- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект Мир в котором я живу
Проект Мир в котором я живу
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Старухина В.А. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проект: « Мир, в котором я живу»
(для детей подготовительной к школе группы)
Пояснительная записка.
Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей дошкольного возраста нравственности.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи.Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Вид проекта: развивающий, информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь 2011г.-май 2012г.)
Участники проекта:
-
Дети.
-
Педагоги.
-
Родители.
-
Социум.
Цель: Сохранение нравственного здоровья детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания.
Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по нравственному воспитанию детей, повысит компетентность педагогов, детей, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Актуальность программы определяется потребностью общества в нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманности. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.
Задачи:.
-
На основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к доброте, способную противостоять злу.
-
Становление первоначальных нравственных ценностей у детей:почтения и уважение к родителям, товарищам и окружающим, к окружающему миру, к своему здоровью.
-
Снижение уровня агрессивности, заболеваемости
-
Повышение значения семейных ценностей,знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.
-
Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственном воспитании.
Система нравственного воспитания включает следующие направления:
-
формирование потребности в здоровом образе жизни;
-
формирование нравственности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
-
эстетическое развитие детей;
-
сотрудничество семьи и ДОУ
-
обращение к традициям и ценностям своего народа
-
гуманное отношение к окружающему миру;
-
любовь к родной семье, родному дому, к Родине;
-
уважение к людям разных национальностей;
-
уважение к государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).
Этапы проекта:
1 этап - подготовительный (1 блок - «Давайте познакомимся», 2 блок - «Все красивое - от природы, доброе - от человека»)
2 этап - основной (3 блок-«Моя дружная семья», 4 блок-« Здоровый образ жизни»)
3 этап- заключительный (5 блок - «Где труд там и счастье», 6 блок - «Я - россиянин»)
Основное содержание проекта:
Программа включает в себя 6 блоков:
-
«Мир, в котором я живу»
2 блок: «Все красивое - от природы, доброе - от человека»
1 блок: «Давайте познакомимся»
4 блок: « Здоровый образ жизни»
-
3 блок: «Моя дружная семья»
5 блок: «Где труд там и счастье»
6 блок : «Я - россиянин»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
Наименование
блока
Задачи
Формы работы
1.
«Давайте познакомимся!»
Диагностика детей, их родителей о нравственных ценностях.
Изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
-тестирование;
-анкетирование;
-опрос;
-творческие работы;
-педагогические наблюдения;
-беседы.
2.
«Все красивое - от природы, доброе - от человека»
-раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
- воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
- формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии .
- чтение художественной литературы;
- этические беседы;
- совместные экскурсии,
- часы общения;
- творческие работы;
- проекты;
- выставки;
- семейные чтения;
- семейные посиделки.
3.
«Моя дружная семья»
- Формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
- воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;
- расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;
- повышение компетентности родителей в нравственном воспитании
- знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа
-беседы;
- часы общения;
- семейные праздники;
- посиделки;
- походы;
- дни именин и дни рождения;
- совместные выставки;
- творческие встречи;
- индивидуальные консультации;
- дни открытых дверей;
- практикум для родителей и т.д.
- работа родительского клуба «Наш малыш», «Счастливая семья».
4.
«Здоровый образ жизни»
- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
- профилактика вредных привычек;
- на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней.
- совместные прогулки;
- кроссы;
- спортивные соревнования;
- праздники;
- беседы-практикумы;
- походы;
- эстафеты;
- турниры;
- акции;
- встречи;
- Дни здоровья и т.д.
5.
«Где труд - там и счастье»
-формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;
- воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;
- организация самообслуживания;
- беседы;
- конкурсы;
- встречи с интересными людьми;
- деловые игры;
- ролевые игры;
- выставки и др.
6.
«Я - россиянин»
- воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;
- знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;
- развитие личности гражданина, защитника Родины, ответственного отношения к семье, к людям;
- поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.
- экскурсии в музеи;
- знакомства с подвигами святых и героев своей Земли;
- встречи с ветеранами войн;
- этические беседы;
- встречи с семьями;
- конкурсы,
- обсуждение мультфильмов и т.д.
