• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • «Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»

«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования науки Самарской области


Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования




Итоговая работа на тему:

«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»


по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 07.09. - 18.09.2015г.


Выполнила:

Матвейкина Елена Сергеевна

воспитатель,

СП детского сада «Сказка»

ГБОУ СОШ №5 «ОЦ»Лидер»

г.о.Кинель


г.о.Кинель, 2015г.


  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

Актуальность

Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов и систем организма. По мнению И.В. Сисиновой именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Н. А. Бернштейн писал: «Психика формируется в движении». Трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.

Последнее время характеризуется ростом количества детей дошкольного с ОВЗ, поэтому физическое развитие - одно из основных направлений развития детей в условия ДОУ. Изучение образовательной области «Физическое развитие» актуально в современном дошкольном образовании, т.к. сохранение жизни и здоровья детей является приоритетной задачей современного общества.

«Государственная стратегия развития системы дошкольного образования, определена законом «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ от 29.12.2012 и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155, ориентирует деятельность образовательных организаций на создание благоприятных условий для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Согласно Статье 84. закона «Об образовании» особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.

Огромное значение в двигательной сфере дошкольника имеет развитие саморегуляции и целенаправленности собственных действий. Саморегуляция - система осознанных действий направленных на достижение результата, является важнейшим психическим новообразованием ребенка к концу дошкольного возраста является формирование саморегуляции, т. е. способности к произвольной регуляции своего состояния, поведения и деятельности. Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства. В нем могут быть задействованы три механизма: общение со взрослым, игровая деятельность и специальные психогимнастические упражнения. Каждый из этих механизмов (путей формирования) имеет особое назначение. Так, общение с взрослым, прежде всего, позволяет ребенку обрести тот значимый для него личностный смысл, который помогает регулировать текущую деятельность. Игра, и в первую очередь игра по правилам, способствует формированию опыта и умения управлять собой в соответствии с установленными нормами. Психогимнастические упражнения позволяют тренировать умения осознавать и контролировать двигательную и эмоциональную сферы ребенка

Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

  • различать и сравнивать мышечные ощущения;

  • определять соответствующие характера ощущений ("напряжение-расслабление", "тяжесть-легкость", др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями ("сила-слабость", "резкость-плавность", темп, ритм);

  • менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности - точного мышечного чувства, моторной ловкости.

«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»


Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

В результатах

В основном процессе

В условиях профессиональной деятельности

Недостаточно сформированы физические качества (быстрота, сила, координация, равновесие), которые обуславливают выбор ребенком самостоятельной двигательной активности

Отсутствует планирование индивидуальных и подгрупповых форм работы по физическому развитию в течение дня.

Кадровые (повышение квалификации по физическому развитию, педагогическим технологиям)

Дети не способны самостоятельно выполнять физические упражнения, выполняют их по образцу

Не способность поддерживать детскую инициативу в двигательной деятельности, не планируются тренировочные задания для детей.

Учебно-методические и информационные недостаток дидактических пособий по физическому развитию

Недостаточно сформирован интерес детей к занятиям физическими упражнениями, спортивным играм

Не планируются формы самостоятельной двигательной активности, основанные на подвижных играх.

Материально-технические недостаточно спортивного оборудования и инвентаря для организации игр.

Противоречие: Развитие саморегуляции собственных действий в двигательной сфере у старших дошкольников происходит при приобретении двигательного опыта, однако отсутствие в организации НОД различных форм игровой деятельности делает этот процесс затруднительным.

«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»


  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Исходя из проведенного анализа, возникает профессиональная проблема - создание психолого-педагогических условий становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере по средствам формирования условий.

«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Характеристика образовательных результатов

Целевые ориентиры

Конкретизация с возрастом и системой работы

Пример проявления в действии и в речи ребенка

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Формирование опыта двигательной деятельности,

овладение основными видами движений.

бегает, ходит разными способами, прыгает, лазает на спортивном комплексе, бросает мяч.

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (двигательной).

Владеет различными видами двигательной активности, знает различные игры и правила игр, умеет правильно использовать спортивный инвентарь.

«я хочу бегать наперегонки», «давайте поиграем в Ловишки с ленточками », «можно мне играть с ракетками».

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, двигательной деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Владение речью как средством общения и культуры, знает и правильно выполняет команды инструктора, самостоятельно выбирает вид деятельности, партнеров в игре.

