Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экспериментирование - одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

«Экспериментирование - одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»

Организация экспериментально - исследовательской деятельности дошкольников

Слайд №1 Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Ведь в обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Слайд №2

ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:

Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.

Обеспечивает связь всех образовательных областей.

Слайд №3 Виды детского экспериментирования:

Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка) - направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания. Пример: дети играют в песок, почему сегодня песок не лепится?

Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым) - направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата. Пример : опыты с магнитами, с водой и т. д.

Слайд №4 Классификация детского экспериментирования:

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты,

поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение познавательных задач;

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

По способу применения : демонстрационные, фронтальные;

По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями,

сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта,

обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) .

Слайд №5

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ: Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования Прогнозирование результата; проверка предположения; проблемная ситуация; уточнение правил безопасности; наблюдение результатов эксперимента; распределение воспитанников на подгруппы; фиксирование результатов эксперимента; выполнение эксперимента; формулировка выводов

Слайд № 6

Последовательность детского экспериментирования: 1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. 2. Прогнозирование результата (старший возраст) 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования 4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст) 5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого) 6. Наблюдение результатов эксперимента 7. Фиксирование результатов эксперимента 8. Формулировка выводов

Слайд 7

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах

Слайд 8

1 младшая группа Развитие наглядно- действенного мышления. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты. Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы. Выполняют простейшие поручения. Произносят фразу: «Я хочу сделать …. »

Слайд 9.

2 младшая группа Способны улавливать простейшие причинно - следственные связи. Возникает вопрос «Почему? », пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

Слайд 10.

Средняя группа Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные. Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников. Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.

Слайд11

Старшая группа Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы. Даются задания по прогнозированию результатов. Опыты проводятся поэтапно. Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы. Вводятся длительные эксперименты. Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.

Слайд 12

Подготовительная группа Проведение экспериментов - норма жизни. Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться. Воспитанники проявляют инициативу. Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.

Слайд 13

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее) .

Слайд 14 Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует? »). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей ») .

Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.) .

Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Слайд 15

Главные достоинства экспериментирования в детском саду: - воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; -активно развивается речь ребенка; -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; -формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; -развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности; -формируются трудовые навыки; -укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Слайд 16

Спасибо за внимание к экспериментальной деятельности! Творческих успехов!





Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

1 слайд

Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»

2 слайд

«Человек стал человеком

Только тогда, когда

Увидел красоту вечерней зари

И облачков плывущих

В голубом небе, услышал пение

Соловья и пережил восхищение

Красотою пространства.

В. А. Сухомлинский

3 слайд

Задачи: 1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, модулей, условных заменителей)

3. Расширение перспективы развития исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные и преобразующие действия.

4. Поддержание у детей инициативности, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка, По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с детства.

4, 5 слайд

Обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в группе пространственно-предметной среды для организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

6 слайд

Ведь дети дошкольного возраста - прирожденные исследователи.

7 слайд

Для накопления определенных знаний и применения их в практической деятельности, я начала свою работу через наблюдения в природе. При наблюдении я опираюсь на любознательность детей.

8 слайд

Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдение за трудом взрослых, все это расширяет кругозор детей.

9 слайд

В процессе экспериментирования у дошкольников идет развитие всех психических процессов. Идет обогащение памяти, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

10, 11 слайд

Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.

А моя задача-помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

И одна из пословиц гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда».

Работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное - дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки,
Воспитателями совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, созданы мультимедийные обучающие презентации «Круговорот воды в природе», «Радуга» «Подводный мир», и т.д. Воспитатели родителям на собрании дали очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.
Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Приложение №1

Памятка для воспитателя

Организация детского экспериментирования

1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.

2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.

3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).

4. Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.

5. Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.

6. Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.

7. Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.

8. Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.

9. Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.

10. Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.

Приложение №2

Памятка для воспитателя

Примерный «алгоритм» подготовки занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и т.д., по изучению теории вопроса.

2. Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различной форме: дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д., с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу - сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники - прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Анализ внешней ситуации.

Разработку теоретических основ метода экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Большой вклад в развитие метода внесли ученые С. Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Л. М. Маневцева, Я. А. Пономарев, М. И .Лисина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева. О. В. Дыбина, Н. А. Рыжова и другие.

