Познавательно – исследовательский проект: «Секреты воды»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Проект: «Секреты воды»

Длительность: долгосрочный проект

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Участники проекта: Дети подготовительных групп и классов предшкольной подготовки.

Основополагающий: Почему необходимо беречь и охранять водные ресурсы страны?

Вопросы учебной темы (проблемные): Почему вода имеет разное состояние? Как человек может сберечь капельки воды? Почему все живое на земле не может жить без воды? и др.

Целью проекта является формирование у детей представлений о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей.

Задачи проекта:

- формировать представление о воде, ее состояниях

- навыки наблюдения и экспериментирования

- начальные знания о рациональном использовании природных ресурсов

- развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

- представление об экологических проблемах страны.

- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей

- осваивать навыки экологически грамотного поведения на водоемах, экономного использования воды.

Основные принципы реализации:

- создание предметно-развивающей среды

- «вхождение в игру» - реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями игр;

- партнерство ребенка и взрослого в поисковой деятельности.

Формы и методы реализации проекта: создание картотеки опытов, игр и игровых упражнений с водой, ОУД на основе исследовательской деятельности, наблюдение, опыты и эксперименты, рассказывание экологических сказок, загадывание загадок, изучение детской энциклопедии, сбор материала на тему «Это интересно», продуктивная художественная деятельность, тематическая выставка на тему «Волшебные капельки».

При планировании работы по проекту, следует учитывать принципы научности, доступности, связей знаний и умений с жизнью, последовательности.

Ожидаемый результат:

- сформированности познавательной мотивации;

- развитие инициативности, самостоятельности, творчества.




Перспективное планирование проектно - исследовательской деятельности по теме «Секреты воды»

подготовительная группа.

Месяц

Эксперименты, наблюдение, опыты

Задачи, словарь

Материал

1

Сентябрь

1. «Послушная водичка»

по рассказу Л.Н. Толстого «Умная галка»

Познакомить детей с объемом тел (предметов) развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность, смекалку, учить соблюдать правила безопасности при работе со стеклом водой.

Словарь: поднимается вверх - увеличивается в объеме; впиталась; стекает; вытекает;

Две стеклянные банки с водой, заполнены на половину, шесть небольших камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка для зарисовки)

2. «Фокусник бальзамин»

Познакомить со структурой стебля бальзамина; развивать познавательный интерес, наблюдательность, наблюдательность, усидчивость; воспитывать бережное отношение к растительному миру, к воде; активизировать словарь; учить зарисовывать опыт.

Словарь: бальзамин, черенок, обильный сок, волокна, надрез, стебель, «пьет воду», закрасилась

Две стеклянные банки с водой (в одной вода красного цвета), черенок бальзамина, лупа, лопатка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка для зарисовки эксперимента)

2

Октябрь

Три состояния воды:

1.«Замораживание»

2.«Таянье»

3.«Нагревание»

4.Эксперименты со льдом

Вызвать интерес к данному объекту; развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; воспитывать аккуратность, осторожность при работе с водой.

Словарь: жидкость, газ, превращается.

Емкости для воды разной формы, карандаши (на каждого ребенка для зарисовки) листы бумаги.

3

Ноябрь-декабрь

1.«Тонет - не тонет»

2. «Опыты с соленой водой»

3. «Растворить соль, сахар, марганцовку»

4. сравнить вязкость воды и масла»

5.«Что стало, когда воду налили?»

6.«Предложить найти воду в разных предметах и состояниях»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде. Воспитывать аккуратность, осторожность при работе с водой; активизировать словарь; учить зарисовывать свой эксперимент.

Словарь: жидкость, раствор, растворять, впитывать, горячая - холодная, пар, вязкая, соленая -

пресная, тонет - не тонет

Разные сыпучие вещества, масло, оргстекло, тяжелые предметы, легкие предметы; карандаши (на каждого ребенка) листы бумаги.

