Познавательно-исследовательский проект Песочная фантазия

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА»







Познавательно-исследовательский

проект

Познавательно-исследовательский проект Песочная фантазия



Разработчик:

Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

Гладышева О.С.

Городской округ город Выкса, 2015


Паспорт проекта

Тема проекта:

«Песочная фантазия»

Вид проекта:

долгосрочный, открытый, коллективный, с участием родителей.

Цель проекта:

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе продуктивно-конструктивной деятельности

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей со свойствами песка, научить находить их проявления в повседневной жизни (сочетание экспериментов и наблюдений на прогулках) .

  2. Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения, а также и речь; обогащать и активизировать словарь детей.

  3. Развивать фантазию, творчество, воображение.

  4. Закреплять правила безопасности во время игры в песочнице, а также во время проведения экспериментов.

  5. Развивать навыки общения и соотносить свои действия с действиями других.

  6. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Образовательная область:

Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие - направленно на удовлетворение социальных интересов.

Прогнозируемый результат:

Компетенции:

-дети знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький - большой), знают цвета;

-владеют действиями с предметами, предполагают разнообразные способы их использования;

- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;

-владеют расширенным словарным запасом (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.), используют обобщающие понятия (вода, песок);

Коммуникативные навыки:

-получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,

-получают положительные эмоции от праздников и развлечений;

-пользуются речью как средством общения со сверстниками;

Предпосылки научной деятельности:

-имеют устойчивый интерес к художественной литературе;

-возникает интерес к значимой деятельности;

-способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение;

Срок реализации: Июнь 2015г. - август2015г.

Место события:

МБДОУ детский сад комбинированного вида№ 7 «Золотая рыбка», городского округа город Выкса Нижегородской области.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста 3-4 лет, их родители.

Актуальность проекта:

Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазий и реальности. Создание условий «Песок - вода» - одна из тех техник, которая позволяет раскрыть эти способности. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.

Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

Теоретическая база:

Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохорова.

Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков, рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова) .

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями.

Наиболее полную и развернутую оценку этих игр мы находим у Е. И. Тихеевой. Рассматривая игровые возможности каждого материала в отдельности, Е. И. Тихеева показала, как дети, созидая, совершенствуют свой чувственный опыт и практически познают некоторые свойства материалов. В сюжетной форме она наметила примерное содержание игр с водой, песком, глиной и указала, что эти игры требуют к себе самого внимательного отношения со стороны взрослых.

Высоко оценивала значение игр с природными материалами и гигиенист Л. И. Чулицкая. При разработке задач физического воспитания дошкольников игры с песком и водой она относила к играм, способствующим укреплению детского организма. С этой целью ею было разработано устройство песочных ящиков и водных бассейнов.

С жизненной потребностью ориентироваться в окружающей действительности, с необходимостью познавать свойства и качества материалов, с развитием изобразительного творчества детей связывает использование этих же игр Е. А. Флерина.

Вопрос о руководстве играми с водой и песком также неоднократно подчеркивался данными авторами.

Е. И. Тихеева наряду с разработкой содержания игр требовала от воспитателей помощи детям в осмысливании накапливаемого ими опыта.

Е. А. Флерина, взяв за основу игр с природным материалом активно-действенное стремление ребенка исследовать этот материал, в то же время указывала на необходимость разумного развития этого стремления. Воспитатель, по ее мнению, развивая игру, должен постоянно заботиться о «насыщенности материалов разнообразными качествами» с тем, чтобы игра ребенка не теряла познавательного смысла и не приобретала характер однообразной и разрушительной деятельности.

Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Возможность строить из песка, желание искупать свою любимую игрушку в воде создают благоприятные условия для сенсорного воспитания, совершенствования таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Этапы реализации проекта:


  • Подготовительный (аналитический)

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий и атрибутов.

  • Основной (реализация намеченных планов)

Практическая работа (создание условий для продуктивной деятельности: беседы, опыты, занятия)

  • Заключительный (презентация, продукт деятельности)

Обобщение результатов работы

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Выявление первоначальных знаний детей об играх с песком и водой.

2. Информация родителям о предстоящем проекте.