При формировании основ естественно-научных понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному: знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие авторитеты педагогической науки как Я.А. Коменский И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие (см. таблицу № 1)

Таблица № 1. Подтверждение значимости экспериментальной деятельности в развитии детей на примере высказываний выдающихся педагогов.

Выдающиеся ученые

Высказывания

Источник

1

Коменский Я.А.,

1658 г.

«Основной предпосылкой для того ( речь идет об образовании. - Авт.) является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. Я утверждаю и повторяю во всеуслышание, что это требование есть основа всего остального»

Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках.

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 67

2

Локк Дж., 1693 г.

« Они (речь идет о детях.- Авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение»

Локк Дж.Мысли о воспитании.

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 85

3

Песталоцци И.Г., 1800-1805гг.

«Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы, сложные или такие, которые могут обернуться к ребенку разными сторонами, проходят перед ним в возможно большем количестве…»

«…созерцание (чувственно восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения… Все, что следует затем , является просто результатом, или абстракцией, от этого чувственного восприятия»

Песталоцци И.Г.

Дневник Песталоцци о воспитании сына.

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 137

Памятная записка Песталоцци

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 159

4

Манасеина М.М., 1880 г.

«…при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты»

Манасеина М.М.

О воспитании ума (до 8 лет)

Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х начала ХХ вв. Составитель Лебедев П.А. М., 1990, с.409

5

Роттенберг В., 1984 г.

«… школьное обучение должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. То есть требуется разработка новых методов преподавания, основанных на максимальном использовании образного типа переработки информации…В основе таких методов лежит не изучение абстрактных физических формул с последующей демонстрацией… а, напротив, постановка красивого и увлекательного эксперимента, на основе которого дети сами выводят физический закон»

Роттенберг В. Мозг и мышление: «Я» в поисках «Я»

Знание - сила. 1984

№12, с.38-39

6

Запорожец А.В.

«В форме наглядных образов, складывающихся у ребенка, получает отражение не только внешняя видимость явлений, но и простейшие казуальные, генетические и функциональные взаимозависимости между ними. В результате начинают складываться в наиболее совершенной форме те виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего, которые сыграют важную роль в деятельности взрослого человека»

Запорожец А.В. Значение периодов детства для формирования детской личности.

Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студ. пед.

ин-тов. Сост. Мироненко В.В. 20ое изд. М., 1987, с.314-315

7

Поддъяков Н.Н.,

1997 г.

«Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»

Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности.

Педагогический вестник.1997. №1,с.6

8

Иванова А.И., 1999 г.

«…наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания,…без них любые понятия превращаются в сухие абстракции!»

Иванова А.И.

Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.2007. с.6

Исследования российских ученых А.Н.Леонтьева, С.Л. Новоселовой, Н. Н. Поддъякова позволяют сформулировать следующие положения:

1.Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.

2.В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3.Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.

4.В экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5.Экспериментироание во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.

6. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности.

Анализ внутренней ситуации.

Наблюдая за детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста, я убедилась, что знания, полученные словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны и не отчетливы. Без обогащения чувственного опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности. Но как часто педагоги используют опытную или экспериментально-исследовательскую деятельность на своих занятиях?

Анкетирование среди воспитателей показало, что экспериментирование ими применяется неоправданно редко.

Было опрошено 12 воспитателей, из них в своей работе используют экспериментально-исследовательскую деятельность:

5) часто, почти на каждом занятии - 3 человека или 25% опрошенных;

6) иногда - 7 человек или 58%;

7) почти не используют - 2 человека, что составляет 17%

Причины недостаточного применения:

1) не считаю действенным - 0

2) затрудняюсь в методике организации и проведения - 5 человек или 42%

3) отсутствие необходимого оборудования - 12 человек или 100%

4) отсутствие (недостаточность) методической литературы - 12 человек или 100%



1.Научно-методическое обеспечение проекта

Таблица 2. Научно-методическое обеспечение проекта

Название программы

(технологии)

Автор(ы)

Краткое содержание изучаемых вопросов

«Ребенок в мире поиска»

Дыбина О.В.

Поддъяков Н.Н.

Рахманова Н.П.

Щетинина В. В.

Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

Содержание и задачи интеллектуально-личностного развития ребенка, решаемые в ходе поисково- познавательной деятельности

«Живая экология»

А.И.Иванова

Программа экологического образования дошкольников.

Блоки:

1.Развитие элементарных естественно-научных представлений.

2.Развитие экологической культуры детей.

3.Развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Программа опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

«Наш дом - природа»

Рыжова Н.Н.

Программа экологического образования дошкольников.

Блоки:

1.Я и природа («Дом под крышей голубой»)

2.Вода («Волшебница вода»

3.Воздух («Воздух-невидимка»)

4.Песок.Глина.Камни. («Что у нас подногами»)

5.Почва. («Почва - живая земля»)

«Юный эколог»

«Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Николаева С.Н.

Программа экологического воспитания дошкольников

Пособие «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»

Иванова А.И.

В пособии изложены основные требования, которым должны соответствовать экологические и естественно-научные эксперименты. Организуемые с дошкольниками

«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

Иванова А.И.

Содержит описание наблюдений, опытов, пути организации

«Методика экологического воспитания в детском саду»

Николаева С.Н.

Программа, методические рекомендации для средней и старшей групп.

«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

Николаева С.Н.

Методические рекомендации по работе с детьми подготовительной к школе группы

«Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду»

Николаева С.Н.

Пособие по ознакомлению дошкольников с неживой природой включает методику работы с детьми и методику работы с педколлективом

«Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

Дыбина О,В.

Рахманова Н.П.

Щетинова В.В.

В пособии представлены разработки проблемных, занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет, дидактические игры, алгоритм, модели и схемы поисково-познавательной деятельности.

При создании развивающей среды необходимо учитывать положение А.В.Запорожца об амплификации ( обогащении) детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в дошкольных формах жизнедеятельности (игре, общении, экспериментировании, конструировании и пр.) на основе предметной базы, а также ряд требований, которые предъявляют к развивающей среде С. Л. Новоселова, Л. С. Выготский, Н. Н. Поддъяков:

1. Развивающий характер предметной среды.

2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности.

3. Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития

4. Включение не только уже известных ребенку объектов, но и новых, которые побуждают его к последующей деятельности.

5. Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.

Помимо изложенного развивающая среда должна соответствовать ряду принципов.

Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития.

Это становится возможным при создании условий для двух типов детской активности:

- собственной, полностью определяемой рбенком, детерминированной его внутренним сознанием;

- стимулируемой взрослым. Который организует деятельность ребенка для получения заранее определенного результата.

В связи с этим лежит проблема материала, оборудования и их размещения.

Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости.

На разных этапах развития личности ребенка этот принцип обеспечивается разнообразной тематикой, обогащением функциональных свойств элементов среды, природными и социокультурными средствами, объектами и средствами многоплановой деятельности, предоставлением возможности получать информацию, необходимую для постановки и решения задач. В связи с этим развивающая среда должна быть неисчерпаема, удовлетворять потребности ребенка в новизне.

Принцип активности.

В развивающей среде должна быть заложена возможность как для детей, так и для взрослых изменять ее внешний вид, оформление, определять местоположение материала, объектов. Это стимулирует возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Положение взрослого «рядом» с ребенком, а не «над» ним.

Принцип эмоциональной насыщенности.

Здесь рассматривается способность среды воздействовать на эмоции ребенка. Окружение должно давать ему разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающие эмоциональный отклик, возможность прожить и выразить свои чувства в какой-либо деятельности, побуждать к освоению полюсов «добро - зло», «прекрасно - безобразно»…

Принцип системности.

Среда должна отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения, системе развития «от простого к сложному», основным принципам дизайна.

Материал подобран (сконцентрирован0 по определенному принципу:

- по задаче (например, моделирование, накопление познавательного опыта через наглядность);

- по виду деятельности (экспериментирование, преобразование);

- содержанию и тематике ( «Осень», «Камни»…)

Принцип статичности - подвижности.

С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой - он может изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.

Принцип эмоционального благополучия и комфорта.

Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и для индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности. Этот принцип также предполагает наличие структурных «емкостей», содержащих личные вещи и предметы, отражающие индивидуальность, внутренний мир ребенка («сокровищницы», «личные полочки», «стены творчества» и т.п.)

Принцип закрытости.