4

Январь

1. «Иней»

Вызвать интерес детей к данному эксперименту; формировать представление о данном объекте; развивать наблюдательность, терпение, воспитывать осторожность при данном проведении опыта, учить делать зарисовки, активизировать словарь.

Словарь: иней, покрылся снегом.

Горячая вода, ветка, карандаши, лист бумаги на каждого ребенка.

2. «Секреты воды»

Продолжать знакомство со свойствами воды в разном состоянии; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать аккуратность, осторожность при проведении данного опыта, активизировать словарь.

Словарь: вмерзает в лед, соль заставляет таять лед, замерзает.

Тепло, лед, соль.

5

Февраль-март

1.Наблюдение за снегом: «Где быстрей растает; измерение температуры снега»

2.Наблюдение за испарением воды: «В каком блюдце испарилась вода быстрее»

3.«Что происходит с холодным блюдцем если его поднести к пару?»

4.Наблюдение за сосульками: «Где быстрее растает сосулька?»

5.«Делаем облако»

6.«Можно ли склеить бумагу водой?»

Вызвать интерес к данному объекту, закреплять знания детей о состоянии воды; показать где, в каком виде существует вода; развивать наблюдательность, любознательность; дать понять, что вода самое удивительное вещество на земле; воспитывать аккуратность, осторожность; развивать и активизировать словарь; учить делать зарисовки, отвечать на вопросы, делать выводы.

Словарь: термометр, температура, выше - ниже, испарение; холодный воздух, склеилась, тает - не тает.

Емкости для воды; различные предметы (блюдце, чайник с горячей водой, бумага, термометры)

6

Апрель-май

1.«Вода защищает растение от низких температур»

2.«У растений внутри есть вода»

3.«Вода нужна всем» (наблюдение за прорастанием семян)

3.«Куда уходит вода после дождя?»

4.Что произойдет с растением, если накрыть его стеклянной банкой? Что можно увидеть на

банке?»

5. Защита проекта «Секреты воды»

Способствовать уточнению и закреплению знаний о свойствах воды; развивать познавательную активность; умение выражать правильно свои мысли; обогащать словарь; развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы; воспитывать бережное отношение, аккуратность; учить детей делать зарисовки своего опыта.

Словарь: низкая температура - высокая; набухают - прорастают, впитывается, остается больше влаги, испарина.

Презентация с использованием экспериментальной деятельности.

Термометры, растения, семена, стеклянная банка, карандаши, листы (на каждого ребенка)



Участники: дошкольники, родители, педагоги.

Краткое содержание проекта

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия родителей

Подготовительный

Наблюдение за осадками.

Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (ледоход, изморозь, иней, сосульки и т.д.).

Инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников.

Подбор художественной литературы по теме.

Подбор энциклопедий, карт, схем.

Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок.

Составление картотеки опытов с водой.

Подготовка оборудования для опытов с водой

Подготовка оборудования для опытов с водой.

Подготовка фотографий природных явлений.

Деятельный

Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

Сюжетно - ролевая игра «Отважные мореплаватели».

Наблюдение за осадками.

Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (ледоход, изморозь, иней, сосульки и т.д.).

Экспериментирование опыты.

Беседы.

Игры с водой.

Составление дневников наблюдений.

Рисование, аппликация.

Организация опытов, экспериментов.

Беседы.

Дидактические, развивающие игры.

Интегрирование проектно - исследовательской деятельности (ФЭМП - измерение объема воды; коммуникация - ОУД «Путешествие капельки», познание - «Волшебная сила воды» экспериментирование «Круговорот воды в природе»

Подготовка рассказов детей об уникальных природных объектах.

Завершающий

Открытый просмотр, защита проекта: «Секреты

воды»

Презентация альбома

«Вы, слыхали о воде, говорят она везде…»

Организация фотовыставки.

Составление схемы

«Круговорот воды в

природе».

Осознание необходимости быть для ребенка

источником энциклопедических знаний.