- посещение музея
Ожидаемые результаты:
Педагоги:
-
повышение профессионального мастерства, компетенции педагогов;
-
повышение эффективности воспитательной работы по нравственному воспитанию детей;
-
расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум;
Дети:
Обучающиеся имеют представления:
-
о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
-
о духовных и нравственных ценностях;
-
о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-
знакомы с историей и культурой своей страны;
-
умеют беречь и поддерживать красоту;
-
проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
-
верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
-
стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
-
сотрудничают в тесном контакте сДОУ и другими учреждениями по формированию нравственных ценностей удетей
-
воспитанию чувства благоговения к святыням;
-
воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
-
являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
-
понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях нравственные ценности.
Тематическое планирование: «Мир, в котором я живу»
1 блок: «Давайте познакомимся»
Работа с детьми
Работа с родителями
Беседа: «Кто Я?» , « В мире вежливых слов»
-анкетирование;
-тестирование;
-опрос;
-индивидуальные беседы
Дидактическая игра «Моя семья»
Беседа «Каким я хочу быть»
Дидактическая игра « Что такое хорошо, что такое плохо»
Конкурс рисунков: «Мойдодыр»
Конкурс стихов: «Полезные стихи»
2 блок: «Все красивое - от природы, доброе - от человека»
«Поговорим о доброте»
- выставка творческих работ «Добрые дела»
- семейные чтения книг о добре и зле, о взаимопомощи и взаимовыручке
- акция доброты: сбор книг для детей инвалидов
«Мы все нужны друг другу»
« Не оставляй друга в беде»
«Доброта»
«Учись оказывать помощь»
«Доставляй людям радость добрыми делами»
3 блок: «Моя дружная семья»
«Гостям всегда рады»
- семейные праздники;
- посиделки;
- походы;
- дни именин и дни рождения;
- совместные выставки;
- творческие встречи;
- индивидуальные консультации;
- дни открытых дверей;
- практикум для родителей и т.д.
- работа родительского клуба «Наш малыш», «Счастливая семья».
- акция « Моя родословная»
«Дом, в котором я живу»
«Моя дружная семья»
«Моя родословная»
4 блок: « Здоровый образ жизни»
«Здоровая и вкусная еда»
- совместные прогулки;
- кроссы;
- спортивные соревнования;
- праздники;
- беседы-практикумы;
- походы;
- эстафеты;
- турниры;
- встречи;
- Дни здоровья и т.д.
«Вредные привычки»
«Волшебные точки»
«Я прививок не боюсь…»
«Если хочешь быть здоровым, закаляйся!»
5 блок: «Где труд там и счастье»
«Трудолюбивый человек всегда прекрасен»
- организация самообслуживания;
- беседы;
- конкурсы;
- встречи с интересными людьми;
- деловые игры;
- ролевые игры;
- выставки
- организация экскурсий на работу родителей
«Пословицы о труде»
« Все профессии нужны, все профессии важны»
« Любовь к труду у всех на виду»
« Мы - модельеры»
6 блок: «Я - россиянин»
«Мы маленькие дети на большой планете»
- экскурсии в музеи;
- знакомства с подвигами святых и героев своей Земли;
- встречи с ветеранами войн;
- этические беседы;
- встречи с семьями;
- конкурсы,
- обсуждение мультфильмов и т.д.
- посещение музея
«Наша Родина - Россия»
«Мой край»
«Защитники нашей Родины»
«Наши космонавты»
«Этот День Победы».
Литература:
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;
2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М.: Просвещение, 1980;
3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;
4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. - Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004;
6. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. - Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
7. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;
8. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
9. Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;
10. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление.
11. Священник Алексий Уминский - Размышления о школе и детях.
12. 16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;
13. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский.
14. С.О.Николаева. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва,2005;
15.Т.Л.Мирилова Воспитание хороших манер. Издательско-торговый дом «Корифей».Влогоград,2009;
16.О.Н.Демидова. Будьте вежливы всегда.Воронеж,2009.
17. Урок доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Сост. Фесюкова И.С. - Х.: Издательство «Ранок», 2007.
18. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ: метод. пособие, 2 изд. М: Айрис- пресс: Айрис- дидактика, 2007
19. И.Я. Гусев. Этикет от А от Я.Минск,1992.
20.М.Ходаков. Как не надо себя вести. М.: Молодая гвардия, 1979.