Доклад из опыта работы воспитание осознанного отношения к своему здоровью

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 40 «Сороконожка»








Доклад из опыта работы

Доклад из опыта работы воспитание осознанного отношения к своему здоровью


Миронюк Лариса Юрьевна,

воспитатель по физическому воспитанию,

1 квалификационная категория.











г. Усть-Илимск



В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека XXI века - человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в дошкольном возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

Неблагоприятные эколого-климатические условия г. Усть-Илимска приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Поэтому возникла необходимость вести поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья, в организации процесса физического воспитания, в преемственности семьи и детского сада - тех социальных структур, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Проанализировав все вышеизложенное, я поставила перед собой цель: создать условия для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей на основе использования современных здоровьесберегающих технологий.

Оздоровительные задачи

  1. Сохранять и укреплять здоровье детей.

  2. Формировать правильную осанку и развивать все групп мышц.

  3. Содействовать профилактике плоскостопия.

Образовательные задачи

  1. Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость).

  2. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.

Воспитательные задачи

  1. Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

  2. Воспитывать чувство уверенности в себе.

  3. Формировать представление о здоровом образе жизни.

  4. Вызвать эмоционально-положительное отношение к играм, спортивным упражнениям, соревнованиям, к занятиям спортом, к совестным прогулкам.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Решая задачи сохранения и укрепления здоровья и физического развития детей, я использую различные формы организации физкультурно-оздоровительной работы.

Физкультурно-оздоровительная работа вписывается в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в виде занятий или в качестве кружковой работы, построена в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлена на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.

В структуру оздоровительных занятий тесно вплетены различные виды деятельности:

  • коррекционные упражнения во время ходьбы и бега («Позвони в колокольчик», «Походим в шляпах», «Великаны и карлики» и др.),

  • комплекс упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета, на формирование правильной осанки, укрепление мышц брюшного пресса, голеностопного сустава и т.д.,

  • дыхательная гимнастика,

  • разнообразные виды самомассажа,

  • гимнастика для глаз,

  • подвижные игры-забавы

  • упражнения на релаксацию.

Синтез различных видов деятельности, соответствующий существующим научно обоснованным оздоровительным системам, подчинен одной цели - мотивации здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные мероприятия нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей к неблагоприятным природно-климатическим факторам, т.е. я создаю условия для того, чтобы дети росли здоровыми.

Однако при проведении оздоровительных занятий обязательно учитываю самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.

Музыкотерапия - один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей. Я широко использую музыкальное сопровождение на занятиях для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей.

Дыхательные упражнения в комплексном оздоровлении занимают, отнюдь, не последнее место. Одна из задач дыхательных упражнений - научить детей правильному полному глубокому дыханию. При таком дыхании увеличивается газообмен, подвижность грудной клетки и диафрагмы, массируется печень, желудок и другие внутренние органы, что благотворно действует на нервную систему. Для привлечения внимания и заинтересованности со стороны детей мы выполняем дыхательные упражнения по методике Б.Толкачева в игровой форме.

Гимнастика для глаз снимает утомление глаз и повышает двигательную активность в течение дня.

Зрительные ориентиры (пятна) по-разному воздействуют на детский организм.

  • Красный - стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

  • Оранжевый, жёлтый - соответствуют положительному рабочему

настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

  • Синий, голубой, зелёный - действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

Релаксация способствует развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр. Мы часто используем минутки покоя:

- посидим молча с закрытыми глазами;

- посидим и полюбуемся на горящую свечу;

- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под прекрасную музыку.

Наряду с вышеперечисленными формами работы мы проводим с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В каждой группе есть картотека схем этих точек, и воспитатели делают с детьми самомассаж по лечебным точкам в течение дня.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется параллельно с воспитателями и специалистами дошкольного учреждения. На первом месте стоят занятия, которые помогают выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умению определить свое состояние.

С целью освоения детьми навыков здорового образа жизни воспитатели проводят тематические занятия:

  • Познай свое тело.

  • Правила безопасного поведения.

  • Как победить простуду.

  • Соблюдай правила гигиены и др.

Воспитателю изодеятельности я подобрала и рекомендовала к использованию в работе с детьми физ.минутки и физ.паузы, способствующие развитию мелкой моторики пальцев, укреплению мышц спины, снятию усталости и напряжения. Воспитателю компьютерно-игрового класса - игры, способствующие снятию усталости глаз и укреплению глазных мышц.