Уметь отвечать на детские вопросы, на основе принципов научности и практичности.


Организованная учебная деятельность

с детьми подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социум»

Тема: «Волшебная сила воды».

Цель проекта: закрепить знания детей о воде, сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Задачи: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

развитие желания вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Ход занятия

Мы занятие начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно вам узнать!

Итак, ребята, начинаем наше занятие.

Видеозапись с НИИ, научно - исследовательского института.

Профессор: Уважаемые друзья! Во всем Казахстане объявлена акция «Сбережем воду», а что знаете о воде вы, воспитанники детского сада «Ивушка». Просим вас собрать информацию и отправить нам в «Научный центр РК». На вас ребята, возлагается большая ответственность! Удачи!

Ребята, сегодня у нас ответственное занятие, поэтому нам необходимо надеть специальные головные уборы, которые превратят нас в маленьких исследователей. Скажите, пожалуйста, а чем занимаются исследователи в лаборатории (проводят опыты и эксперименты).

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем говорить о воде, а как по- казахски будет вода - су. Как называется маленькая частичка воды - капелька. А где в группе у нас живут капельки, и какую пользу они приносят?

Интерактивная форма обучения «Броуновское движение». Дети берут по капельки, идут по группе, делают остановки, прикрепляют капельку там, где по их мнению живет капелька, объясняют почему:

  1. Уголок природы - возле растений

Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут - им нужна вода.

  1. Аквариум - приклеиваем капельку

Рыбы без воды жить не могут.

  1. Мойка в подсобном помещении

Помощнику воспитателя нужна вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе.

  1. Игровой уголок

Чтобы мыть грязные игрушки, стирать кукольную одежду.

  1. Туалетная комната

Чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования.

Педагог: Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды - всего неделю.

Как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли ее всем? (Ответы) Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? Верно, синим. Покажите на глобусе воду. На нашей Земле четыре океана и 30 морей. Как вы думаете, много это или мало? Конечно, это много, но воду необходимо расходовать экономно.

Давайте с вами вспомним некоторые опыты, над которыми мы работали в течение проекта и проанализируем их. Тестовое задание по карточкам.

  1. Вспомнить три состояния воды, используя карточки: жидкое, твердое, газообразное.

  2. На столе две колбы: с водой и молоком, дети опускают разноцветные полоски, наблюдают, делают вывод.

  3. Две колбы: талая вода и простая вода. Дети делают вывод, почему талую воду нельзя пить, для чего ее можно использовать.

  4. Перед детьми предметы (дети на ощупь, определяют, из чего они сделаны, какие предметы утону в воде, а какие нет): деревянные, металлические, пластмассовые.

Оте жаксы, ребята, давайте с вами теперь немного отдохнем:

Динамическая пауза: Көл кең, Озеро широкое,

Көл терең Озеро глубокое

Қазір жылғамыз, А теперь мы ручейки,

Тез жүгереміз Побежали вперегонки

Прямо к озеру спешим

Станет озеро большим!

Ребята вы уже много знаете о воде, но сегодня я хочу вам показать какие еще волшебные свойства есть у воды. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории (карточки - символы): внимательно смотреть, наблюдать и слушать; аккуратно обращаться с стеклянными приборами; помните, что стеклом можно легко порезаться; если возможно пробовать на вкус; внимательно следить за результатом опыта; закончив наблюдение, сделать вывод.

  • «Можно ли склеить бумагу водой?» ребята, как вы думаете можно ли склеить бумагу водой? Дети берут 2 листа бумвги, двигает их один в одну сторону, другой в другую. Смачеваем лист водой, слегка прижимаем, выдавливаем


  • лишнюю воду, пробуем сдвигать листы, делаем это аккуратно, чтобы не порвать их. (Вывод: вода обладаетсклеивающим действием)

  • «Подводная лодка из яиц» перед вами стаканы с пресной водой, в один стакан мы добавим соль 2 ст. ложки, что произойдет с солью в воде (она растворится). Теперь опустим яйцо в стакан с пресной водой (оно тонет в воде, опускается вниз), затем опускаем яйцо в стакан с соленой водой (яйцо всплывает). Вывод: в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживается не только водой, но и растворенными в ней частичками соли.

