Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Нетрадиционное спортивное оборудование

и пособия в работе с детьми 4-5 лет»

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет - период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у ребенка активно проявляются:

  • Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

  • Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

  • Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

  • Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

  • Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг Другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

  • Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Детям исполнилось четыре года. Возросли их физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В средней группе, как и в младшей, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей.

Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

Для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей огромную роль играет физическое развитие. В играх для детей средней группы увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья, подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости и выдержке.

В 5 лет детей уже интересует результат произведенных действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т.д. В то же время они по-прежнему любят сюжетные игры «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки» и другие, с удовольствием выполняя те или иные роли (гуси стараются убежать от волка, пчелы прогнать медведя, кошка поймать мышку и т.д.).
В процессе игры внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья, поэтому игры даются с постепенным усложнением движения. Воспитатель использует подвижные игры и для воспитания доброжелательности, взаимопомощи и других моральных качеств.

Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений.

Педагогам известно, что основная нагрузка в плане физического развития детей ложится на непосредственно образовательную деятельность. Что же нужно сделать, чтобы физкультура стала более интересной, увлекательной и эффективной для маленьких детей. Ведь порой одного профессионализма, эмоциональности педагога недостаточно для побуждения интереса у дошкольников к физической культуре. Л.Н. Толстой подчеркивал, что ребенок занимается охотно тогда, когда ему это интересно.

С.Я.Файнштейн утверждал, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Это и побудило нас к поиску и внедрению нового нестандартного оборудования для использования его на физкультуре, с целью повышения интереса к занятиям по физическому развитию, для укрепления здоровья детей и развития у них двигательного творчества.
Новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул акти­визации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное, вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению.

Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам.
На смену исчезающим бытовым любимцам мы выбрали современные предметы, которые привлекли нас не­обычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые буты­лочки, баночки из-под йогуртов, а так­же всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т д. Бесполезные на первый взгляд предме­ты превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Дети узнали, что цветными карандашами можно не только рисовать: они легко превращаются в массажёр для пальцев рук и ног, так же как и камешки, пуговицы, шишки, счеты.







«Поймай бабочку»

ССтатья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»вязаны из ниток внутри поролон, крепятся на середину палочки с веревочкой.

Цели:

- развивать мелкую мускулатуру пальцев рук (главным образом щепоти детской руки),

- вызывать положительные эмоции у детей в процессе игры.

Правила игры:

Данный тренажер можно использовать, как материал для групповых игр соревновательного характера, так и для индивидуальной игры.

По количеству тренажеров приглашаются дети. По команде ребенок накручивает шнурочек до «домика» (фломастер). Кто быстрее накрутит шнурок на веревочку и спасет своего друга, тот одерживает победу.

«Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»Поймай жучка»

Сделаны из меховой ткани, крепятся к палочке на веревочке.

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять в прыжках вверх.

Воспитатель держит палочку с «жучком» на уровне 10-15 см. выше поднятой руки ребенка.

Правила игры:

Дети подпрыгивают вверх и касаются рукой «жучка».



«Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»Попади в цель»

Круг сделан из футляров от киндер-сюрпризов, мешочки с песком из разноцветной моющейся ткани с наклеенными эмблемами.

Цель: развивать точность движений, глазомер.


«Пружинка»

Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»Для того, чтобы изготовить «пружинку» вам понадобиться: шнуровая резинка, контейнер от шоколадного яйца с сюрпризом, ручки от бутылок из под питьевой воды или лимонада (можно воспользоваться ручками от старой мочалки) и шило. Длина тренажёра зависит от возраста детей. Тренажёр должен растягиваться на вытянутые в стороны руки ребёнка.

Примерные упражнения:

1. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, держим тренажёр обеими руками, согнутыми в локтях на уровне груди, на 1 - развести руки в стороны (растянуть тренажёр, на 2 - в исходное положение.

2. Исходное положение: лежа на полу, тренажёр держим в правой руке над головой, правую ногу продеть в ручку с другой стороны тренажёра. На 1 - опустить ногу вниз (растянуть тренажёр, на 2 - в исходное положение.

3Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, правую руку поднять вверх и дотянуться до лопатки, левую руку убрать за спину (в руках тренажёр). На 1 - растянуть тренажёр, на 2 - исходное положение.

«Дорожка здоровья»
Изготавливаются из тканевой поверхности (желательно из прочной ткани, например, старые джинсы).

Цель: в различных вариантах используется для профилактики плоскостопия у детей на НОД, в самостоятельной деятельности детей в режимных моментах.

Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»

«Рыбки»

Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»Дидактические пособия сделаны своими руками из пластиковых бутылок и крышек от них.

ЦСтатья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»ель: развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания, воображения, глазомера и закрепление представления о цветовой гамме и её оттенках у детей дошкольного возраста. В процессе игры совершенствуется координация движений, гибкость кистей рук, пространственное ориентирование, формируются понятия «справа», «слева», "между", продолжается обучение метания в цель и упражнение в счёте. Согласно принципу интеграции образовательных областей, могут быть использованы при реализации образовательных областей, таких как: «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание».

«Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»Ловишки»

Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце.
Цель: забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость, развитие координации. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.


Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»






«Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»Веселые закрутки»

Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»Из крышек от пластиковых бутылок можно сделать замечательные тренажеры для маленьких пальчиков. Для изготовления такого тренажера можно использовать и верхние части ненужных бутылок (горлышки). Проще всего взять плоскую картонную коробку. В крышке коробки сделать несколько отверстий, в которые будут вставлены горлышки таким образом, что сама резьба будет находиться сверху коробки. Место среза должно оказаться внутри коробки, под крышкой. При помощи скотча скрепите коробку вместе с крышкой. Ваши закрутки готовы. Ребёнок может закручивать и раскручивать крышки, на сколько хватит терпения.

«Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»Мягкие пеньки»

Изготавливаются цилиндры из прочной ткани и набиваются ватой, паралоном и другим подобным материалом.

Цель: развивают координацию, используются для перешагивания, бега с препятствиями.

«Дорожка - следы»

Изготавливается из клеёнки или плотной однотонной ткани. Следы в 1,5-2 раза больше размера детской стопы.

Цель: Используется для упражнений в ходьбе на равновесие и координацию движений.

«Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»Вожжи»

Из прочного материала шьётся прямоугольник равный размеру детской грудной клетки. К нему пришиваются две верёвки (одна сверху, другая снизу).

Цель: формировать у детей умение работать в паре, координировать движения сообща.

Использовать пособие на прогулке, удовлетворяя потребность детей в движении.

«Лошадки»

Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»Из фанеры, хорошо обработанной по краям сделать мордочку лошадки. Прикрепить её к палке, и вот, лошадка готова.

Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, бег. Использовать пособие можно как в группе, так и на улице, в подвижных играх, в сюжетно-ролевых играх, в театрализованной деятельности.

В результате использования нетрадиционного оборудования у детей повышается интерес к двигательной активности, стимулирует их к самостоятельной двигательной деятельности, что способствует полноценному физическому развитию.

Статья «Нетрадиционное спортивное оборудование и пособия в работе с детьми 4-5 лет»

11

© 2010-2022