотите узнать что в нем? Для этого вам надо отгадать загадку. Слушайте.

Его держу за поводок.

Хоть это вовсе не щенок,

А он сорвался с поводка

И улетел за облака. Что это?

Сейчас проверим, отгадали вы или нет. Запустить (открыть) руку в ящик и вынуть шарики. Вы отгадали, молодцы.

Ребята а что надо сделать чтобы поиграть с ними? (Надуть). Давайте надуем--один, два, три четыре, пять - СТОП. Покажите свои шарики, какие они стали? Что у них внутри прячется? (Воздух). Выпустите его.

Ребята скажите: вы слышите? (да). Он с шумом входит из шара. Ребята воздух слышно только тогда когда он движется. Но вы его видите? (нет). Значит он играет с нами в прятки. Ребята этот удивительный воздух не такой уж простой, с ним происходят разные чудеса. Его никто не замечает, но без воздуха не было бы жизни на земле. Он хочет чтобы мы его пошли искать. Только сначала скажем считалочку.

1, 2, 3, 4, 5,

Воздух мы идем тебя искать.

Ты не прячься, отзовись

И ребятам покажись.

Где мы его будем искать? Повсюду: на улице, в этом зале, в любой комнате. Воздухом дышат растения и животные и птицы. (Показ слайдов). Каждую секунду мы сами делаем вдох. А потом выдох, потому что люди тоже не могут жить без воздуха. 1

Ребята а вы попробуйте задержать дыхание. Что вы почувствовали? (если не дышать , можно задохнуться).

Знаете ребята, врачи утверждают, что здоровый человек без еды может прожить -8 недель. Без воды-5 дней. А без воздуха- не больше 3-4 минут. Какой мы сделаем вывод из услышанного: «Чтобы жить, надо дышать».

Ход занятия.

Ребята, в обычной жизни воздух трудно увидеть и найти. И я предлагаю вам отправиться в путешествие в волшебную лабораторию «Хочу все знать». Хотите? Вы знаете что такое лаборатория? (Это специально оборудованное место, где ученые -исследователи проводят опыты). Хотите вы стать учеными-исследователями? Ребята, а на чем мы поедем? (ответы детей). Хорошо, А я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре. Хотите? (ИКТ). 1-2-3- воздушный нар появись

Кстати ребята, вы знаете почему наш воздушный шар летает? А хотите узнать? А как можно узнать? ( спросить). Хотите я вам скажу? Посмотрите на этот огонек. Он горит под самым куполом шара, а в шаре находится воздух. Огонек нагревает воздух в шаре и делает его легче. Ведь ученые доказали, что горячий воздух легче холодного. Наш нар снижается. Ребята вот мы и прилетели. Смотрите, сколько здесь необычных лабораторных предметов. Ребята, мы прилетели сюда чтобы….найти воздух. Попробуем поискать невидимку? А как можно увидеть воздух?-(Когда он движется).

Как это движение называется, когда ветки деревьев раскачиваются и предметы перемещаются с одного места на другое --что мы говорим? (Дует ветер). 2

А вы хотите увидеть настоящий ветер? (Сдуть возле детей большой воздушный шар). Вы его почувствовали? (да). Значит какой сделаем вывод: ВЕТЕР -это движение воздуха.

Ребята а вы когда-нибудь слышали выражение: ВЫЙТИ СУХИМ ИЗ ВОДЫ? Такое выражение на самом деле существует. Это когда человек сделает что-то нехорошее, но ему за это ничего не будет. А вы как думаете можно выйти сухим из воды? А если дождик идет и у вас нет зонта? А когда вы купаетесь? Проверим?

2

ОПЫТ 1

Смотрите вот тазик с водой, опустите в него руку. Вынимайте. Какие у вас руки? (мокрые). Какой вывод сделаем? Нельзя выйти сухим из воды. А я хочу опровергнуть ваши выводы.

Возьмем кусочек пенопласта, воткнем в него маленький флажок, сделанный из зубочистки и бумажки. Опустим кораблик в воду. Накроем его банкой, осторожно опустим банку на дно, а затем поднимем банку на поверхность. Что произошло? Смотрите, намок наш флажок? (Ответы детей). Наш флажок остался сухим. Значит наш кораблик вышел сухим из воды, что ему помогло? Помог воздух который находится внутри банки. Нашли мы здесь воздух? (да).

ОПЫТ 2

Ребята давайте раскроем тайну кораблика с помощью другого опыта уточним почему же он хитрец, остался сухим. Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка. Смотрите, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Нашли мы здесь воздух?

Кто летает выше туч?
Кто коварен и могуч?
Он бывает, не приметен
Озорник, проказник...
(Ветер) ИКТ

ОПЫТ 3. ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА.

Ребята хотите вы сами сделать ветер. Для этого используем веера. Дети веером машут над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух.

Воздух тоже начинает двигаться. Можно также подуть на воду. Тоже будет волнение воды. Вывод: Ветер - это движение воздуха. Нашли мы здесь тоже воздух?

Ребята скажите что это? (Мячик) какой формы мячик? Сожмите его руками. Вы его сжали и в нем появилась ямочка, отпустили -ямочка исчезла. Почему. Как вы думаете что у него внутри? А какой формы воздух? 3

Ребята , воздух не имеет формы, он принимает форму сосуда, предмета в котором находится. Проверим?

