- Преподавателю
- Дошкольное образование
- «Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»
«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Матвейкина Е.С. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Психолого педагогические условия становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 07.09. - 18.09.2015г.
Выполнила:
Матвейкина Елена Сергеевна
воспитатель,
СП детского сада «Сказка»
ГБОУ СОШ №5 «ОЦ»Лидер»
г.о.Кинель
г.о.Кинель, 2015г.
-
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
Актуальность
Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов и систем организма. По мнению И.В. Сисиновой именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Н. А. Бернштейн писал: «Психика формируется в движении». Трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.
Последнее время характеризуется ростом количества детей дошкольного с ОВЗ, поэтому физическое развитие - одно из основных направлений развития детей в условия ДОУ. Изучение образовательной области «Физическое развитие» актуально в современном дошкольном образовании, т.к. сохранение жизни и здоровья детей является приоритетной задачей современного общества.
«Государственная стратегия развития системы дошкольного образования, определена законом «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ от 29.12.2012 и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155, ориентирует деятельность образовательных организаций на создание благоприятных условий для всестороннего развития личности каждого ребенка.
Согласно Статье 84. закона «Об образовании» особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
Огромное значение в двигательной сфере дошкольника имеет развитие саморегуляции и целенаправленности собственных действий. Саморегуляция - система осознанных действий направленных на достижение результата, является важнейшим психическим новообразованием ребенка к концу дошкольного возраста является формирование саморегуляции, т. е. способности к произвольной регуляции своего состояния, поведения и деятельности. Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства. В нем могут быть задействованы три механизма: общение со взрослым, игровая деятельность и специальные психогимнастические упражнения. Каждый из этих механизмов (путей формирования) имеет особое назначение. Так, общение с взрослым, прежде всего, позволяет ребенку обрести тот значимый для него личностный смысл, который помогает регулировать текущую деятельность. Игра, и в первую очередь игра по правилам, способствует формированию опыта и умения управлять собой в соответствии с установленными нормами. Психогимнастические упражнения позволяют тренировать умения осознавать и контролировать двигательную и эмоциональную сферы ребенка
Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:
-
произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
-
различать и сравнивать мышечные ощущения;
-
определять соответствующие характера ощущений ("напряжение-расслабление", "тяжесть-легкость", др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями ("сила-слабость", "резкость-плавность", темп, ритм);
-
менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности - точного мышечного чувства, моторной ловкости.
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности
-
В результатах
В основном процессе
В условиях профессиональной деятельности
Недостаточно сформированы физические качества (быстрота, сила, координация, равновесие), которые обуславливают выбор ребенком самостоятельной двигательной активности
Отсутствует планирование индивидуальных и подгрупповых форм работы по физическому развитию в течение дня.
Кадровые (повышение квалификации по физическому развитию, педагогическим технологиям)
Дети не способны самостоятельно выполнять физические упражнения, выполняют их по образцу
Не способность поддерживать детскую инициативу в двигательной деятельности, не планируются тренировочные задания для детей.
Учебно-методические и информационные недостаток дидактических пособий по физическому развитию
Недостаточно сформирован интерес детей к занятиям физическими упражнениями, спортивным играм
Не планируются формы самостоятельной двигательной активности, основанные на подвижных играх.
Материально-технические недостаточно спортивного оборудования и инвентаря для организации игр.
Противоречие: Развитие саморегуляции собственных действий в двигательной сфере у старших дошкольников происходит при приобретении двигательного опыта, однако отсутствие в организации НОД различных форм игровой деятельности делает этот процесс затруднительным.
-
Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Исходя из проведенного анализа, возникает профессиональная проблема - создание психолого-педагогических условий становления у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере по средствам формирования условий.
-
Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Характеристика образовательных результатов
-
Целевые ориентиры
Конкретизация с возрастом и системой работы
Пример проявления в действии и в речи ребенка
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Формирование опыта двигательной деятельности,
овладение основными видами движений.
бегает, ходит разными способами, прыгает, лазает на спортивном комплексе, бросает мяч.
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (двигательной).
Владеет различными видами двигательной активности, знает различные игры и правила игр, умеет правильно использовать спортивный инвентарь.
«я хочу бегать наперегонки», «давайте поиграем в Ловишки с ленточками », «можно мне играть с ракетками».
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, двигательной деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Владение речью как средством общения и культуры, знает и правильно выполняет команды инструктора, самостоятельно выбирает вид деятельности, партнеров в игре.