Ежегодно в нашем дошкольном учреждении проводятся Дни здоровья - это форма активного отдыха детей, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Подготовка к проведению дней здоровья осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы с детьми. В подготовке дней здоровья принимает участие весь педагогический коллектив и родители.

«День здоровья» мы проводим с использованием следующих форм физкультурно-оздоровительной работы:

- Утренняя бодрящая гимнастика с элементами коррегирующей гимнастики.
- Дыхательная гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика.
- Гимнастика для глаз.

- Психогимнастика.

- Самомассаж .

- Закаливающие процедуры.
- Беседы и рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.

- Игры-эстафеты.

- Спортивные сюжетные развлечения.
- Подвижные игры с использованием атрибутов.
- Экскурсии на природу.
- Длительное пребывание на свежем воздухе, сон в хорошо проветриваемом помещении.

Через экскурсии в лес, походы дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботятся о своём здоровье. В лесу дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Наличие детей с нарушением осанки и плоскостопием в нашем детском саду потребовали проведения работы по профилактике этих заболеваний.

В ДОУ работает физкультурно-оздоровительная группа «Здоровячок», цель которой - укрепление опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста через профилактику плоскостопия и нарушений осанки и поддержание их эмоционально-положительного тонуса.

Группу «Здоровячок» посещают 15 детей старшего дошкольного возраста. Комплектование группы детей для оздоровительных занятий проводилось с учетом рекомендаций врача-ортопеда по данным медицинского осмотра, результатов проверки исходного уровня физической подготовленности.

Занятия обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий, которые носят сугубо профилактический характер.

Хочется отметить, что за период с октября 2009 г. по март 2010 г. ни один ребенок из числа детей, посещающих группу «Здоровячок», не поставлен на учет, что является результатом проводимой профилактической работы.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам.

Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей.

Традиционными в ДОУ являются спортивные мероприятия с участием родителей и детей: спартакиады, праздники, турниры.

На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребёнка. Вместе составляем памятки здоровья. Родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советуем литературу.

Соответственно, для родителей оформляем в «Уголке здоровья» рекомендации, советы по физическому развитию и оздоровлению детей. Предлагаем разнообразные формы совместной работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств: информация для родителей на стендах, в папках-передвижках; консультации психолога, медиков; занятия по профилактике нарушений осанки, деформации стопы; деловые игры и тренинги; физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т. д.

Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.

Физическое воспитание строится с учетом физической подготовленности детей. С этой целью 2 раза в год проводится диагностика, что помогает прогнозировать и корректировать воспитательно-образовательную работу, осуществлять дифференциальный подход, позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

Все усилия, направленные на сохранение, укрепления и улучшение здоровья детей и их результаты обсуждаются на педсоветах, медико-педагогических совещаниях ДОУ. На них присутствуют воспитатели, специалисты, медицинские работники. Ставится проблема: результаты диагностики физического развития и физической подготовленности детей, процент заболеваемости по группам. На основании этого выносится решение по улучшению оздоровительной работы и способы его выполнения.

Таким образом, видно, что работа не проходит бесследно. Использование комплекса здоровьесберегающих технологий в физкультурной и оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал. Это очень важно в воспитании здорового поколения.

И хотя впереди еще много работы, результаты убеждают, что объединение семьи и дошкольного учреждения поможет нам на практике создать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, сохранив при этом его здоровье, позволит создать в нашем ДОУ свою модель педагогики оздоровления, основанную на принципах здоровьесберегающих технологий. Все это позволит говорить не об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей.

Библиографический список.

1. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авторы составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2001.
2. Козырева О. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки // Дошкольное воспитание, №12-1998.
3. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников // Дошкольное воспитание, №11-2002.
4. Кузнецова М. Контрастное закаливание // Дошкольное воспитание, №12-2001.
5. Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет: профилактика и лечение. -М.: ТЦ Сфера, 2004.
6. Маханева М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе.- М.: АРКТИ, 2004.
7. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. - СПб.: «Акцидент», 1998.
8. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
9. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
10. Понаморев С.А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей до 6 лет). «Спарт» 1992.
11. Рукова М. Особенности организации занятий по физкультуре // Дошкольное воспитание, №9-2002.
12. Рунова М., Пукинская М. Активный отдых - физкультурные праздники и досуги // Дошкольное воспитание, №12-2001.
13. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста /Сост. С.С.Бычкова. АРКТИ, 2002.





© 2010-2022