Развивающая среда помогает понять разграничение внешнего и внутреннего мира (« я и другие», «один ребенок - группа детей», «группа детей - детский сад», «детский сад - весь мир»…), предполагает открытость природе, обществу и т.д.

Принцип обеспечения половых различий.

Предполагает наличие материалов и предметов интересных для мальчиков и для девочек, способствует осознанию половой принадлежности. (Например, материалы по темам «Мир тканей» и «Мир металла»…)

Принцип универсальности.

Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.

Многофункциональность.

Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.

Рациональность.

Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.

Обновляемость материала.

Вариативность материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.

Именной характер материала, т.е. наличие названия, маркировки или надписи (для читающих детей), чтобы ребенок мог самостоятельно восстановить цепочку действий с данным материалом и использовать его в соответствии с назначением.

Характеристика микроблоков развивающей среды.

Развивающая среда может быть представлена различными микроблоками. В нашем дошкольном учреждении я представляю возможным создание следующих (см. таблицу 4):

Таблица 3. Характеристика микроблоков развивающей среды.

Микроблок

Образовательная задача

Примерное содержание среды

Предполагаемая деятельность

«Школа педагога»

(библиотека педагога»

Повышение компетенции педагогов

Методическая литература

Аудио- видеокассеты,DVD диски и т.п.

Изучение, планирование, организация, поиск новых путей, внедрение передовых методик

Лаборатория

«Хочу все знать»

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов.

Накопление и расширение опыта.

Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и т.д.)

Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и т.п.)

Приборы (микроскоп, часы, весы, лупа и т.п.)

Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации

явлений, свойств.

Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности.

Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования

Опыты, эксперименты, исследования.

Уголок природы

Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности

Растения, животные (по возрасту), оборудование для труда на природе

Наблюдение, проведение опытов, экспериментов, исследований, труд в природе

Уголок «Эрудита»

( детская библиотека)

Формирование интереса к книге как к источнику знаний, умения самостоятельно работать с книгой, добывать нужную информацию. Накопление познавательного опыта

Познавательная литература, наглядный материал для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, коллекции, макеты, гербарии и т.п.

Рассматривание, чтение, слушание, составление коллекций, гербариев, систематизация (раскладывание) наглядных материалов.

Игротека

Уточнение. систематизация знаний, умений, навыков, их использование в игровой деятельности

Дидактические игры различного содержания в соответствии с возрастом

Игровая деятельность

Уголок моделирования

Развитие способностей овладения моделирующей деятельностью. Систематизация познавательного опыта

Условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и т.п.), изобразительные средства

«Чтение», составление, рисование моделей, действия в соответствии с ними.

Центр преобразования и изодеятельности «Мастерилки»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие технических умений, творчества. Выработка позиции творца.

Природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и т.п.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто (бумажное, соленое) пластилин, проволока, иголки. Нитки, дырокол, степлер, тесьма и пр.

Изготовление поделок, макетов, построек, игрушек, тематических альбомов, стенгазет, преобразование накопленного опыта

Метеоплощадка

Наблюдение за погодными явлениями

Флюгер, уличные термометры, емкости для измерения осадков, солнечные часы

Наблюдения, проведение опытов, экспериментов, ведение календарей природы

Территория детского сада

Наблюдения за природными объектами и окружающим, труд в природе.

Растительность (различные деревья, кустарники, травы, цветы)

Яблоневый сад.

Огород.

Клумбы.

Песочницы.

Выносной материал.

Метеоплощадка.

Экологическая тропа.

Наблюдения, проведение опытов, экспериментов, накопление познавательного опыта, преобразование и использование его в разных видах деятельности

Экологическая тропа

Наблюдения за природными объектами, изучение природных объектов, взаимосвязей в природе.

Воспитание экологической культуры, любви к природе

Наблюдения, проведение опытов, экспериментов,

накопление экологических знаний и их использование.

Творческий центр

Проявление творческой активности

Таинственные письма-схемы, посылки,, «Тайник»

Постановка творческой задачи, нахождение способа решения, планирование

Мини-музей «Волшебный мир предметов»

Понимание ретроспективы предмета, видение его в развитии, движении и изменении

Коллекции, гербарии, предметы

Рассматривание, составление, коллекций, игры-путешествия

Формы работы с детьми и их распределение в учебном плане

Экспериментально- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах.

