Портфолио как инструмент обобщения педагогического опыта

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ШАХТЕРСКА

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

ПОРТФОЛИО

КАК ИНСТРУМЕНТ САМООЦЕНКИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА



Инновационными считают только те новшества,

которые положительно влияют на качество

учебно-воспитательного процесса.

С. Кириленко

Дошкольное образование является приоритетным направлением в образовательной политике государства, а воплощает ее в жизнь - педагог. Современное дошкольное образование требует нового типа педагога-новатора, мастера, творческой личности, обладающей современными методами и технологиями организации образовательно-воспитательного процесса, умением психолого-педагогического проектирования взаимодействия с детьми и прогнозирования конечного результата работы.

В соответствии с Государственными образовательными стандартами дошкольного образования деятельность педагога нуждается в оценке и самооценке.

Инновационной формой оценки профессионального роста и результативности работы педагога является портфолио. Эта альтернативная форма позволяет построить траекторию собственных достижений, презентовать свою педагогическую деятельность и сделать самооценку.

Цель создания портфолио - совершенствование профессионализма, отслеживание творческого роста и результативности работы.

Задача оформления портфолио:

- систематизация педагогом собственного опыта;

- самообразование, саморазвитие и самосовершенствование;

- самооценка и объективное оценивание деятельности педагога руководством;

- установление высшей категории и присвоение педагогического звания по результатам аттестации;

- презентация опыта работы во время городских мероприятий: управленческих гостиных, методических студий, гостевого обмена опытом.

Только творческая личность взрослого сможет воспитать творческую личность ребенка. Поэтому перед руководителем возникают определенные задачи по созданию благоприятных условий для развития и реализации творческого потенциала каждого педагога:

- комплексное оценивание педагогической деятельности;

- мотивация творческого и профессионального роста;

- создание комфортных условий для творчества и конкурентоспособности;

- распространение опыта работы педагогов.

Создание портфолио позволяет проанализировать, обобщить, систематизировать наработанные материалы, объективно оценить свою деятельность и запланировать мероприятия по достижению новых результатов. Модель личностного, компетентно-ориентированного общения коллег способствует саморазвитию и самосовершенствованию каждого педагога. Признание достижений педагога предоставляет ему возможность участвовать в профессиональных конкурсах, смотрах, создании проектов; повышает его профессионализм и имидж учреждения.

Требования к созданию портфолио:

- определить тематику, цели и задачи создания портфолио;

- указать вид и назначение;

- выбрать содержание и структуру;

- разместить и наполнить разделы портфолио.

Виды и содержание портфолио зависят от уровня квалификации и опыта работы педагога, тематики материалов, их назначения. Структура соответствует тематике и конкретным задачам, которые ставит перед собой педагог. Требования к оформлению материалов портфолио могут выступать критериями оценки его:

- актуальность и современность;

- объективность и целостность;

- системность и полнота;

- логичность и лаконичность;

- тематичность и наглядность;

- обоснованность необходимости обобщения материалов;

- тактичность, эстетичность и культура оформления портфолио.

Разделы портфолио можно предложить следующие:

- общие сведения о педагоге (личные данные педагога и его достижения, что позволяет сделать вывод об индивидуальном развитии педагога);

- фамилия, имя, отчество, год рождения;

- должность;

- педагогическое и творческое кредо;

- образование;

- педагогический стаж;

- уровень квалификации (результаты аттестации);

- повышение квалификации;

- награды;

- общественная деятельность;

-результаты педагогической деятельности (динамика за определенный период):

- сравнительный анализ результативности работы педагога;

-результативность участия детей (коллективные и индивидуальные) в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях, смотрах - выставках.

Очень важным является раздел «Научно-методическая деятельность», в котором целесообразно разместить методические материалы профессионального уровня и мастерства педагога:

- использование педагогом дополнительных программ, учебно-методической литературы;

-внедрение современных инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс;

-использование информационно-коммуникативных технологий в образовательно воспитательном процессе;

- активное участие в мероприятиях городской методической структуры;

-сотрудничество с научно-методическими центрами и учреждениями последипломного педагогического образования;

- участие в профессиональных конкурсах;

- проведение мастер-классов, методических недель, семинаров-практикумов, творческих лабораторий, методических студий;

- участие в проведении научных исследованиях и экспериментальной работе;

- разработка авторских программ и практических пособий;

- подготовка презентации по актуальным вопросам дошкольного образования, творческого отчета, материалов на сайт, для профессиональных изданий.

Вариативное содержание включает план-программу кружков по разным образовательным областям развития детей; художественных и музыкальных студий; спортивных секций и их результативность.

В рейтинге педагога важно отметить:

- отзывы администрации, коллег, родителей;

- награды за профессиональную деятельность;

- награды за спортивные достижения, участие в общественной жизни (смотры - конкурсы, художественная самодеятельность).

Современная педагогическая наука предлагает различные варианты оформления портфолио. Творческий педагог может разработать свой индивидуальный портфолио с личными достижениями. Главное: результат - счастливый здоровый ребенок!

Невольник Н.И.,

методист

методического кабинета

управления образования

администрации г. Шахтерска


Список литературы

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие. - Москва: Айрис пресс, 2007.

  2. Пенькова Л.А., Калинкина В.М., Казакова В.Н., Сереброва Д.В. Менеджмент в практике дошкольного учреждения. Методологическое пособие. - Москва: Творческий центр, 2007.

  3. Шалаев И.К. Методика оценки эффективности управления образованием: программно-целевой подход. - Барнаул: БГПУ, 2005.

  4. Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно-целевой подход. Под редакцией Шалаева И.К. - Барнаул: БГПУ, 2003.

  5. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое обеспечение управления образованием. - Барнаул: БГПУ, 2000.


© 2010-2022