- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия по обучению русскоязычных детей татрскому языку в старше группе Поможем куклам (курчакларга булышабыз)
Конспект занятия по обучению русскоязычных детей татрскому языку в старше группе Поможем куклам (курчакларга булышабыз)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гареева Г.Х. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 25 «Сказка»
Конкурс:
«Конспектов мероприятий
с детьми и родителями
«Говорим по -татарски»
Конспект НОД: «Поможем куклам»
(Курчакларга булышабыз)
(для детей 5-6лет)
Воспитатель:
Гареева Г. Х.
I кв. категории
г. Набережные Челны, 2015 г.
Конспект занятия по обучению русскоязычных детей татарскому языку в старшей группе по проекту «Уйный-уйный үсәбез».
Цель: развитие у детей познавательных интересов, систематизация знаний о одежде.
Задачи:
1. Образовательные:
Активизация словарного запаса по темам: " Юындыр"( Мойдодыр ), " Төсләр дөньясы" (Мир цвета), " Кием кибете" (Магазин одежды). "Саннар" (Счет).
Способствовать умению составлять мини-диалоги в речевых ситуациях.
2. Развивающие:
Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу.
Развивать и стимулировать память, внимание и мышление, мелкую моторику рук; самостоятельно выполнять задания, умение общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно корректно поправлять их.
Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность и доброжелательность.
Воспитывать интерес к изучению татарского языка.
Основная образовательная область: Коммуникация.
Методы и приемы:
Методы: Игровые, практические, словесные, наглядные, положительные эмоции от познавательной, продуктивной деятельности.
Приемы: Художественное слово, вопросы к детям, показ педагогом, указания , объяснения, поощрения.
Словарная работа: Лексико-грамматический материал по теме "Одежда", песенно-танцевальная игра "Матур".
Предварительная работа: Беседа о одежде, рассматривание иллюстрации с изображением одежды, загадывание загадок про одежду. Дидактическая игра «Цветная стирка». Сюжетно -ролевая игра «Магазин». Песенно-танцевальная игра "Матур".
Материал: Куклы: девочка и мальчик, демонстрационные и раздаточные картинки одежды, аудио запись, мяч, атрибуты дли сюжетно-ролевой игры «Магазин одежды», рисунки раскраски «игрушки».
Структура занятия:
-
Вводный организационный момент.
-
Сюрпризный момент.
-
Дидактическая игра.
-
Сюжетно - ролевая игра «Магазин одежды»
-
Динамическая пауза «Чиста ю»
-
Песенно-танцевальная игра "Матур".
-
Игра с карточками «Что лишнее?» дидактик уен «Нәрсә артык?»
-
Игра «Веселый мяч»
-
Творческое задание детей (Рисование).
-
Итог.
Использованная литература:
УМК для детей 5-6 лет "Татарча сөйләшәбез. Говорим по-татарски" З.М.Зарипова, Казань 2012.
Ход НОД:
I. Организационный момент
Дети заходят в группу, встают в круг.
Т: Здравствуйте, ребята! - Исәнмесез, балалар!
Б: - Исәнмесез!
Т:- Ребята, у нас есть цветной платочек, который любит с нами здороваться. Ведь когда мы здороваемся мы желаем друг другу здоровья.
Дети передают друг другу платочек при этом здороваются на татарском языке, и узнают как у них дела.
Б: Исәнме Радмилла ! Хәлләр ничек? (Исәнме Рафаэль, әйбәт рәхмәт !) (Бер-берсеннән сорыйлар).
Игра заканчивается, платочек остается у воспитателя.
Т: Всем желаю доброго утра! Барыгызга да хәерле иртә телим!
II. Основная часть
1. Сюрпризный момент. Стук в дверь.
Т: - Ребята, кажется, кто-то стучится в дверь. Давайте спросим, кто там? Кем анда?
Б:-Кем анда?
Т:-Бу малай курчак, кыз курчак. Давайте пригласим их к нам.
Б:-Курчак малай, кил монда. Курчак кыз, кил монда.
Т:-Ребята, куклы почему-то очень грустные. Как думаете, почему?
Б:-У них грязная одежда.
Т:-Правильно, ребята! Когда они играли на улице, испачкались. А как вы скажете, что платье и брюки грязные?
Б:- Күлмәк пычрак, чалбар пычрак.
Т:-Молодцы! Ребята, куклы просят у вас помощи.
2.Дидактическая игра: «Цветная стирка» ( Төсле киемнәрне юу).
Ход игры:
На столе четыре цветные коробочки (стиральные машины) красного, синего, желтого и зеленого цвета. Дети берут картинки одежды любого цвета (кызыл, яшел, сары.зәнгәр) и выбирают по цвету стиральной машине.
Т: Миша, что это? ( Миша бу нәрсә?);
Б: -Бу күлмәк.
Т: -Какой? (Нинди?).
Б: - Кызыл, кечкенә, пычрак .
