Картотека наблюдений в природе для младшего дошкольного возраста в летний период

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида» с. Выльгорт



КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ В ПРИРОДЕ ДЛЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.

Воспитатель: Цуркан Елена Леонидовна



с.Выльгорт



Задачи:

-Знакомить детей с изменениями природы : жарко, дождь, ветер, с постепенным появлением цветов.

-Учить различать и называть некоторые из них; узнавать и называть овощи и фрукты; наблюдать за повадками птиц и насекомых; приучать ухаживать за растениями на своем участке.

-Формировать у детей общее представление о лете.





Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной. Сравнить ее с сосной. Сосна выше березы. Хвоя у сосен длинная, темно-зеленая. Заметить, что у кустарников нет ярко выраженного ствола, как у дерева. Подчеркнуть бережное отношение к деревьям и кустарникам. Деревья и кустарники очищают воздух.

Стихотворение Упр. На развитие мелкой моторики рук

Березонька моя, береза, «Выложи узор» -выложить узор из де-

Береза моя белая, ревянных палочек и спичек.

Береза раскудрявая! Пальчиковая гимнастика

Стоишь ты, березонька, «Прятки»

Посередь долинушки, В прятки пальчики играли,

На тебя березонька, И головки убирали.

Листья зеленые, Вот так, вот так,

Под тобой ,березонька, И головки убирали.

Трава шелковая!

Загадки

-Летом цветет, зимой греет,

Настанет весна- потечет слеза. (береза)

-Хоть зима, хоть весна

Вся зеленая…. (сосна)

Дидактические игры

«Найди дерево»-распознать деревья по признакам:

Форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.

Наблюдение за лягушкой.

Обратить внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи. Хорошо ли она видна среди травы? Легко ли ее можно поймать? Рассказать, что лягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух.

Загадка Упр. На развитие мелкой моторики рук.

Скачет зверушка, «Угощение для лягушки»

Не рот, а ловушка. Игра с песком- дети «варят кашу», «пекут»

Попадут в ловушку куличики для лягушки.

И комар и мушка. (лягушка)

Стихотворение Труд

Лягушка-попрыгушка, Сделать домик из травы для лягушки.

Скачи ко мне без страха,

Тебя я не обижу,

Не стукну никогда.

Скачи, скачи, лягушка-

Зеленая рубаха

Должны мы жить,

Друг другу не принося вреда.

Индивидуальные физические упражнения

«Попрыгунчики»- Научить детей прыжкам на двух ногах

с продвижением вперед.

Наблюдение за трудом взрослых.

Обратить внимание на то, что за растениями в огороде и на цветочной клумбе надо ухаживать: рыхлить землю, поливать. Понаблюдать, как это делают старшие дети и воспитатель. Проследить, как изменяются в росте и развиваются растения.

Стихотворение

Огородик посажу и кругом огорожу,

Протопчу туда дорожку- никому не покажу.

Загадки

-Огородник Федот

С длинным носом живет.

Где наклонится,

Там вода течет. (лейка)

-Зубастые, а не кусаются. (грабли)

Дидактическая игра

«Кому что нужно для работы»- дети определяют, какие предметы помогают людям разных профессий.

«Кто больше назовет действий» - дети перечисляют действия огородника, садовника.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

«Составь цветок» -составить цветок на песке из разноцветных пробочек.



Наблюдение за птицами.

Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать какую пользу приносят птицы. Понаблюдать, чем заняты грачи и скворцы.

Стихотворение Подвижная игра «Веселый воробей»

Грачиха говорит грачу: Воробей с березы

«Слетай с грачатами к врачу, на дорогу прыг!

Прививки делать им пора Больше нет мороза-

Для укрепления пера» Чик-чирик!

Загадки Вот журчит в канавке

-На шесте дворец, быстрый ручеек,

Во дворце певец, И не зябнут лапки-

А зовут его….(скворец) скок-скок-скок!

-Я проворна, легкокрыла, Высохнут овражки-

Хвост раздвоен, словно вилы, прыг-прыг-прыг!

Если я летаю низко, Вылезут букашки-

Значит дождик где-то близко. (ласточка) Чик-чирик!

Д/игра «Угадай по описанию»-воспитатель описывает птиц, дети угадывают.

«Звукоподражание»-воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание.

Упр.на развитие мелкой моторики рук-«Выложить из камешков скворечник или птицу»

Скороговорки-Были галчата в гостях у волчат, Были волчата в гостях у галчат,

Нынче волчата голдят как галчата, и, как волчата, галчата молчат.

Наблюдение за насекомыми.

Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы- все это притащили маленькие труженики-муравьи. Маленькие дырочки- это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи- дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. И мы не будем им мешать- пусть трудятся.