3. Подбор литературы, оборудования.

4. Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.

Основной этап:

- работа с детьми:

1.Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).

2.Проведение игр с песком, водой.

3.Проведение игровых занятий.

4. Пополнение предметно - развивающей среды группы;

5. Опытно - экспериментальная деятельность

- работа с родителями:

1 Подбор художественной литературы;

2.Выполнение творческих заданий;

3. Совместная опытно - экспериментальная деятельность;

4. Консультации для родителей

Проектная деятельность с воспитанниками

№ п/п

Вид деятельность

Содержание

1

Подвижные игры

«Песчинки», «Тень», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди». Пальчиковые гимнастики.

2

Сюжетно-ролевые игры

«Строители», «Печём пироги».

3

Дидактические игры

«Съедобное - несъедобное», «Домашнее или дикое животное? », «Что растёт на дереве, а что на грядке? », «Поиграем в археологов».

4

Коммуникативные игры

Знакомство с правилами игры с песком, «Назови ласково», «Я пеку, пеку, пеку»

5

Рассматривание картин

«Дети в песочнице»; Рассматривание картин пустыни

6

Экспериментальная деятельность

«Рассматривание песчинок под лупой», «Путешествие песка» (раздувание песка через трубочку, «Свойства мокрого песка», «Следы на песке».

7

Наблюдения

Какой сегодня песок в песочнице (сырой или сухой) ; трогаем песок в тени и на солнце (где теплый, а где холодный, из какого песка лучше получаются фигурки из формочек (сухого или сырого)

8

Чтение стихов

В. Берестов «Посреди двора - гора», Н. Хилтон «Я полил песок водой», И. Финк «Песочница», А. Сметанин «Мы на пляже», А. Полетаева «Нам привезли песок на сад», С. Кашлев «Мы в песочнице играем», К.Балдина «Замок строим из песка».

9

Разгадывание загадок

Загадки на тему: «Песок».

10

Тематические беседы

«Правила безопасного поведения в песочнице», «Что такое песок? »

11

Разыгрывание проблемных ситуаций

«Зайке попал песок в глаза»

12

Рисование на песке

«Песочный человечек». «Узоры на песке». Раскраски.

13

Аппликации из песка

«Песочные картинки»

14

Конструирование

«Построим теремок»

15

Участие в общесадовом конкурсе

«Песочные фантазии»

Продукт проекта:

  • Наглядные пособия: игры, картотеки (Приложение 1, 2).

  • Материал по работе с воспитанниками (Приложение 3, 5, 6, 7).

  • Консультациядля родителей «Игры с песком»(Приложение 4).

  • Фотоархив.

  • Презентация проекта.

Заключительный этап:

  • Выступление на педсовете.

Литература


1. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.

2. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду: детская энциклопедия». А. И. Иванова - М. : ТЦ «Сфера», 2004.

3. Маханаева М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». М., Сфера, 2010.

4.«Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста». Материалы Московского городского конкурса 2001-2002.

5. Поддьяков А. Н. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком». Вопросы психологии, 1990.

6. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников». Под ред. Л. Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.

7. Рыжова П. «Игры с водой и песком». Обруч, 1997, № 2.

8. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной». Обруч, 1998, № 2.

9. Рыжова Н. А. «Волшебница - вода». - М. : Линка-Пресс, 1997 .

10. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления с природой в детском саду». - М. : Просвещение, 1991.

11. Соляник Е. Н. «Развивающие игры для детей раннего возраста». СПб, Детство-Пресс, 2010.

12. Тихеева Е. И. «Ребенок - дошкольник и воспитывающая его среда».

13. Флерина Е. А. «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия». Сост. Гребеншикова Е. А., и др. - М. : Просвещение, 1980.

14. Штейнхардт Л. «Юнгианская песочная психотерапия». - СПб. : Питер, 2001.

15. Чулицкая Л. И. «Гигиена ребенка и учет его физического развития». Москва 1980.

16. Интернет ресурсы.

