Проект Будущий первоклассник

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 8»


Проект

«Будущий первоклассник »




Выполнила:

Алексеева

Светлана Николаева,

Воспитатель




г. Кунгур 2015г.

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с "Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)" понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования обозначено - формирование умения учиться.

Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).

Необходимое условие обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Актуальность.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду - это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода - проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:

- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 - 8 лет;

- на единых целях воспитания и обучения детей;

- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.

Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).

Необходимое условие обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Но, несмотря на проводимую работу, на сегодняшний день перед нами стоят актуальные вопросы подготовки детей к школе с учетом ФГОС:

•разный уровень психического и физического здоровья детей;

•разный уровень знаний у детей;

•разный уровень предпосылок формирования универсальных учебных действий

•разная степень развития мотивов учения;

•разный уровень родительской и педагогической компетенции.

Таким образом, преемственность должна строиться:

- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 - 8 лет;

- на единых целях воспитания и обучения детей;

- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.

Цель проекта:

Создание системы по совершенствованию модели «Будущий первоклассник» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования через связь и согласованность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий,вдетскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Задачи проекта:

-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Вид проекта: творческий смешанного типа.

Этапы и сроки проведения проекта

Подготовительный этап (сентябрь)

Основной этап (сентябрь - апрель)

Заключительный (май)

Продолжительность проекта:

Сентябрь-май

Участники проекта: дети подготовительной к школе группе МБДОУ д/с №8, ученики начальных классов СОШ №13, администрация учреждения в лице Пономарёвой С.И., Пьянковой Е.В., воспитатели ДОУ, учителя начальных классов, родители.

Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества - те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

Организация работы по преемственности ДОУ с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям:

•методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника"), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

•работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

•работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

На подготовительном этапе провести мониторинги, цель которых определить последующие направления работы.

В ходе методической работы рассмотреть материалы ФГОС, подбор методического материала, разработать критерии непосредственно образовательной деятельности.

На подготовительном этапе с родителями провести анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Насколько вы готовы быть родителем школьника?». Оформить и представить наглядно-информационную информацию для родителей в виде памяток, газет, буклетов и т.п.

В ходе работы с детьми на подготовительном этапе провести следящую диагностику за первоклассниками и мониторинг освоения программы с дошкольниками.

С педагогами провести анкетирование «Готовность педагога к реализации ФГОС в образовательном процессе ДОУ». Анализ анкет поможет выявить трудности, с которыми сталкиваются педагоги.

Работа с детьми на основном этапе:

•Праздник «1 сентября - День знаний!»

•Беседы на тему: «Школа - это интересно»

•Экскурсии по школе. Знакомство со школой, общение с первоклассниками. Посещение НОД в подготовительных группах ДОУ учителями 4-х классов

•Экскурсии в школьную библиотеку (знакомство с книгами, профессией школьный библиотекарь)

•Экскурсия в школьный краеведческий музей

•Выставка детских работ

•Спортивные состязания

Работа с педагогами на основном этапе:

• Семинар «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС.

•Круглый стол «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе»

•Совещание «Результаты тестирования у первоклассников»

•Круглый стол «Будущий первоклассник - какой он?» (портрет первоклассника в системе ФГОС)

•Посещение уроков в первых классах школы воспитателями подготовительных групп

•День открытых дверей в школе «Совместные мероприятия первоклассников и воспитанников ДОУ

Работа с родителями на основном этапе:

•Родительское собрание «Начался новый учебный год. Роль семьи в подготовке ребенка к школе»

•Тематическая консультация «Возрастные особенности ребёнка 6-7 лет»

•Родительское собрание «Организационное собрание для родителей, будущих первоклассников»

•Консультации для родителей «Как развивать предпосылки универсальных учебных действий в семье»

•Круглый стол «Готовы ли взрослые стать родителями первоклассников?»

•Консультации для родителей будущих первоклассников. Индивидуальное консультирование родителей будущих первоклассников группы «риска» по психологическому развитию. Размещение рекомендаций для родителей, будущих первоклассников.

•Выпускной бал «До свиданья, детский сад!»

Заключительный этап (май)

•Мониторинг итоговых результатов школьной готовности детей.

•Мониторинг результатов освоения ООП ДО «РАДУГА».

•Мониторинг родителей «Оценка удовлетворенности качеством работы педагогов на ступени предшкольного образования»

•Мониторинг педагогов «Самооценка удовлетворенности качеством работы педагогов на ступени предшкольного образования»

•Оформление фотовыставки: «Интересное про школу»

•Создание безопасного маршрута «Моя дорога в школу»

•Методическое объединение (итоговое заседание) Представление материалов проекта «Скоро в школу!»

Психолого-педагогические условия по организации преемственности на ступени предшкольного и начального общего образования:


1.Руководство деятельности детей дошкольного возраста следует осуществлять, широко используя методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов.

2.Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.

3.Соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов, через организацию их межличностного общения.

4.Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности.