  • «Цветы лотоса» Посмотрите, перед вами цветы лотоса, из чего они сделаны? (из бумаги), посмотрите лотос у нас имеет закрытый бутон, давайте понаблюдаем, что произойдет с цветком, когда мы опустим его в воду(дети опускают цветок в воду, он распускается, почему цветок распустился. Вывод:за счет воды бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).

  • « Куда делись чернила? Превращение». В стакан с водой капнули чернил (марганцовка) или в стакан с лиманадом, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. ( Вывод: уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и вода обесцветилась).

  • Наберите в пробирку немного воды, отметьте маркером ее уровень на стенке и оставьте, скажем, на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы сможет наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода?Вывод: она превращается в водяной пар - испаряется.

Педагог обращает внимание детей на экран. (просмотор видео сообщения от сотрудников научно - исследовательского института). Стук в дверь, входит почтальон Печкин, приносит письмо. (дети с любопытством рассматривают, радуются подарку, проявляют желание посмотреть мультфильм «Мир в одной капле»

Оқу-ұйымдасқан әрекет технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности.

Ересектер тобы - старшая группа

Білім саласы (Образовательная область): «Познание», позновательно - исследовательский проект «Хочу все знать».

Тақырып (Тема): «Секреты воды»

Бөлік (Раздел): Ознакомление с окружающим миром

Мақсат (Цель): закрепить знания детей о воде; сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Задачи: формирование предпосылок поисковой деятельности, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого; развитие желания вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности; развивать умения высказывать свои мысли сложно-подчиненными предложениями.

Екі тілдік компонент (Билингвальный компонент): су - вода, көл - озеро

Әрекет кезеңдері

Этапы деятельности

Тәрбиешінің әрекеті

Деятельность воспитателя

Балалар әрекеті

Деятельность детей

Мотивация-қозғаушы

Мотивационно-побудительный

Организация «маленькой лаборатории».

Предлагает просмотр

видеописьма из НИИ, (научно - исследовательского института).

Дети проявляют интерес, внимательно смотрят видео «ВОДА», слушают обращение научного сотрудника, проявляют желание собрать информацию о воде для научного института.

Ұйымдық-іздеу

Организационно-поисковый

Организация и проведение интерактивной игры «Броуновское движение» - «Где живет капелька?»

Показ модели земного шара

(комментированный)

Организация беседы «Вода - это жизнь, и ее надо беречь»

Тестовое задание по картам

«Свойства воды и ее необходимость»

Результаты работы отправляем в НИИ.

Минутка отдыха «Көл»

Обращение к опыту детей и

закрепление правил поведения в лаборатории.

Организация и руководство

опытнической деятельностью:

«Можно ли склеить бумагу водой?»

Руководство и

формулирование умозаключений по содержанию опыта

Организация и руководство опытом «Подводная лодка из яиц»

Обращение к опыту детей.

Предлагает проблемную ситуацию:

Что произойдет с яйцом, если его поместить в пресную воду и соленую?

Организация диалогового

общения: вопрос-ответ

Комментарии по ходу опытнической деятельности

Проблемные вопросы по содержанию опытнической деятельности.

Подведение детей к открытию

Фиксация детского открытия

Дети определяют и обозначают предметы, места, где содержится вода или предметы, которые содержат воду: уголок природы -растения, аквариум,

мойка в подсобном помещении, игровой уголок.

Дети рассматривают глобус, определяют цвет воды, предполагают много ее или мало, как необходимо расходовать воду.

Дети вспоминают опыты, над которыми работали в течение проекта, анализируют их, результаты фиксируют в карты, карты складывают в конверт и «отправляют» на почту.

