Профилактика безопасности жизнидеятельности дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №4 «Березка»

поселок городского типа Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан


МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Березка»

п.г.т. АктюбинскийАзнакаевского муниципального района РТ


Выступление из педагогического опыта работы

в рамках проблемно-ориентированного зонального семинара-практикума педагогов ДОУ «Принцип интеграции в образовательном процессе ДОУ»


Тема: «Профилактика безопасности жизнедеятельности дошкольников»








Воспитатель I кв. категории:

Ахметшина Лейсан Рафисовна





п.г.т. Актюбинский, 2014 г.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников детского сада, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Необходимо обеспечить безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Работа нашего коллектива строится на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:

- охрана жизни и здоровья детей;

- противопожарная и техногенная безопасность;

- предупреждение дорожно-транспортного травматизма;

- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.

В эту работу включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.

Работа, которую я провожу с детьми своей группы, включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Работа с сотрудниками в саду строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля над исполнением данных инструкций.

Работа с родителями носит профилактическую направленность и осуществляется в виде родительского всеобуча и проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.

У себя в группе мы делаем большой упор на работу по предупреждению детского дорожного травматизма, а именно:

1. Систематически (особенно в начале учебного года - осенью и весной) проводим специальные занятия по закреплению у детей правил поведения на улицах и дорогах.

2. Регулярно проводим с детьми беседы о том, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Иллюстрируем свои беседы примерами, иллюстрациями.

3. В игровой форме рассматриваем ситуации правильного и неправильного поведения на улице, рассматриваем ситуации-загадки.

4. Знакомим детей с правилами перехода улицы. Знакомим с понятиями: пешеходный переход, подземный переход, светофор, перекресток. Используем игровые приемы, действия детей с макетами улицы.

5. Детей старшего дошкольного возраста знакомим с дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов. На занятиях и в игре знакомим детей с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход», запрещающими: «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена», предписывающими: «Движение прямо», «Движение направо», информационно-указательными: «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход». Закрепляем знания детей в сюжетно-ролевых играх в группе, а в летнее время - на площадке с разметками на участке детского сада.

6.Знакомим детей с правилами езды на велосипеде. Рассматриваем различные ситуации на примерах, используя серию картинок.

7. Знакомим детей с работой ГИБДД. Показываем картинки с изображением патрульной машины, вертолета, постов ДПС, организовываем сюжетно-ролевые игры, отражающие их работу.

8. Знакомим детей с правилами поведения в транспорте (наземные и подземные виды транспорта, личные автомобили, воздушный, железнодорожный и водный транспорт - в зависимости от возраста детей).

9. Организовываем в группе уголок по обучению правилам дорожного движения (брошюры, иллюстрации, детские книги, настольно-печатные и дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты, карточки-задания и т. п.).

10. В летний период организовываем на участке игры по обучению правилам дорожного движения.

11. Организуем экскурсии по ознакомлению с дорожным движением.

12. Привлекаем родителей и работников ГИБДД к работе по предупреждению нарушений правил дорожного движения.


Наряду с этой работой большую роль отводим и воспитаниюнавыков безопасного поведения у детей. Ведьсегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?

Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Для решения поставленной цели мы делаем следующее:

- определяем содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;

- разработываем формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами;

- разрабатываем и подготавливаем наглядно-дидактический материал;

При организации работы с детьми и родителями используем такие формы работы, как семинары-практикумы, деловые игры, например «Пожар в детском саду», психологические тренинги, когда необходимо использовать полученные знания при проигрывании жизненных ситуаций или добыть и обобщить новую информацию. Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинаем с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, которая проводится в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. Результаты обследования позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению. Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет отдается индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми.

Данная работа ведется через:

- организованную деятельность детей - занятия, занятия-проекты, экскурсии;

- совместную деятельность взрослых и детей - драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

- свободную самостоятельную деятельность детей - сюжетно-ролевые игры

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Сотрудничество с родителями начинаем с изучения знаний и умений родителей. Затем разрабатываеммероприятия с целью формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных ситуациях. В настоящее время родители являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.

Проводя совместные ситуационные игры: «Служба спасения», «Телефон доверия», мы помогаем детям осмысливать правила поведения, учим принимать правильное решение в экстренной ситуации, воспитываем желание помочь другому человеку.

Проводя работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей, мы стремимся добиться следующих результатов:

1.Чтобы у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.

2. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.

© 2010-2022