Приложение 1


Игры с песком


Сухой -

  • закапывание предметов в песок

  • Строительство пирамидок

  • Рисуем палочками на песке

  • Пересыпание песка из ладошки в ладошку

  • Пересыпание с мельницы

Сырой -

  • печем печенье

  • Игры с пасочками

  • Закапывание, раскапывание игрушки в песке

  • Строительство дорожки, горки

  • Оставь свой след на песке

  • Укладывание дорожек из камушков на песке

«Печём печенье»

В центре «Песок - вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой - влажный. Взрослый показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребёнок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает , что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого- можно. При необходимости взрослый оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.

«Найди шарик»

Взрослый закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого

Упражнение «Пекарь»

Направлено на развитие детской моторики.

Дети лепят "пекут" из живого песка куличики, пончики, тортики. Ребенок берет формочки, набирает в них живой песок, прижимает его руками и лепит. Также это упражнение надо проделывать и без помощи формочек, переминая песок в ладошках. Пусть малыш слепит тортик и разрежет его пластиковым ножичком, и угощает детей, ведущего, или плюшевые игрушки. Дарят подарки друг другу в виде песочных кусочков торта.

Упражнение "Что зарыто под песком".

Направлено на развитие фантазии и образного мышления.

Детям предлагается с помощью «живого песка» и игрушек соорудить композицию "чего не существует в мире". Потом детям предлагается объяснить что они построили.

Упражнение "Садовник и дачник"

Направлено на развитие образного мышления, речевого аппарата, общего образования и познания мира.

Разделите песочницу с песком на две части. Первая часть - сад с деревьями, вторая часть - огород. Попросите ребенка собрать урожай в обеих кучках живого песка. Пусть малыши расскажут, какие фрукты и овощи они собрали с сада и огорода. Ведущий предложит рассказать как выглядит тот или иной фрукт или овощ.

Дети постарше также найдут применение космическому песку в своих играх. Девочки могут "печь пирожки и тортики" из живого песка. Используя природные материалы и мелкие игрушки можно создавать целые сказочные миры.

Мальчикам тоже будет интересно играть с космическим живым песком. Например, в большую стройку или космических пришельцев.

Игра «Отдых на морском берегу».

Море,я к тебе бегу!

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне,

а волнабежит ко мне. (Пальчики «бегают» по песку)

Замки и башни за крепкой стеною

Летом на пляже мы вместе построим:

Будут там рыцари храбро стоять,

Крепость свою от волны защищать. (строим стены из песка)

Набежала волна и смыла стены. (разглаживание руками песка)

Вдруг пошел дождик.

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал,И перестал. (Кончиками пальцев стучим по песку. Ребрами ладони «режем» песок)

Игра «Куличи».

Мы не в жаркой печи

Испечем куличи:

Нам нужна не мука -

Только горстка песка.

Хороши куличи,

Хоть и не из печи.

Так и просит роток:

- Отломи мне кусок.

(Стряпаем калачи, отламываем кусочек, угощаем друг друга)

Приложение 2


Опыты с песком

Опыт 1.

Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать - песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок - «сыпучий». Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок - рыхлый, в отличие от глины.

Опыт 2.

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зёрнышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, жёлтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Одни дети могут ответить, что песчинки похожи, другие - что нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчинки. Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине - слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупа с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растёртую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - -из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт 3.

Можно проводить опыты в трёхлитровых банках. Положите банку на бок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу. Можно даже попробовать сдувать воздушный шарик или использовать велосипедный насос.

Создайте в банке сильный поток воздуха - игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться также быстро, легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с увлажнённым песком и глиной.

Опыт 4.

Возьмём палочку и попробуем «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твёрдая, палочку в неё воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держаться друг за друга», и поэтому её воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок - рыхлый.

Опыт 5.

Аккуратно нальём воду в стаканчик с песком. Потрогаем его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит - в мокрый или сухой? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остаётся сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.

Опыт 6.

Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики всё-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте их высыхать. Что произойдёт с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич - из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать два кулича. Обратите внимание на то, что получится не «тесто» для куличей, а «каша-малаша». Правда и с ней приятно повозиться.

Приложение 3

Конспект опытно-экспериментальной деятельностис детьми 3-4 лет

«Песочные рисунки»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательная - расширять знания детей о свойствах сухого песка. Познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Развивающая - активизировать речь и обогащать словарь детей.