Дети выполняют движения по тексту, проговаривают стихотворную форму на казахском языке.

Дети вспоминают правила поведения в лаборатории, используя карточки - помощники, поясняют их значение.

Дети рассматривают два листа бумаги, предполагают возможность их склеивания: выполняют опыт под руководством: двигают их один в одну сторону, другой

в другую (делают вывод: листы двигаются свободно). Смачивают лист водой, слегка прижимают, выдавливая лишнюю воду, пробуют сдвигать листы, делают вывод: вода обладает склеивающим действием.

Дети рассматривают банки с водой, определяют, что вода пресная, вспоминают свойства воды: меняет вкус; доказывают свои предположения,

убеждаются: соль в воде растворилась, вода - соленая (пробуют на вкус).

Думают, высказывают предположения, пытаются обосновать ответы, используя союз: потому - что.

опускают яйцо в пресную воду, комментируют и делают вывод: тонет в воде, опускается вниз.

Повтор с соленой водой.

(яйцо всплывает), дети сравнивают результаты, делают вывод:

в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживается не только водой, но и растворенными в ней частичками соли.

Рефлективтік-түзету

Рефлексивно-корригирующий

Видео письмо от сотрудников научно - исследовательского института.

Подарок детям мультфильм «Мир в одной капле»

Дети принимают благодарность от ученых, радуются, что они смогли собрать ценную информацию о воде; рассматривают диск, готовятся к его просмотру.


Күтілетін нәтиже (ожидаемый результат):

Жаңғыртады (воспроизводит): может определять три состояния воды.

Түсінеді (понимает): какую значимую роль вода играет в жизни человека жизни всех живых организмов.

Қолданады (применяет): в процессе совместной исследовательской деятельности анализирует, делает выводы, дополняет, высказывает свои версии, аккуратно работает с оборудыванием.


Организованная учебная деятельность

с детьми подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,

«Познание», «Социум»

Тема: «Путешествие капельки»

Цель:

  1. Вызвать интерес к данному объекту

  2. Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью. Объяснить, как образуется дождь.

  3. Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

  4. Воспитывать бережное отношение к воде, аккуратное обращение с ней.

Материал: глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губка, иллюстрации с изображением разных времен года.

Ход занятия.

В начале занятия дошкольники подходят к столу, на котором стоят глобус и два подноса со стаканами соленой и пресной воды. Педагог предлагает рассмотреть глобус, объясняет, что это - модель нашей Земли, нашего общего дома. Какую форму имеет глобус? (Округлую.) Что обозначено на глобусе желтым цветом? (Суша.) А вот голубым цветом обозначена вода - океаны и моря. Маленькие овалы - это озера, тонкие синие линии - это реки. (Дети ищут на глобусе указанные объекты.) Вода в морях и океанах не такая, как в реках, прудах и озерах. Чем она отличается? В этом поможет разобраться опыт.

Опыт 1

Педагог предлагает детям рассмотреть, что находится на подносах (стаканчики с водой). Что можно сказать о воде? Какая она? (Прозрачная, чистая.) Затем дети пробуют воду и выясняют, есть ли у нее вкус. Оказывается, что в одном стаканчике находится соленая, «морская» вода, а в другом безвкусная - пресная, «речная», «озерная». Пьем мы пресную воду, но ее на нашей планете очень мало. Как ребята думают, должны ли мы се беречь? Если да, то как? (Обычно

дошкольники говорят, что нужно закрывать краны, расходовать воду экономно.) Воспитатель снова предлагает рассмотреть воду в стаканчиках и налить небольшое количество жидкости на поднос: из чего состоит вода? Из маленьких капелек. Эти капельки - известные путешественницы. Вместе с одной из них ребята отправятся в путешествие по временам года. (Педагог показывает детям изображение веселой бумажной капельки.)

Первая остановка путешествия

Дети рассматривают фотографию с изображением осенней природы. Какое время года изображено на снимке?