Ребенок кладет одежду в стиральную машину по цвету и при этом говорит на татарском языке.
Б: Машина, мә кызыл күлмәк ю.
Ребенок достает платье из "стиральной машины" рассказывает какой оно стало .
Т: Какими стали наряды у кукол? Как можно сказать по татарски?
Б: Чиста, матур.
Т: - Ребята посмотрите у куклы мальчика парвались штанишки и рубашка. Что же делать?
Б: Купить новую одежду.
Т: Правильно, сходить в магазин и купить новые наряды. Поможем?
Б:-Да.
3.Сюжетно - ролевая игра «Магазин одежды»
Т:-Посмотрите, какие одежды продаются в магазине. Нәрсә бар?
Б:-Күлмәк бар. Чалбар бар.
Т:-Нинди күлмәк (чалбар)?
Б:-Кызыл (сары, яшел, зәңгәр) күлмәк (чалбар). Матур, чиста.
Т:-Поиграем в «Магазин». Снежана будет продавщицей, а мы покупатели.
- Исәнме, Снежана!
- Исәнме, Кирилл!
- Хәлләр ничек?
- Әйбәт, рәхмәт.
- Нәрсә кирәк?
- Күлмәк (чалбар) кирәк
- Нинди күлмәк?
- Кызыл (сары, яшел, зәңгәр) күлмәк (чалбар).
- Мә, кызыл күлмәк.
- Рәхмәт. Сау бул, Снежана!
- Сау бул, Кирилл!
Т:-Вот и купили наряды нашим куклам. Сейчас умоем и переоденем их.
4.Динамическая пауза: «Чиста ю»
Безнең курчак юына,
Ул кунакка җыена.
Юды битләрен, юды колагын,
Юды борынын, юды кулларын.( Дети показывают движения по стихотворению)
Т:-Ребята, предложите куклам одеть новые платья и брюки.
Б:-Курчак, мә күлмәк (чалбар), ки.
Т:-Наши куклы стали чистыми и красивыми. Они очень рады и хотят вместе с вами спеть песенку.
5. Җырлы- биюле уен "Матур"
- Посмотрим друг на друга и похвалим, какие мы красивые и нарядные.
Минем күлмәк матур,
Синең күлмәк матур.
Әйе шул, әйе шул,
Минем күлмәк матур.
Минем чалбар матур,
Синең чалбар матур.
Әйе шул, әйе шул,
Минем чалбар матур.
Т: -Ребята, давайте заглянем в нашу волшебную коробочку. ( д/и «Что лишнее?»)
6. Игра с карточками. Дидактическая игра «Что лишнее?»
Карточкалар белән эшләү: дидактик уен "Нәрсә артык?"
Т: -Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Что лишнее?»
Воспитатель раздает каждому ребенку по карточке с рисунками (пример: платье, шапка, кукла, брюки) ребенок выходит и рассказывает по карточке, что лишнее и почему.
Ә хәзер, балалар, "Нәрсә артык?" уенын уйныйбыз. (Тәрбияче балаларга карточкалар тарата. Һәр бала дусларының каршыларына чыгып, карточкасына караn сөйли.)
Т: Нәрсә артык?
Б: Ипи . (Сөт, песи, эт, туп и т. д.).
Т: Почему лишнее?
Б: Потому что это не одежда.
Т: Правильно, Молодцы!
Т: В нашей коробочке еще что -то лежит. Я вам загадаю загадку, а вы должны будете отгадывать. Если правильно отгадаете, то я достану этот предмет и мы вместе будем играть.
Кинешь в речку - не тонет,
Бьёшь о стенку - не стонет,
Будешь в землю кидать -
Станет кверху взлетать. (Мяч - туп)
7. Туп белән җырлы-биюле уен:
Туп, туп, яшел туп, (кызыл туп,сары туп)
Сикер, сикер, яшел туп!
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Сикер, сикер, яшел туп.
Туп, туп, сары туп,
Сикер, сикер, сары туп!
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Т: - Булдырдыгыз, молодцы!
8. Творческое задание детей «Раскрась игрушку» .
Т: - Ребята, куклам очень понравилось что вы им помогли. Они стали чистые, опрятные и им нравится их одежда. И в знак благодарности они вам дарят картинки- раскраски «Игрушки» (курчак, машина, туп, аю, песи, куян, эт). А вы дома вместе с родителями раскрасьте картинки-раскраски. Завтра на занятии расскажете и покажите свои рисунки.
III. Итог деятельности. Заключительная часть.
Т: Молодцы, ребята. Как хорошо мы с вами сегодня потрудились. Спасибо вам. Ребятки, вам сегодня было интересно? Что особенно запомнилось, может что-то было трудным? Мы с вами вспомнили об одеждах, помогли куклам, отвечали на вопросы. Я очень довольна вашими ответами. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Сау булыгыз!
P.S. Картинки-раскраски можно использовать воспитателем в режимные моменты для закрепления пройденного материала.