Воспитательная - воспитывать самостоятельность, активность.

Материалы: песок, лупа, цветная бумага, клеевые карандаши.

Целевая аудитория: 2 младшая группа.

Ход деятельности:

В гости к детям приходит зайчик Стёпа, в лапах у него баночка с песком. Он не знает, что это такое и просит детей рассказать об этом.

Дети объясняют зайчику, что это сухой, теплый, сыпучий песок. Предлагают ему рассмотреть его в лупу и выяснить, что он

состоит из мелких песчинок.

Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, а вы когда-нибудь рисовали песком? Нет!Давайте попробуем!

Детям даются готовые рисунки, они по контуру обводят клеевыми карандашами.

Затем на клей насыпают песок, лишний стряхивают. Все вместе рассматривают,что получилось.

Зайчик благодарит детей за интересный рассказ о песке. Обещает, что со своимидрузьями - лесными зверушками, тоже будет рисовать песком.

Приложение 4

Консультация для родителей

«Игры с песком»


С самого раннего возраста в мир природы ребенок начинает свое путешествие в познание.

Этот мир очень волнует его, будит интересы, фантазию. Дети в любом возрасте очень любят играть с песком. Песок как магнит притягивает внимание детей, игры с песком очень интересны и полезны. Например: малыш трогая руками песок развивает мелкую моторику рук, развивает внимание, мышление, определяет количество песка которое нужно насыпать в формочки.

Дети Младшего возраста любят трогать руками песок, копать его совочком. Нравиться вставлять палочки в песок, камушки, листочки. И как бы не ругали малыша, ему все равно почему- то очень нравиться разбрасывать песок в разные стороны.Что бы научить ребенка правильно играть, необходимо самим родителям показать как готовить куличики, пироженки, объясните, что для них необходим сырой песок, который находится глубоко и его нужно откопать совочком. Малыш позже повторить за взрослым. Но пока источник самое интересное для малыша- это ломать сделанные вами фигурки. Не сердитесь, не ругайте своего малыша за это. Ведь на самом деле это очень интересно: сначала ничего не было, потом появилось, а потом опять исчезло… .

Для игр с песком продаются специальные формочки, пластмассовые наборы в очень большом ассортименте. Малышам очень интересно когда формочки яркие и разной формы.

Можно лепить руками из мокрого песка башенки, заборчик, это даже проще чем лепить фигурки из формочек, ручки сдвинул, убрал получилась песочная горка. Объясните, что из песка можно не только строить, но и рисовать на песке палочкой или пальчиком. Попробуйте сначала вместе с малышом нарисовать знакомый объект и попросить угадать, что это. Затем предложить ребенку самому нарисовать что- то свое, а вы должны угадать.

Игры с песком доступны не только на улице в теплое время года их можна организовать и в домашних условиях.

Игры с песком помогают сделать любую игру интереснее и продолжительнее

Игра -«Найди шарик»

Цель: знакомство с качествами предметов, размером, формой, цветом.

Взрослые закапывают шарик в песок и просит найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у ребенка потом так, чтоб он не видел действие взрослого. Постепенно усложняя задачу. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

Игра с песком дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью)

В итоге у малышей развивается творческие, исследовательские способности.

Для детей старшего возраста в игре с песком можно предложить более мелкие игрушки, усложняют задачи построек. Для строительства более сложной постройки из песка, детям предлагают образцы из картинок, фотографий на которых изображены различные постройки.


Приложение 5

Конспект развлечения с детьми младшего дошкольного возраста

«Замок из песка»

Задачи:

• формирование навыка экспериментирования с песком;

• обогащение тактильного опыта у воспитанников;

• развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

• развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.

• воспитывать аккуратность;

• вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Предварительная работа: просмотр иллюстраций и презентации построек из песка. Беседа о свойствах песка.

Ход деятельности:

-Ребята давайте вспомним, какой бывает песок.

-Что можно делать с сухим песком (рисовать узоры, оставлять следы, пересыпать, дуть на песок) .

-А что можно делать из мокрого песка (рисовать, строить, лепить) .