В таблице 4 представлены основные формы работы с детьми по экспериментально- исследовательской деятельности.

Таблица 4. Формы работы с детьми и их распределение в учебном плане.

Форма работы

Время в режиме дня

Группа

Вторая младшая

Средняя

Старшая

Выпускная

Длит-сть,

мин.

Кол-во за год

Длит-сть,

мин.

Кол-во за год

Длит-сть,

мин.

Кол-во за год

Длит-сть,

мин.

Кол-во за год

Познавательное занятие или

часть занятия

1 раз в неделю по сетке занятий

10-12

2-3

15

-

15

3-4

3

3

15-20

4-5

4

16

20-25

4-5

3

10

Совместная исследовательская деятельность

(опыты, эксперименты)

1 раз в неделю как предварительная работа перед занятием (по усмотрению педагога)

5-10

1

10-12

36

12-15

34

15-20

34

Наблюдение, труд в уголке и на участке

Во время, отведенное для труда и наблюдении в уголке природы и на участке

2-3

-

3-4

10

4-5

27

5-7

10

Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность)

1 раз в неделю во второй половине дня

( по усмотрению воспитателя)

5-10

-

10-12

9

12-15

20

15-20

17

Развлечения

Во время, отведенное для развлечений

10

2-3

15

2-3

15-20

2-3

15-20

2-3

Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности.

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.

При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:

1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.

2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.

3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

1)действие показывает педагог;

2)действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

3)иногда ошибку сознательно совершает масс педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;

4)действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

5) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

6) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.

5. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.

6. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях.

7. Для успешного руководства экспериментально- исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.

8. На занятиях должна быть спокойная обстановка.

При организации работы с живым объектом следует соблюдать следующие правила:

1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомым объектом.

2. Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводится только в крайних, особо необходимых случаях, все операции поводятся только педагогом. Детям такие объекты не даются.

3. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным. Чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.

4.Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное и не позволять этого делать детям.

5. При переноске животного из одного места в другое необходимо дать ему время освоиться на новом месте.

6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными.

7. От педагога требуется умение прогнозировать поведение животных, а в случае какой-либо опасности принять удар на себя и защитить детей.

8. Если во время проведения эксперимента животное начало нервничать, эксперимент следует прекратить, а животное изолировать от детей.

Критерии развития экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников

Первый критерий:

Эмоционально -оценочное восприятие деятельности:

- умение называть объекты, явления;

- умение различать объекты, выделять их признаки и свойства;

- понимание сущности объекта, явления;

- умение находить взаимосвязь и взаимозависимость;

- умение находить различия;

- умение находить сходства;

- умение классифицировать;

- умение анализировать;

- умение прогнозировать;

- проявление желания сотрудничать со взрослым;

- проявление желания к самостоятельной деятельности.

Оценочная шкала:

5 баллов

3 балла

0 баллов

Представления сформированы, стойкий интерес к деятельности

Представления нечеткие, сформированы недостаточно, интерес к деятельности неустойчивый

Представления не сформированы, отсутствие интереса к деятельности

Второй критерий:

Освоение детьми способов и действий экспериментирования:

- формулирование задачи исследования;

- продумывание методики экспериментирования;

- выслушивание инструкций и критических замечаний;

- выполнение работы:

а) выполнение действий в соответствии с предлагаемой пиктограммой;

б) умение действовать в соответствии с моделью;

в)умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать

результата и обозначать его с помощью символов;

г)умение проводить опыты самостоятельно;

- соблюдение правил безопасности;

- наблюдение результатов;

- фиксирование результатов;

- анализ полученных данных;

- словесный отчет об увиденном;

- формулирование выводов;

Оценочная шкала:

5 баллов

3 балла

0 баллов

Самостоятельный выбор и реализация действия

Действие выполняет неуверенно, требуется помощь взрослого

Отсутствие действий

Исследование познавательных интересов ребёнка__________________

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл (по 3-х бальной системе)

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а)рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним

а) часто

б) иногда

в) очень редко

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

Список использованной литературы

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М.,

2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения./

Управление ДОУ, N 4, 2004

3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший

дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /

Под. ред. Л.Н. Прохоровой М., 2004

5. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта

работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003



© 2010-2022