ОПЫТ 4

А теперь попробуем поймать воздух в полиэтиленовые пакеты. Ребята посмотрите на эти пакеты, какие они? (пустые. мятые). Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните его в пакет, а потом зажмите его чтобы он не сдулся. Какой стал пакет? (толстый, надутый). Почему он таким стал? Что заполнило пакет? (конечно воздух). И так мы его увидели. Вывод: воздух можно увидеть поймав его в пакет. А с помощью каких предметов можно еще поймать воздух? (на столе сачок, насос, шарик. Дуршлаг, ведерко). Нашли мы воздух здесь.

ОПЫТ 5

Опыт с насосом. Давайте надуем шары насосом. Надуть разные по размеру. Одни больше, другие меньше, а теперь отпустите их Какой шар полетел дальше? (Большой. В нем воздуха больше).

ОПЫТ 6

Ребята, скажите. У воздуха есть запах? Чем пахнет воздух? Не знаете? А хотите узнать? У воздуха нет своего запаха и он приобретает запахи других пахучих веществ. Проверим? Почистить мандарин. Какой сделаем ВЫВОД. Воздух не имеет своего запаха. Или баночки с запахами.

Давайте поиграем в игру «Тонет-не тонет». Если я назову предмет который тонет вы приседаете. А если предмет который не тонет. Понимаете руки наверх и хлопайте.

Физминутка

1, 2, 3, 4, 5 все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим

4

ОПЫТ 7

Ребята мы играли в игру «тонет-не тонет». Я заметила что вы много знаете. А давайте проведем опыт и точно узнаем что тонет а что нет. Хотите.

На столе лежит: поролон, камень, дерево и монетка. Как вы думаете, есть ли воздух в камне? Поролоне? Монетке? Дереве? Проверим? Опустите эти предметы в воду. Сейчас мы посмотрим на эти предметы через лупу, определим по пузырькам появившимся на предметах в каких из них воздуха больше и почему? (пористые предметы - содержат больше воздуха).

Ребята у меня есть еще два мандарина, один который мы почистили а другой целый в кожуре. Как вы думаете, который из них тяжелее? Подержите их. (В кожуре тяжелее).

Давайте через лупу посмотрим на них. Что вы видите? (В кожуре пористая поверхность, а очищенный мандарин гладкий). Как вы думаете который утонет? Проверим? Который утонул? Какой сделаем вывод? Несмотря на то что в кожуре мандарин тяжелее он не утонул, ему помогла его пористая кожура, в ней много пузырьков воздуха, которые работают спасателями и выталкивают его на поверхность. Этот принцип применяется в спасательных жилетах.

Ну что, ребята мы с вами поиграли в прятки с воздухом, увидели его , пощупали его, услышали его. Но только мы не узнали имеет ли воздух вес. Ведь все предметы имеют вес, что-то тяжелее, что-то легче. А воздух имеет вес? Проверим?

ОПЫТ 8

Возьмем палочку длиной около 50 см. В середине привяжем веревку. Два шарика привяжем на концы и подвесим палку за веревку. Палочка висит ровно, значит оба шарика весят одинаково. Подумайте что произойдет, если мы проткнем один шарик? Проверим? Протыкаем один шарик зубочисткой. Из шарика выйдет воздух и конец палки поднимется вверх. Который шарик тяжелее. Какой вывод сделаем: ЧТО воздух имеет вес.

5

Ребята, дышим мы с вами, дышат на Земле очень много живых существ. Но много вредных газов выделяют в наш воздух построенные человеком заводы, фабрики, машины. И загрязняют воздух. Но удивительно, мы не задыхаемся. Как вы думаете, почему. (ответы детей). Ребята, нам помогают растения: деревья, они забирают плохой воздух, а выделяют хороший-кислород. Очищают воздух от загрязнения наши леса, в них много деревьев --Тополь, Дуб, Береза, Рябина. Хорошо также очищают воздух у нас в Осетии наши ВОДОПАДЫ. (ИКТ). И конечно наши ГОРЫ. Не зря люди называют горный воздух лечебным. К нам приезжают люди чтобы подышать нашим целебным воздухом. Смотрите у меня есть две полянки. Одна красная, другая зеленая. И запрещающий знак. На какое поле нужно приклеить запрещающий знак? И картинки есть на которых изображено что защищает а что загрязняет наш воздух. Надо эти картинки наклеить правильно на полянки.

А теперь ребята нам надо возвращаться обратно в детский сад. Полетим обратно тоже на нашем воздушном шаре.

Ребята, что мы с вами узнали сегодня интересного: Что

- Вокруг нас везде есть воздух. Мы его вдыхаем и выдыхаем.

- Воздух необходим для жизни человека и других живых существ.

- Воздух не видим, но его можно найти разными способами.

- С воздухом можно играть.

ВОЗДУХ НАМ НЕОБХОДИМ ЧТОБЫ ЖИТЬ.

Ну что ребята, мы прилетели. Выходим. Спасибо вам большое. Мне с вами сегодня было интересно путешествовать.

Ребята вы молодцы, я желаю вам-живите полной жизнью, дышите полной грудью и насыщайтесь чистым воздухом-кислородом.



6



© 2010-2022