-Послушайте стихотворение о песке. Автор стихотворения Владимир Бредихин.

Лежал песок,

Скучал песок

Сто тысяч лет, наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

Не в радость были песни гроз,

Не в радость - дождь из тучек.

Скучал в жару, скучал в мороз -

Весь мир песку был скучен.

И так ещё сто тысяч лет

Хранил бы он унынье,

Но был доставлен к нам чуть свет,

И не скучает, вовсе нет,

В песочнице отныне.

-Ребята игрушки хотят поиграть с вами в песочные прятки. Выберите понравившиеся игрушки. Вы закроете глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», вы должны их найти в песке. Вы можете раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

-Пока вы будете искать игрушки, я буду загадывать вам загадки.

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть.

(песок)

Петя замок строит ловко,

Катя торт печёт ведёрком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал

(песок)

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? -.

(песок)

Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то - речной.

Отгадайте, кто такой!

(песок)

Мелкие зёрна огромной горы.

Вниз не текут, как вода или сок.

Тоненькой струйкой с горы до поры

Сыпется с тихим журчаньем

(песок) .

-Какие вы молодцы, вы нашли все спрятанные игрушки.

-А вы знаете, что в нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Воспитатель делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» - педагог льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» - другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок) .

-Ребята, а теперь, давайте построим все вместе большой замок из песка.

Приложение 6

Конспект прогулки для детей 3-4 лет «Чудо-песок»

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать представления детей о свойствах песка:сухой сыплется, влажный-можно делать куличики из формочек.

2. Учить детей пользоваться лейкой.

3. Учить детей выполнять движения согласно словам игры.

Развивающие:

4. Расширять кругозор детей.

5. Развивать двигательную активность детей.

Воспитательные:

6. Воспитывать интерес и желание участвовать в совместных играх и мероприятиях.

Содержание:

1. Вводная часть.

2. Наблюдение за состоянием песка опытным путем.

3. Практическая часть.

4. Труд детей.

5. Малоподвижная игра «Ладушки-оладушки».

6. Итог.

7. Свободная деятельность детей.

Оборудование:

Демонстрационное:сухой песок в ёмкостях, сито, воронка, пластмассовые прозрачные бутылочки, совок, лейка.

Раздаточный материал:совки, формочки, лейки.

Ход прогулки.

1. Вводная часть.

Дети сидят на стульях и колясках вокруг стола.

Воспитатель обращает внимание детей на гостей. Здороваются с гостями.

-Гости пришли посмотреть, как вы умеете играть и заниматься на прогулке.

2. Наблюдение за состоянием песка опытным путем.

-Сейчас идет время года лето.

-Сегодня у нас 20 июня.

Воспитатель отмечает, что лето красное, лето жаркое гостит у нас.

-Лето, лето к нам пришло!

-Стало жарко и тепло.

(В. Берестов)

Воспитатель выставляет на стол весь демонстрационный материал.

-Сегодня мы с вами будем играть с песком.

-Посмотрите, какие у меня красивые предметы:сито, воронка, пластмассовые бутылочки.

-Давайте насыплем в бутылочки песок.

-Его нужно сыпать аккуратно, через воронку.

-В совок набираем немного песка и высыпаем в воронку.

Показать детям, что без воронки песок не насыпается в бутылку.

-Видите, без воронки плохо насыпать песок в бутылку.

-Песок сухой, сыплется тонкой струйкой.

-Сейчас мы будем насыпать песок в сито.

-Не получается?

-Почему?

-Просыпается песок!

-Через сито можно только просеивать песок.

-Песок сухой, сыпучий!

Все манипуляции с песком воспитатель проводит совместно с детьми.

-А теперь посмотрите, я налью немного воды на песок помешаю его совком.

-Песок стал влажный.

-Видите, даже по цвету он различный. Сразу видно, где влажный песок.

-Попробуем насыпать его в бутылочку.

-Почему не сыплется?

-Он не сыпучий, не сухой, он влажный.

-А через сито его можно просыпать?

-Нет.

-Почему?

-Он не сыпучий, не сухой.

-Он влажный.

-А как мы узнаем, влажный или сухой песок?