5.Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям (ученикам, воспитанникам).

6.Для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к НОД.

7.Использование игровой формы НОД.

8.Адекватная оценка - развернутое описание того, что сумел сделать воспитанник (ученик)

9.Обеспечение выполнения таких учебных действий как: восприятие инструкций; планирование деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий на основе совместной деятельности - педагог, ученик, воспитанник

10.Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций: внимание; память; мышление

11.Применение различных форм организации учебной деятельности с целью развития коммуникативных умений: работа парами; работа по подгруппам.

12.Активизация любознательности и инициативности детей

13.Организация условий для партнерского сотрудничества детей и педагогов.

14.Осуществление педагогической пропаганды среди родителей.

15. Разъяснение значения формирования УУД на каждом возрастном этапе развития ребенка.

16.Разработка специального содержания НОД, способствующего формированию УУД с учетом функциональных возможностей и возрастных особенностей детей.

17.Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.

18.При формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально - психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения.

Выпускник структурного подразделения «Детский сад»

•Физическиразвитый, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками.

•Любознательный, активный.

•Эмоционально отзывчивый.

•Овладевший средствами общения,и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

•Способный управлять своим поведением и соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

•Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе.

•Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

•Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

•Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Результативность проекта

Предполагаемый результат для детей выпускных к школе групп по требованиям ФГОС:

1.Физически развит.

2.Имеет культурно-гигиенические навыки.

3.Умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться.

4.Умеет ухаживать за растениями и животными.

5.Знает о своей семье, о природе родного края.

6.Владеет вербальными и невербальными средствами общения.

7.Владеет диалогической речью.

8.Строит речевые высказывания в устной форме.

9.Соблюдает правила поведения на улице.

10.Умеет слушать взрослых и адекватно понимает.

11.Умеет делать анализ и синтез объекта.

Предполагаемый результат для родителей:

•высокая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС;

•сформирован совершенно новый тип отношений между родителями и детьми. Вовлеченные в партнерскую деятельность, они раскрываются друг для друга с совершенно новых сторон, взаимообогащаются и интенсивно накапливают личностные качества;

•выстроена общая линия требований родителей и педагогов к модели «Выпускник детского сада - успешный первоклассник»;

•родители принимают глубокое участие в подготовке ребенка к школе в соответствии с ФГОС, проявляющиеся в партнерской деятельности результатом которой являются различные инновационные мероприятия.

Предполагаемый результат для педагогов:

•воспитатели и специалисты активно включаются в процесс совершенствования содержания образования в рамках преемственности предшкольного и начального образования;

•воспитатели используют эффективные современные формы взаимодействия с родителями в рамках реализации преемственности предшкольного и начального образования;

•воспитатели эффективно реализуют программу формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей подготовительных к школе групп;

•воспитатели и специалисты системно работают в рамках преемственности по программе предшкольного образования с учетом требований программ начального образования, а также программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования

Перспективы преемственности ДОУ и начальной ступени школы:

Основными направлениями развития преемственности являются:

•работа по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства;

•здоровьесбережение, обеспечение охраны и укрепление здоровья детей;

•контроль над процессом адаптации ребенка к школьному обучению.

Таким образом, проект «Будущий первоклассник», прежде всего, предназначен для решения выделенных проблем готовности к школе для обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей.











Библиография :

1. Белобрыкина О. А. Скоро в школу мы пойдём//Психолог в детском саду. -2005.-№2.-С. 3-15.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М. : МПА, 1995.

3. Бурменская Г. В. Теоритические вопросы возрастно-психологического консультирования//Психолог в детском саду. -2001.-№1-2.-С. 3-32.

4. Вьюнова Н. И., Гайдар К. М. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению//Психолог в детском саду. -2005.-№2.-С. 16-22.

5. Волков В. С., Волкова Н. В. Подготовка ребенка к школе: Задачи, упражнения, диагностика. -М., 1994.

6. Гайдар К. М., Вьюнова Н. И. Психологическое консультирование по вопросам готовности ребёнка к школе//Психолог в детском саду. -2005.-№2.-С. 22-35.

7. Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнёва Н. Я. Тесты для детей. -СПб. ;Дельта, 1997.

8. Литвинова Т. В., Меньшикова А. Л. Развитие рефлексии и формирование образа Я у детей в период их подготовки к обучению в школе//Психолог в детском саду. -2005.-№2.-С. 35-40.

9. Пороцкая Е. Л. Исследование особенностей позиции родителей по отношению к психическому развитию дошкольника//Психолог в детском саду. -2000.-№2-3.-С. 204-213.

10. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие/Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова, Л. А. Ермакова, Е. А. Куликова; Под ред. Е. П. Арнаутовой. -М. : ТЦ Сфера, 2006.- 128с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ») .

11. Резепина Е. А. Готовность детей к обучению в школе//Психолог в детском саду. -2005.-№2.-С. 40-53.

12. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М. : Школа-Пресс, 1996.








© 2010-2022