Использует обращение «Вы» к сверстникам обращается по имени.
«давайте построимся парами»
«давай играть в …»
«я буду играть с ...»
«я буду показывать, а ты повторяй»
-
Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
4. Исходя из формулировки профессиональной проблемы для ее решения предполагается соблюдение нескольких условий:
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
подвижные игры с правилами;
игровые упражнения, игровые ситуации;
соревнования, досуги;
спортивные игры и упражнения;
спортивные праздники;
гимнастика (утренняя и пробуждения);
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности
групповая и подгрупповая работа;
командные игры;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
вариативность предлагаемой педагогом деятельности:
возможность выбора игры («Мышеловка», «Успей пробежать» и тр.);
возможность выбора атрибутов для игры («Ловишки» с ленточками, «Ловишки» с мячом и др.).
Педагогическая диагностика динамики достижений воспитанников (мониторинг).
Цель: выявление уровня развития двигательной активности и саморегуляции в двигательной сфере (отслеживает педагог-психолог) у детей старшего дошкольного возраста.
Карта наблюдения ОВД
Критерий наблюдения
Показатель
Характеристика уровней достижения
Высокий
Средний
Низкий
Основные виды движений
Ходьба
Бег
Лазание
Прыжки
Метание
Произвольность действий
-
Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов
Кадровые условия
-
Обучение на курсах повышения квалификации в направлении физического развития дошкольников.
-
Посещение семинаров городского, районного, и областного уровня по вопросам физического развития дошкольников.
Материально-технические
-
Обновление спортивного оборудования в физкультурно-спортивном зале и на физкультурной площадке ДОУ.
-
Приобретение необходимого оборудования в групповые спортивные уголки (для самостоятельной деятельности детей).
-
Участие в вебинарах по тематике реализация области «физическое развитие» в сфере внедрения ФГОС ДО
Информационные ресурсы
-
Дистанционное общение с коллегами с целью обмена опытом
-
Создание на сайте ДОУ странички инструктора по физической культуре
-
Разработка электронных карт (наблюдения)
-
Формирование базы электронных адресов родителей (для информирования)
-
Разработка мультимедийных дидактических пособий в соответствии с тематикой.
-
Разработка интерактивных игр физкультурной направленности.
Научно методические
-
Подбор новых программ и диагностического материала в соответствии с ФГОС ДО.
-
Создание картотеки подвижных игр.
-
Разработка планов взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями воспитанников и специалистами ДОУ.
-
Разработка конспектов НОД, спортивных развлечений, праздников, эстафет.
-
Разработка методических рекомендаций для родителей («играем дома»), и воспитателей (по проведению гимнастики, игровых упражнений, подвижных игр в группе и на площадке детского сада)
-
Подписка на периодическое издание «Инструктор по физкультуре» издательство Сфера.
Организационные условия
-
Сменяемость игрового материала в соответствии с недельной тематико ООП детского сада.
-
Организация встреч с руководителями кружков ДЮСШ.
-
Организация встреч с детьми (участниками спортивных соревнований) ГБОУ СОШ №5 «ОЦ»Лидер»
Нормативно-правовые
-
Договор с ДЮСШ г.Кинеля
-
Договор со стадионом «Локомотив» г.Кинель
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема пособия: «Я спортсмен»
Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст 5-6 лет
Цель пособия: Формировать у детей интерес к двигательной активности, учить называть спортивный инвентарь, определять его назначение, развивать мышление, внимание, память и логику.
Задачи пособия:
-
Закрепить знания детей о правилах спортивных игр.
-
Совершенствовать умение выбора необходимого игрового оборудования.
-
Развивать логическое мышление, умение выбрать правильный ответ.
Работа со слайдами:
№ слайда
Описание действий
1.
Сообщить детям в какую интерактивную игру будем сейчас играть. О чём она и для чего.
2
Дать детям время рассмотреть картинку и ответить на вопрос: «как называется эта игра, и кто из спортсменов правильно ведет мяч?».
3
Задать детям вопрос: «что они видят на картинке?», «Какой инвентарь ты выберешь для игры в хоккей?».
4.
«Установи соответствие, какие игрушки потеряли малыши в каждой игре?»
5.
Дать детям время рассмотреть картинку и предложить убрать лишние предметы. «Какие предметы в спортивном зале лишние?».