-Из влажного песка можно делать куличики.

3. Практическая часть.

Воспитатель показывает детям, как делать куличики. Воспитатель совком накладывает в формочку влажный песок, утрамбовывает, переворачивает и получается куличик.

Воспитатель выполняет всё это с детьми.

-Вот какие красивые у нас получились куличики.

4. Труд детей.

Воспитатель достает леечки с водой.

-Вода помогла нам увлажнить песок.

-Воду любят пить цветы.

-Когда их поливают водой они хорошо растут и цветут.

-Покажем ручками как растут цветы.

-Наши алые цветы распустили лепестки.

-Ветерок чуть дышит лепестки колышит.

-Наши алые цветки закрывают лепестки.

-Головой качают тихо засыпают.

Выполнение:руки вверх, пальцы растопырили, качаем кистями рук туда-сюда пальцы соединили, руки вниз, качаем кистями рук.

Воспитатель подходит к 3-4 детям и держа вместе с ребенком лейку с водой поливают цветы на площадке.

По завершению трудовой деятельности воспитатель даёт детям положительную оценку.

-Молодцы. Теперь цветы будут пышно расти и цвести.

Стол убирается.

5. Малоподвижная игра «Ладушки-оладушки».

-Сейчас мы поиграем в игру «Ладушки- оладушки».

-Ладушки-оладушки

-Пекла наша бабушка

-Маслом поливала,

-Детушкам давала.

Дети хлопают в ладоши.

-Раз, два-Ване,

-Раз, два-Мише и другие дети.

Воспитатель хлопает то по одной, то по другой ладошке каждого ребёнка.

-Всем по два! Всем по два!

Хлопает по обеим ладошкам каждого ребёнка.

-Хороши оладушки у нашей бабушки! Все хлопают в ладоши.

6. Подведение итога.

-Молодцы ребята. Хорошо занимались, трудились, играли.

-Сейчас мы с вами займёмся играми по вашему желанию, по вашим интересам.

7. Свободная деятельность детей.

Приложение 7


Стихи о песке


В. Берестов «Посреди двора - гора»

Посреди двора - гора

На горе идёт игра.

Прибегайте на часок,

Залезайте на песок:

Чистый, жёлтый и сырой

Хочешь - рой, А хочешь - строй,

Хочешь - куклам испеки

Золотые пирожки.

Приходите к нам, ребята

Не забудьте взять лопаты

Экскаваторы, совки,

Вёдра и грузовики.

Н. Хилтон «Я полил песок водой»

Я полил песок водой

И сложил его горой

Миша взял мою лопатку

Разровнял на горке грядку

Вышел сказочный дворец-

Ай да Миша молодец!

И. Финк «Песочница»

Песочница, песочница!

А в ней песок, песок.

Песочница, песочница!

Идем играть, дружок.

Песочница, песочница!

В руках у нас совок.

Песочница, песочница!

Мы черпаем песок.

А. Сметанин «Мы на пляже»

Мы на пляже вместе с мамой

Возвели песчаный замок:

Стены, лестницы, бойницы,

Башня круто в высь стремится.

А. Полетаева «Нам привезли песок на сад»

Нам привезли песок на сад,

Я этому - безумно рад!

С ним буду целый день играть,

Лепить куличек, загорать!

Наделаю в песке ходы,

Потом налью туда воды.

Построю для машин гараж

И новый домик, и шалаш!

Песочных куличей - не ем,

Да что ж я, маленький совсем?!

С. Кашлев «Мы в песочнице играем»

Мы в песочнице играем,

Строим домик из песка,

Увлеклись, не замечаем,

Что носки полны песка.

Принесли воды в ведёрке,

Чтобы не сломался дом,

Красовался на пригорке,

Мы его водой польём.

К.Балдина «Замок строим из песка»

Замок строим из песка,

Будет башня высока.

И ворота будут тоже,

Ну а жить там будет... ежик!



Приложение 8


Фотоархив

Познавательно-исследовательский проект Песочная фантазия

Познавательно-исследовательский проект Песочная фантазия



Познавательно-исследовательский проект Песочная фантазия


Познавательно-исследовательский проект Песочная фантазия


© 2010-2022