Педагог загадывает загадку. Отгадав ее, ребята узнают, где можно встретиться с капелькой воды осенью.

Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило.

(Дождь.)

Пляшет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы -

Мелководные пруды.

(Лужа.)

Каким бывает осенний дождь? (Грустный, печальный, серый, холодный.) Где еще мы можем обнаружить осеннюю капельку воды? (В озере, в реке, которые к этому времени еще не замерзли.)

Вторая остановка

Дошкольники рассматривают фотографию зимнего пейзажа. Какое это время года? Почему дети так думают?

Можем ли мы увидеть водяную капельку зимой? Какой она становится? Об этом тоже помогут узнать загадки.

Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке?

(Снежинка.)

Что происходит со снежинкой, когда она попадает на ладошку? (Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.)

Прозрачен как стекло,

Но не вставишь в окно.

(Лед.)

Без дел мне не сидится,

Я пошутить люблю,

Вам брови и ресницы

Я мигом набелю.

(Иней.)

Удивительный художник

На окошках побывал.

Удивительный художник

Нам окно разрисовал.

Пальмы, папоротники, клены

На окошках лес густой.

Только белый, не зеленый

Лес чудесный, не простой. (Морозные узоры.)

Лед, снег, иней, морозные узоры - что это? (Это тоже она, наша знакомая капелька.) Но вот солнышко пригрело, и капелька отправилась дальше.

Третья остановка

Дети рассматривают фотографию с изображением весенней природы. Ребята, как вы думаете, какое это время года? Почему вы так решили? А теперь - загадки о весенней капельке:

С крыши белый гвоздь торчит,

Солнце взойдет

И гвоздь упадет.

(Сосулька.)

Сосулька - это твердая вода.

Четвертая остановка

Педагог показывает фотографию с изображением летнего пейзажа. Какое время года изображено на снимке? Где мы в природе встречаемся с водой летом? (Капелька попадает в море, в реку; летом выпадает град, идет дождь, появляется роса.)

Итак, в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя. А как получается дождь? Мы уже знаем, что на нашей планете много воды - моря, ' океаны, реки, ручьи, озера. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнышка испаряется - становится прозрачным и невидимым паром. Этот теплый пар вместе с теплым воздухом поднимается над Землей все выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Они собираются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над Землей. Случается так, что в туче собирается слишком много капелек, им всем уже не хватает места, а сама туча становится тяжелой. Вот тогда-то на Земле начинается дождик, и мы бежим за зонтами.

Из мелких капелек получается «моросящий» дождик. Чаще всего он бывает осенью. Веселые ливни с крупными теплыми каплями выпадают весной или летом.

А как образуются снежные тучи? Так же, как и дождевые, только высоко в небе пар замерзает и превращается в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки - снежинки. Миллионы снежинок собираются в снеговую тучу. Ветер уносит ее далеко от того места, где испарилась вода из океана и где в воздухе родились снежные звездочки. Снежинки-звездочки медленно опускаются на землю: идет снегопад.

Опыт 2

Педагог предлагает дошкольникам «создать» дождь. На столах у ребят лежат подносы с фигурными голубыми и белыми, чуть влажными губками. Дети высказывают свои предположения о том, на что похожи эти губки (на подушку, на конфетку, на облако). Воспитатель предлагает представить, что губка - это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее.

Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный - весенний или

летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

В заключение педагог читает стихотворение Н.А. Рыжовой.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает - и снова в поход.

По горным вершинам

Широким долинам

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта Волшебница - наша вода.
















Познавательно - исследовательский проект:

«Секреты воды»

Познавательно – исследовательский проект: «Секреты воды»



Длительность:

долгосрочный проект


Участники проекта:

Дети подготовительных групп и

классов предшкольной подготовки

Руководитель проекта: Тарасова Н.В.Познавательно – исследовательский проект: «Секреты воды»


Познавательно – исследовательский проект: «Секреты воды»




2011-2012год

© 2010-2022