Потешка

-Божья коровка, улети на небо ,Там твои детки, кушают конфетки.

Всем по одной, а тебе ни одной.

-Пчела-не кит, пчела-мала! Но велики ее дела.

Загадки

-Шевелились у цветка -Дом стоит под старой елкой,

Все четыре лепестка. В нес живет моя семья.

Я сорвать ее хотел- Я несу туда иголки

Он вспорхнул и улетел. (бабочка) Угадайте, кто же я. (муравей)

П/игра-«Жуки»- научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.

«Змейка»- научит бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Упр.на развитие мелкой моторики рук.-«Построй муравейник»- построить из травинок муравейник.

Дидактическая игра- «Звукоподражание»-воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание.

«Угадай по описанию»-воспитатель описывает насекомое, дети угадывают.

Наблюдение за водой.

Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана- холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает разбрызганная вода на асфальте.

Стихотворение Загадка

На закате дремлет пруд Мною можно умываться,

По воде круги плывут- Я умею поливаться,

Это маленькие рыбки В кранах я живу всегда

Разыгрались там и тут. Ну конечно я …..(вода)

Чистоговорка Скороговорка

В реке камыши, В озере -карп,

Расплескались там ерши, А в море- краб,

Круг - постарше, На мели мы лениво налима ловили

Круг - помладше, Для меня вы налима ловили.

Круг - совсем малыш.

Дидактическая игра- «Тонут-плавают»-закрепить знания о свойствах предметов, их весе.

«Какая вода»- дети описывают воду.

Подвижная игра-«Море волнуется»- развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

«Игры с водой»-на прогулку выносится надувной бассейн или большая ванночка и набор игрушек для игр. Дети пускают кораблики, переливают воду в сосуды, купают кукол и т.д.

Изучаем песок и почву.

Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой - рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются? Какого цвета? (песок - коричневый, земля - черная, глина - бурая). Для чего нужна почва? (песок -играть в песочнице, земля- для цветов, глина -лепить игрушки глиняные)

Стихотворение Загадки

-На земле растут деревья, -Ручка есть, а не грабли

И цветы, и огурцы. Землю роет, а не плуг. (лопата)

В общем овощи и фрукты, -Он рассыпчатый такой,

Чтоб довольны были мы. А на солнце золотой,

-Пусть не сердятся родители, Как намочишь ты его,

Что измажутся строители, Так построишь хоть чего.(песок)

Потому что тот, кто строит,

Тот чего- нибудь да стоит!

Дидактическая игра-«Что я построю из песка»-дети рассказывают, что можно построить из песка.

Труд- Рыхлить почву, копать песок.

Подвижная игра-«Не оставайся на земле»-развить ловкость, быстроту реакции на сигнал «Лови».

Индивидуальные физические упражнения- пройти по бордюру песочницы.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук:

«Узнай на ощупь»- выложить на песке узор, дети на ощупь должны узнать его.

«Нарисуй пальчиком»-нарисовать на сыром песке любой рисунок.

Наблюдения за цветущими травянистыми растениями (цветы)

Рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Рассматривая растения в цветнике, дети узнают, как из бутона появляются цветы. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать?

Стихотворение Загадки

Добрый день, ромашка, -Нарядные сестрички

Белая рубашка, Весь день гостей встречают,

Желтая середочка, Медом угощают. (цветы)

Листья словно лодочка. -Рос шар бел,

Как прохладно в чаще еловой! Ветер дунул

Я цветы в охапке несу.. Шар улетел. (одуванчик)

Одуванчик белоголовый, -Растет зеленый кустик,

Хорошо ли тебе в лесу? Дотронешься -укусит.(крапива)

Упражнения на развитие мелкой моторики рук- «Составь цветок»- составить цветок на песке из разнообразных пробочек.

-«Сплети венок»- сплести из полевых цветов венок.

Пальчиковая гимнастика: «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыв лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание,

Дружно дают под землей корешки.

Подвижная игра: «Садовник и цветы»

Наблюдения за природными явлениями.( гром, гроза, молния, дождь, радуга)

Гроза- природное явление, сопровождаемое молнией и громом, сильным порывистым ветром, ливневыми осадками, иногда градом, шквалом. Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать ,как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. Рассказать, что теплый летний дождь поливает все растения. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце. Обратить внимание на радугу, какого она цвета.

Потешки:

-Радуга-дуга, не давай дождя,

Давай солнышка, колоколнышка.

-Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал- не разрезал.

Стихотворение:

Первый гром прогремел

Туча пронеслась.

Чистой влагой дождя

Травка напилась.

Загадка:

Крашеное коромысло, над рекой повисло. ( радуга)

Пословицы:

-Как гром не гремит, а все замолчит.

-Туча летуча, а дождь бегун.



© 2010-2022