- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия по математике на тему Математические игры
Конспект занятия по математике на тему Математические игры
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коптева Е.С. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Игра - занятие «Математические игры»
Многими учеными доказано, что дошкольный возраст является самым оптимальным для интеллектуального развития человека. У детей к 5-6 годам формируется около 60% способностей к переработке информации. Однако это не значит, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как много больше знаний. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок. Важно научить не только воспроизводить знания, но и помочь находить наиболее адекватный путь решения, приводить доказательство, устанавливать зависимость, т.е. развивать способности разрешать познавательные задания и делать это охотно, с интересом и удовольствием.
Конечно, дети, у которых не сформированы предпосылки к учебной деятельности, испытывают некоторые затруднения при вхождении в обучающий процесс. Поэтому взаимодействие педагога с дошкольниками необходимо определенным образом инсценировать, чтобы вовлечение в обучение было привлекательным, доступным и непринужденным. Поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь разнообразить формы организации и проведения занятий по математике. Наряду с традиционным занятием, где проходит знакомство с новым материалом и способами исследовательской, счетной, измерительной, вычислительной, поисковой деятельности, я использую игры-занятия, путешествие - занятие, проблемно - поисковые ситуации, занятия - инсценировки и т.д.
Особую роль отвожу дидактическим играм. Они имеют огромное значение для познавательного развития дошкольника. В ходе игры уточняются и закрепляются представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях, дети упражняются в применении их в других видах деятельности, новой обстановке, повседневной жизни. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Обучающиеся очень активны в восприятии головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Но задания не должны быть слишком простыми, иначе ребенок потеряет к ним интерес. Задания, которые я предлагаю, не совсем игры, но преподносятся они как игра с героем, который ставит под сомнение, смогут ли они справиться с ними, что вызывает дополнительный интерес и стимул к работе. Немаловажное значение на занятиях имеет наглядный, демонстрационный и раздаточный материал. Он должен эстетически красиво выглядеть, соответствовать тематике занятий и возрасту детей.
Цель занятия: Обобщать и закреплять полученные ранее знания.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять навык количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 5;
- способствовать формированию навыка логического мышления;
- закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счетом;
- закреплять знание свойств геометрических фигур;
- закреплять знания последовательности чисел в натуральном ряду;
- развивать умения производить арифметические действия;
- закреплять умение сравнивать числа.
Развивающие:
- развивать пространственно-логическое мышление;
- способствовать развитию умения ориентировки на листе бумаги;
- развивать умение пользоваться математическими знаками +,-,<,>;
- развивать связную речь, внимание, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать чувство коллективизма;
- воспитывать доброжелательность.
Оборудование:
Наглядный материал:
- числовая лента;
- геометрические фигуры;
- карточки с надписями: условие, вопрос, решение, ответ.
Демонстрационный материал:
- портрет Чиполлино;
- рисунок из геометрических фигур;
- мяч;
- картинки с птицами и животными.
Раздаточный материал:
- индивидуальные карточки.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем заниматься математикой, нас ждёт немало сюрпризов. Но для начала проведём математическую разминку.
Подскажите мне, какое сейчас время года? Месяц? День недели?
-
(На доске написаны цифры в строчку)
1 2 4 6 7 10
10 8 6 4 2 1
- Назовите мне пропущенные цифры
2. (Обучающимся раздаются карточки)
Ваша задача раскрасить шарики так, чтобы круглый шарик был между синим и зелёным, а синий был рядом с красным.
(Правильный вариант рисуется на доске)
Сегодня к вам пришел гость, но только он вам не покажется, пока вы не угадаете про него загадку
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
Кто это? (Чиполлино)
(На доске вывешивается плакат с изображенным на нем героем сказки).
Ребята, это очень веселый и добрый герой сказки, и сегодня он предлагает вам с ним поиграть, но игры будут математические.
Вы справитесь?
3.Первая игра называется « +» «-» (с мячом)
Я кидаю вам мячик и говорю пример, вы должны поймать мяч и перед тем, как бросить его обратно, сказать, чему будет равен мой ответ.
2+3=5 4+1=5 5-2=3 5-3=2
3+1=4 3+2=5 4-2=2 5-1=4
3-1=2 1+4=5 4-3=1 5-4=1
Молодцы! Вы справились с игрой нашего героя.
А еще Чиполлино очень любит геометрические фигуры.
А какие геометрические фигуры знаете вы? (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал)
Что общего между квадратом и прямоугольником? (4 угла)
Чем они отличаются? (у квадрата все стороны равны)
4.Чиполино подготовил вам рисунок из геометрических фигур, ваша задача посчитать количество треугольников, квадратов, кругов, прямоугольников и овалов.
Круг - 4
Овал - 2
Квадрат - 0
Треугольник - 14 (много)
Прямоугольник - 2
Назовите любимую геометрическую фигуру нашего гостя? (треугольник)
5. Наш гость любит математические задачи, только не знает, чем они отличаются от примеров, а вы знаете?
(В задаче есть условие, вопрос, решение, ответ)
Тогда решите задачу Чиполлино:
- На лесную лужайку прилетели птицы. Угадай кто?
(После каждого правильного ответа ребенка на доске вывешиваются картинка с птицей)
Большая чёрная громко каркает - Ворона
Трещётка с белыми боками - Сорока
С большими глазами днём спит, ночью летает - Сова
Потом на лесную лужайку прибежали звери:
Длинноухий, трусливый с коротким хвостиком - зайка
Большой, мохнатый, неуклюжий - медведь
Хитрая, рыжая плутовка - лиса
Серый, зубастый, злой - волк
Ответь на вопросы:
- Сколько птиц прилетело на лужайку?
- Сколько зверей пришли на лужайку?
- Сколько всего зверей и птиц вместе?
- Кого больше?
Скажите полностью ответ
6.Физкультминутка
Чиполлино дарит вам свою любимую разминку:
Хлопай, мишка, топай, мишка,
Приседай со мной, братишка,
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись
- Ребята, Чиполлино поделился с вами любимой разминкой, а еще он хочет поделиться своей любимой математической игрой, которая называется «больше меньше»
7.На доске написаны примеры, вам нужно только поставить знак «<» «>».
(Обучающиеся по очереди выходят к доске и вписывают знак «<» «>», обосновывая ответ)
1+2(<)3+1 3+1(>) 5-2
4-1(>) 1+1 2-1(<)1+1
2+2(>)1+2 3+3(>)3+2
Молодцы, и с этим заданием вы справились!
Ну что, ребята, вам понравилось играть с нашим гостем? Давайте сделаем ему подарок.
8. Графический диктант
(Обучающимся раздаются листки в крупную клетку с поставленной на нем точкой)
От точки: Вправо 1 клетка. Вниз 10 . Вправо 4 . Вверх 1. Вправо 1 . Вниз 2. Влево 1. Вниз 1. Влево 11. Вверх 1. Влево 1. Вверх 2. Вправо 1 . Вниз 1. Вправо 5. Вверх 1. Влево 4. Вверх 1. Влево 1. Вверх 2. Вправо 1 . Вверх 1. Вправо 1 . Вверх 1. Вправо 1 . Вверх 1. Вправо 3 . Вверх 1. Влево 2. Вверх 1. Вправо 2. Вверх 1.
Закончили? И что же мы дарим нашему гостю? Корабль.
Мы провожаем нашего гостя с подарками.
9. Подведение итогов
- О чём мы говорили сегодня на занятии?
- Какая игра вам понравилась больше?
- Какая игра вам показалась наиболее сложной?
Занятие окончено, до свидания!