«Инновационные методы работы с родителями»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дюсупова К.К.

Воспитатель, КГКП ясли - детский сад «Дәншік»

Кокпектинский район

ДОКЛАД

Тема: «Инновационные методы работы с родителями»

Всем сотрудникам дошкольных учреждений хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательную - образовательную микросферу. Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом. Они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Вне сомнения, информативный компонент общения с родителями - вещь неизбежная и естественная. Эмоциональная бедность общения, не затрагивающая сознания и чувств родителей, оставляет их равнодушными к работе детского сада.

Задачи:

Поиск новых путей и подходов к работе с родителями.

Ребёнок - главная точка отчёта работы с родителями.

Изучение возможностей родителей.

Соблюдение индивидуальности и конкретности в работе с родителями.

Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания.

В начале учебного года нужно провести тестовый опрос педагогов и родителей, как партнеров по общению.

Педагоги и родители заполняют бланки.

Бланки опроса родителей; Бланки опроса педагогов;

Затем провести обработку данных тестирования. Данные тестирования позволяют выявить: - единодушия мнений; наличие противоречивых точек зрения; наличие уклончивых точек зрения, т.е. мнений, лишенных искренности.

Проблема дефицита взаимного доверия педагогов и родителей и поиск способов его роста является наиболее актуальной задачей. Провести опросник для воспитателей, например Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями. Изучения мнения родителей о профессиональных качествах воспитателя во взаимоотношениях с ребенком. Анализ опросника помогает в определении тематики консультативной помощи.

При осуществлении консультативной помощи педагогам в общении с родителями используем активные методы обучения. Это тренинговые упражнения, игровые задания и другие.

Нужно заполнять бланк анкет для родителей по изучению «Социального семейного воспитания».

Обязательно провести анкеты для отца.

Тесты для родителей такие, как:

Стиль воспитания ребенка в семье; готовы ли мы отдать своего ребенка в школу; Памятки для родителей, памятки для педагогов и.др., например:

Чтобы это у меня получалось «Я не забуду»; «Наши принципы общения с родителями».

Дошкольные учреждения - это первый опыт пребывания ребенка вне семьи, а члены семьи хотят быть в курсе его успехов. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества. В основу программы взяты такие формы: письменные, формы общения, брошюры, пособия, бюллетени, еженедельные записки, личные блокноты, ящик предложений, творческие отчёты. В записках отмечаются успехи ребёнка, изменения в его поведении или желания…Записки называются «счастьеграммы», их получают и взрослые - «Благодарим!». Также можно о каждой семье, о каждом ребенке сказать что-то хорошее. Важно найти и отметить это. Формы работы с родителями очень разные. Можно использовать формы радиостанция - радиогазеты. Особенно в дни праздники много слушателей. Родители слышат о себе слова благодарности за помощь воспитателям, или принимают поздравления от детей, которые желают им счастья, добра, здоровья (запись на магнитофоне).

Следующая форма работы индивидуальная. Известно, что индивидуальный контакт с родителями, установление с ними дружеских, доверительных отношений, уважение, которые удается воспитателю завоевать, подчас оказывают решающее действие на всю дальнейшую работу с семьей. Своеобразие влияния семьи на ребёнка может определяться не только непосредственным отношением к нему родных, но и, косвенными факторами: количественным составом семьи, степенью родственных отношений, традициями и даже возрастом её членов. Поэтому работа воспитателя с родителями должна строиться на индивидуальном, дифференцированном подходе его как к разным семьям, так и отдельным их членам. Противоречия во взглядах на воспитание отца, матери и бабушки часто создают условия, пагубно влияющие на формирования личности ребёнка. В таком случае воспитателю нужно поговорить с каждым из них в отдельности, подобрав для этого соответствующие ситуацию и слова. Только при систематической, продуманной индивидуальной работе с семьями между воспитателями и родителями устанавливаются взаимоуважительные отношения. Это дает возможность обеспечить оптимальные условия воспитания ребенка как в детском саду, так и дома, наметить пути оказания действенной помощи семье.

Очень важна форма проведения беседы. Каждый собеседник должен уметь не только говорить, но и слушать. При знакомстве с родителями особенно необходимо соблюдать. Рассказывая о требованиях, предъявляемых к ребенку в детском саду, о тех новых условиях, в которых предстоит ему находиться, нужно обязательно подчеркнуть, что все это будет входить в жизнь детей постепенно, а сотрудники детского сада постараются учесть индивидуальные особенности и склонности своих воспитанников.

Важным этапом в работе с родителями является знакомство воспитателя с условиями, в котором живёт ребёнок, в общей среде, в доме. Учитывая это, воспитатель даст родителям более обоснованные рекомендации, сумеет найти оптимальные пути и средства построения единого мнения воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Индивидуальные беседы с родителями могут происходить по инициативе педагога.

Нельзя беседовать с родителями в присутствии ребенка, если не уверены, что ваша похвала или осуждения сына или дочери воспримется правильно. Например: Миша - воспитанный, хорошо развитой мальчик. Но он избалован дома, ленив. Всегда старается переложить свои обязанности, трудиться с большим нежеланием. Стремясь остановить на этом внимание родителей, воспитатель в присутствии мальчика рассказывает им о том, что, как Миша не захотел убрать пособие после занятия, разбросал игрушек: «Ну, это еще не самое страшное, потрудиться он ещё успеет. Пусть немножко пошалит. Уж вы его не ругайте слишком, он у нас хороший мальчик. Правда «Мишенька, говорит мама». Слыша такой ответ, ребенок лишний раз убеждается в том, что ему всё можно. В индивидуальных беседах воспитатель не только учит, подсказывает, как, например, поднять авторитет родителей или членов семьи, но и сам активно помогает этому, влияя на ребенка в группе.

Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей становятся организуемые многими садами циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференций по обмену опытом семейного воспитания, школы молодых родителей, университеты педагогических знаний. Эти разнообразные формы работы при умелом сочетании дополняют друг друга.

Программы лекторий продумываются воспитателями и заведующим детским садом. Содержание их может быть различными в зависимости от потребности. Осветить родителям тот или иной вопрос в воспитании детей. Поэтому ставятся задачи, в плане работы на данный год. Например:

«Как подготовить ребенка к школе» (Консультации. Музыка в жизни детей)

Тематика проведения лектория для молодых родителей особая. Система занятий в таком лектории носит несколько своеобразный характер. Молодым папам и мамам следует дать не только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на практике. Как успокоить ребенка, если он капризничает. Как привить мальчику культурно-гигиенические навыки, правильно убрать комнаты.

Занятия в педагогических кружках имеют основной целью вооружить родителей разнообразными практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе организации жизни и воспитаний детей. Интересно проходят занятия, на которых родители узнают, как следуют читать детям, разучивать с ними стихи, слушать музыку, рассматривать художественные произведения. Все эти знания преподносятся родителям с практическим показом и приемом.

Эффективной формой работы с родителями, является организация тематических выставок. Такие выставки позволяют знакомить родителей с различными вопросами воспитания детей, пропагандировать лучший опыт семьи в доступной и привлекательной форме, представлять демонстрационный материал. Содержание выставок обуславливается «Программой воспитания», «Материалами по защите прав и достоинств маленького человечка», планом работы с родителями, специальной организации воспитательно - образовательного процесса по данной группе, уровнем развития детей, условиями их жизни в семье. Материалы тематических выставок могут освещать широкие педагогические проблемы:

«Пример родителей в воспитании детей», «Воспитания детей - главная обязанность родителей», «Отец в семье».

Оформление тематических выставок зависит от условий жизни группы, детского сада. Материал тематических выставок тщательно отбирается. Он должен быть краток, четко сформирован, точно соответствовать выбранной теме.

Кроме тематических положений, родители должны найти в нём практические советы, рекомендации. Текст иллюстрируется фотографиями зарисовками, подделками детей. Групповые выставки целесообразно оформлять на стендах. Можно привлечь родителей не только к оформлению выставок, но и к обсуждению их содержания, отбору интересных материалов. Например: «Выставки», рассказывающие о необходимости правильно и красиво одевать детей, поручить мамам или бабушкам смыть образцы одежды. Написать советы о правильном выборе одежды и обуви, чтобы детям было удобно, комфортно и главное не вредно для здоровья. Хорошо разнообразить представленный материал фотографиями.

Посещения родителями детского сада «дни открытых дверей», непосредственное знакомства с работой детского сада в процессе посещений и наблюдение за детьми в отдельные отрезки времени, привлекают родителей, является действенной формой педагогической пропаганды. Дни открытых дверей - не только средство удовлетворения естественного интереса и любопытства родителей к тому, как живут их дети в детском саду. Это прежде всего знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами, воспитательно - образовательной работы, а также преодоление иногда очень стойкого, участия родителей, поверхностного суждения о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организаций педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми, тоном, речью, обращенной к ребенку, многому может научить родителей.

Как организовать дни открытых дверей, чтобы родители увидели всю сложность и многогранность работы педагогического коллектива, обратили внимание на главное, выделили из всей суммы впечатлений именно, то, что необходимо. Прежде всего, следует тщательно продумать и наметить содержание работы на этот день.

В младших группах это прежде всего режимные процессы, закаливающие процедуры. Родителей детей этого возраста волнует, как их ребенок справляется с новыми многочисленными обязанностями, как он самостоятельно себе обслуживает. Таким внимание родителей нужно обратить на то, что с детьми проводятся занятия.

В средних группах показать как дети осваивают трудовые навыки, как учиться помогать и уступать друг другу, как постепенно приучаются трудится в коллективе и для коллектива.

В старших группах показать, как дети готовятся к школе, в процессе занятий, труда и повседневной жизни. Остановить их внимание на особенностях, характеризующих детей этого возраста.

Заранее продумывается, кто встретит родителей, проводит их по группам, где они разместятся во время занятий, приема детьми пищи. Очень важно, чтобы в процессе предварительной беседы родителям рассказали, что во время работы воспитателя с детьми ему нельзя задавать вопросы, делать замечания, что нельзя отвлекать детей, нарушать установленный в группе порядок и.т.д.

Все родители должны прийти в назначенное время, иначе они будут нарушать обычный распорядок жизни детского сада.

После просмотра с родителями проводится небольшая беседа, в которой они обмениваются мнением об увиденном, получают советы и рекомендации, как использовать опыт воспитателей в семье.

Родители должны быть частыми гостями в детскому саду.

Это также должны быть такие формы работы:

Круглые столы; совместный досуг взрослых и детей; семейные вечера; тренинг, КВН; телефон доверия; группы поддержки; чаепития; пикники; видеоролики; караоке; распродажи. Родители становятся доброжелательными, помощниками на постоянной основе. Родители принимают участие в принятии решении, помогают определить основные направления работы в группах.

Наша задача быть всегда готовыми оказать поддержку родителям, независимо от того, на каком этапе родители или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в процессе работы в группе.

Поэтому родители являются полноправными участниками воспитательно - образовательного процесса в детскому саду.

Литература:

  1. «Воспитателю о работе с семьей» О.Н.Урбанская, М.Пр.1977г.

  2. Детский сад и родители. Е.И.Колоярцевой, М.Пр. 1969г.

  3. Отбасы және балабақша № 5, 2007ж.

© 2010-2022