- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Портфолио как инструмент обобщения педагогического опыта
Портфолио как инструмент обобщения педагогического опыта
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Невольник Н.И. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ШАХТЕРСКА
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
ПОРТФОЛИО
КАК ИНСТРУМЕНТ САМООЦЕНКИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Инновационными считают только те новшества,
которые положительно влияют на качество
учебно-воспитательного процесса.
С. Кириленко
Дошкольное образование является приоритетным направлением в образовательной политике государства, а воплощает ее в жизнь - педагог. Современное дошкольное образование требует нового типа педагога-новатора, мастера, творческой личности, обладающей современными методами и технологиями организации образовательно-воспитательного процесса, умением психолого-педагогического проектирования взаимодействия с детьми и прогнозирования конечного результата работы.
В соответствии с Государственными образовательными стандартами дошкольного образования деятельность педагога нуждается в оценке и самооценке.
Инновационной формой оценки профессионального роста и результативности работы педагога является портфолио. Эта альтернативная форма позволяет построить траекторию собственных достижений, презентовать свою педагогическую деятельность и сделать самооценку.
Цель создания портфолио - совершенствование профессионализма, отслеживание творческого роста и результативности работы.
Задача оформления портфолио:
- систематизация педагогом собственного опыта;
- самообразование, саморазвитие и самосовершенствование;
- самооценка и объективное оценивание деятельности педагога руководством;
- установление высшей категории и присвоение педагогического звания по результатам аттестации;
- презентация опыта работы во время городских мероприятий: управленческих гостиных, методических студий, гостевого обмена опытом.
Только творческая личность взрослого сможет воспитать творческую личность ребенка. Поэтому перед руководителем возникают определенные задачи по созданию благоприятных условий для развития и реализации творческого потенциала каждого педагога:
- комплексное оценивание педагогической деятельности;
- мотивация творческого и профессионального роста;
- создание комфортных условий для творчества и конкурентоспособности;
- распространение опыта работы педагогов.
Создание портфолио позволяет проанализировать, обобщить, систематизировать наработанные материалы, объективно оценить свою деятельность и запланировать мероприятия по достижению новых результатов. Модель личностного, компетентно-ориентированного общения коллег способствует саморазвитию и самосовершенствованию каждого педагога. Признание достижений педагога предоставляет ему возможность участвовать в профессиональных конкурсах, смотрах, создании проектов; повышает его профессионализм и имидж учреждения.
Требования к созданию портфолио:
- определить тематику, цели и задачи создания портфолио;
- указать вид и назначение;
- выбрать содержание и структуру;
- разместить и наполнить разделы портфолио.
Виды и содержание портфолио зависят от уровня квалификации и опыта работы педагога, тематики материалов, их назначения. Структура соответствует тематике и конкретным задачам, которые ставит перед собой педагог. Требования к оформлению материалов портфолио могут выступать критериями оценки его:
- актуальность и современность;
- объективность и целостность;
- системность и полнота;
- логичность и лаконичность;
- тематичность и наглядность;
- обоснованность необходимости обобщения материалов;
- тактичность, эстетичность и культура оформления портфолио.
Разделы портфолио можно предложить следующие:
- общие сведения о педагоге (личные данные педагога и его достижения, что позволяет сделать вывод об индивидуальном развитии педагога);
- фамилия, имя, отчество, год рождения;
- должность;
- педагогическое и творческое кредо;
- образование;
- педагогический стаж;
- уровень квалификации (результаты аттестации);
- повышение квалификации;
- награды;
- общественная деятельность;
-результаты педагогической деятельности (динамика за определенный период):
- сравнительный анализ результативности работы педагога;
-результативность участия детей (коллективные и индивидуальные) в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях, смотрах - выставках.
Очень важным является раздел «Научно-методическая деятельность», в котором целесообразно разместить методические материалы профессионального уровня и мастерства педагога:
- использование педагогом дополнительных программ, учебно-методической литературы;
-внедрение современных инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс;
-использование информационно-коммуникативных технологий в образовательно воспитательном процессе;
- активное участие в мероприятиях городской методической структуры;
-сотрудничество с научно-методическими центрами и учреждениями последипломного педагогического образования;
- участие в профессиональных конкурсах;
- проведение мастер-классов, методических недель, семинаров-практикумов, творческих лабораторий, методических студий;
- участие в проведении научных исследованиях и экспериментальной работе;
- разработка авторских программ и практических пособий;
- подготовка презентации по актуальным вопросам дошкольного образования, творческого отчета, материалов на сайт, для профессиональных изданий.
Вариативное содержание включает план-программу кружков по разным образовательным областям развития детей; художественных и музыкальных студий; спортивных секций и их результативность.
В рейтинге педагога важно отметить:
- отзывы администрации, коллег, родителей;
- награды за профессиональную деятельность;
- награды за спортивные достижения, участие в общественной жизни (смотры - конкурсы, художественная самодеятельность).
Современная педагогическая наука предлагает различные варианты оформления портфолио. Творческий педагог может разработать свой индивидуальный портфолио с личными достижениями. Главное: результат - счастливый здоровый ребенок!
Невольник Н.И.,
методист
методического кабинета
управления образования
администрации г. Шахтерска
Список литературы
-
Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие. - Москва: Айрис пресс, 2007.
-
Пенькова Л.А., Калинкина В.М., Казакова В.Н., Сереброва Д.В. Менеджмент в практике дошкольного учреждения. Методологическое пособие. - Москва: Творческий центр, 2007.
-
Шалаев И.К. Методика оценки эффективности управления образованием: программно-целевой подход. - Барнаул: БГПУ, 2005.
-
Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно-целевой подход. Под редакцией Шалаева И.К. - Барнаул: БГПУ, 2003.
-
Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое обеспечение управления образованием. - Барнаул: БГПУ, 2000.