Использует обращение «Вы» к сверстникам обращается по имени.

«давайте построимся парами»

«давай играть в …»

«я буду играть с ...»

«я буду показывать, а ты повторяй»

«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

4. Исходя из формулировки профессиональной проблемы для ее решения предполагается соблюдение нескольких условий:

использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

подвижные игры с правилами;

игровые упражнения, игровые ситуации;

соревнования, досуги;

спортивные игры и упражнения;

спортивные праздники;

гимнастика (утренняя и пробуждения);

поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности

групповая и подгрупповая работа;

командные игры;

возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

вариативность предлагаемой педагогом деятельности:

возможность выбора игры («Мышеловка», «Успей пробежать» и тр.);

возможность выбора атрибутов для игры («Ловишки» с ленточками, «Ловишки» с мячом и др.).

«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»

Педагогическая диагностика динамики достижений воспитанников (мониторинг).

Цель: выявление уровня развития двигательной активности и саморегуляции в двигательной сфере (отслеживает педагог-психолог) у детей старшего дошкольного возраста.

Карта наблюдения ОВД

Критерий наблюдения

Показатель

Характеристика уровней достижения

Высокий

Средний

Низкий

Основные виды движений

Ходьба





Бег




Лазание




Прыжки




Метание




Произвольность действий




«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»



  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов

Кадровые условия

  • Обучение на курсах повышения квалификации в направлении физического развития дошкольников.

  • Посещение семинаров городского, районного, и областного уровня по вопросам физического развития дошкольников.

Материально-технические

  • Обновление спортивного оборудования в физкультурно-спортивном зале и на физкультурной площадке ДОУ.

  • Приобретение необходимого оборудования в групповые спортивные уголки (для самостоятельной деятельности детей).

  • Участие в вебинарах по тематике реализация области «физическое развитие» в сфере внедрения ФГОС ДО

Информационные ресурсы

  • Дистанционное общение с коллегами с целью обмена опытом

  • Создание на сайте ДОУ странички инструктора по физической культуре

  • Разработка электронных карт (наблюдения)

  • Формирование базы электронных адресов родителей (для информирования)

  • Разработка мультимедийных дидактических пособий в соответствии с тематикой.

  • Разработка интерактивных игр физкультурной направленности.

Научно методические

  • Подбор новых программ и диагностического материала в соответствии с ФГОС ДО.

  • Создание картотеки подвижных игр.

  • Разработка планов взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями воспитанников и специалистами ДОУ.

  • Разработка конспектов НОД, спортивных развлечений, праздников, эстафет.

  • Разработка методических рекомендаций для родителей («играем дома»), и воспитателей (по проведению гимнастики, игровых упражнений, подвижных игр в группе и на площадке детского сада)

  • Подписка на периодическое издание «Инструктор по физкультуре» издательство Сфера.

Организационные условия

  • Сменяемость игрового материала в соответствии с недельной тематико ООП детского сада.

  • Организация встреч с руководителями кружков ДЮСШ.

  • Организация встреч с детьми (участниками спортивных соревнований) ГБОУ СОШ №5 «ОЦ»Лидер»

Нормативно-правовые

  • Договор с ДЮСШ г.Кинеля

  • Договор со стадионом «Локомотив» г.Кинель






II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема пособия: «Я спортсмен»

Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст 5-6 лет

Цель пособия: Формировать у детей интерес к двигательной активности, учить называть спортивный инвентарь, определять его назначение, развивать мышление, внимание, память и логику.

Задачи пособия:

  1. Закрепить знания детей о правилах спортивных игр.

  2. Совершенствовать умение выбора необходимого игрового оборудования.

  3. Развивать логическое мышление, умение выбрать правильный ответ.

Работа со слайдами:

№ слайда

Описание действий

1.«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»

Сообщить детям в какую интерактивную игру будем сейчас играть. О чём она и для чего.

2«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»

Дать детям время рассмотреть картинку и ответить на вопрос: «как называется эта игра, и кто из спортсменов правильно ведет мяч?».

3«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»

Задать детям вопрос: «что они видят на картинке?», «Какой инвентарь ты выберешь для игры в хоккей?».

4.«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»

«Установи соответствие, какие игрушки потеряли малыши в каждой игре?»

5.«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»

Дать детям время рассмотреть картинку и предложить убрать лишние предметы. «Какие предметы в спортивном зале лишние?».


© 2010-2022