- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Развитие тактильно-кинестетических ощущений у детей дошкольного возраста
Развитие тактильно-кинестетических ощущений у детей дошкольного возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Простак Т.М. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие тактильно-кинестетических ощущений
Развитие тактильно-кинестетических ощущений проводится на узнавании свойств предмета: мягкий - твердый; веса: тяжелый - легкий; термических свойств: холодный - теплый.
Если речевые возможности ребенка ограничены, то воспитатель называет признаки предмета сам и эти понятия должны войти в словарь ребенка.
Понятие о мягкости - твердости предмета можно дать на таком материале:
- мягкий пластилин, мягкая шапочка…
- твердый орех, твердый сахар…
- тяжелый молоток, тяжелый стол…
- легкий кубик, легкий шарик…
Понятие о тепловых ощущениях дается на таких сравнениях:
- холодная вода, холодный лед;
- холодный снег, холодный день;
- теплая батарея, теплая вода и т.д.
Понятия мягкий - твердый, тяжелый - легкий, холодный - горячий даются по следующему плану:
-
Воспитатель дает пощупать вату и говорит: «Вата мягкая». Потом дает пощупать кусок дерева и говорит: «Дерево твердое».
-
Воспитатель кладет на стол пластилин, орех, шапочку, кусок дерева, вату и просит дать ему все мягкое. Ребенок подает требуемые предметы и кладет в одну сторону. Затем логопед просит ребенка подать ему все твердое. Ребенок берет сахар, орех, кусок дерева и кладет в другую сторону.
● Второй блок включает выработку обобщенного тактильного образа предмета:
а) выкладывание мелкими предметами (фасоль, горох, рис и т.п.) или спичками,
палочками различных узоров по пластилину, нанесенному на фанеру, или по
бумаге, покрытой клеем;
б) мозаика из пластилина, выкладывание заданного рисунка шариками или
колбасками на фанеру или картон;
в) обклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы для
цветов, чайника, самовара и т.п.;
г) лепка геометрических фигур, цифр, букв, игрушек и предметов.
Упражнения на осязание
Упражнения с различными по характеру мелкими предметами и специально сделанными карточками открывают ребенку целый мир новых ощущений и образов. Они обогащают осязательный опыт, позволяют лучше «ощущать все в себе и вокруг себя».
Первый этап занятий направлен на общение с предметами и карточками. Игры с разными условиями, разными мотивами деятельности почти не меняют цели этого этапа: привлечения внимания и интереса ребенка к длительному осязанию разных поверхностей: мягких, острых, упругих, твердых, пушистых и т.д. Чем дольше ребенок трогает их, тем больше обостряется чувствительность кончиков его пальцев. Этим данный этап работы отличается от книги И.Ю. Матюгина «Тактильная память», где игра с карточками способствует развитию образной памяти. В книге нам пришлась по душе идея использования карточек. Ранее мы пользовались в работе лишь мелкими предметами, спрятанными в красивый мешочек.
Упражнения с мелкими предметами
Чуткие движения пальчиков внутри мешочка, нахождение в нем разных маленьких предметов роднит эту деятельность с тонким поиском звука:
-
Изучение пальчиками внутреннего содержания мешочка (желательно, чтобы мешочек был красивый и походил на волшебный).
-
Внимание предметов по одному с предварительным описанием того, что чувствуешь под пальчиками, что это может быть, какое - мягкое или шершавое, острое или гладкое, упругое или твердое и т.д.
-
Поиски конкретного предмета по заданию учителя или ученика.
Возможный набор предметов: бусинки маленькие и большие, гладкие и ребристые; шарики деревянные, металлические и резиновые; кусочки разных тряпочек, меха, если есть, то пушок; можно использовать мелкие фигурки, игрушки.
Мешочек не должен быть большим (примерно 15х20). После того, как ребенок познакомился с предметами из «волшебного мешочка», он может сам сделать нечто подобное дома.
Упражнение № 1
Перед упражнением воспитатель показывает карточки ребенку и он выполняет упражнения закрыв глаза. После последнего раскладывания карточек в этом упражнении, ребенок может открыть глаза и посмотреть, что же было у него под руками.
Для работы ребенок получает 5-10 карточек в зависимости от возраста. Чем меньше карточек, тем более контрастны они должны быть.
Задание
Нужно выложить карточки в ряд и запомнить, в каком порядке они лежат. (Пока ребенок запоминает, педагог быстро составляет точно такой же ряд из второго комплекта карточек, отходит от ребенка и ждет, когда он сам скажет: «Я запомнил»).
Как только карточки запомнились, их нужно перемешать и снова выложить по памяти в том же порядке.
Вот сейчас глаза можно открыть, посмотреть карточки и сравнить их с тем рядом, который был выложен педагогом.
Упражнение № 2
Это упражнение лучше выполнять также закрыв глаза. В левую сторону откладывается самая неприятная по ощущению карточка, а в правую - самая приятная. Карточки выкладываются по этому принципу таким образом, что в середине оказывается самая нейтральная по ощущению.
После этого ребенок трогает поочередно в спокойном темпе все карточки, начиная с левой стороны, т.е. с неприятной, заканчивая приятной по ощущению карточкой.
Будет хорошо, если он сможет рассказать о том, что происходило с настроением.
Упражнение № 3
Ребенок определяет сначала сам для себя, что напоминает ему каждая карточка. Может быть она на что-то похожа? Или напоминает о каком-то событии и настроении? Ребенок рассказывает об этом педагогу и придумывает историю.
И еще о некоторых возможностях использования карточек для непосредственного контакта. Карточку со спичками можно использовать для развития точной направленности движения пальцев, нужно поочередно переступать пальчиками по спичкам с закрытыми глазами.
Для воспитания большей цепкости можно использовать карточку с бусинками. По просьбе воспитателя ребенок, закрыв глаза, находит ряд из четырех бусинок 2, 3, 4, 5 пальцами и нижний ряд из пяти бусинок 1, 2, 3, 4, 5 пальцами. Можно это сделать всеми пальцами одновременно, поочередно, вразбивку. Желательно это упражнение выполнять после пальчиковой игры «Братья» (игра на зацепление).
Игры для усвоения понятия «горячо», «тепло», «холодно»
● Находясь с ребенком на природе, найдите три камешка, дающих представление
о разных температурах: холодный - лежавший в воде, теплый - в тени и горячий
- на солнце. Поочередно кладите камешки в руку ребенка и говорите, какие они.
Спросите ребенка, какие ощущения у него возникают, а потом предложите ему,
закрыв глаза, определить, какой камешек вы положили ему в ладошку.
● Наполните миску для салата кубиками льда и разрешите ребенку немного
поиграть с ними. Затем предложите ему согреть руки, подставив под струю
теплой воды. Таким образом, ребенок может испытать различные температурные
ощущения.
Соотнесение предметов по весу
«Тяжелый» - «легкий», а также «легче» - «тяжелее» - за этими понятиями стоят наши барические представления (то есть представления о соотнесении предметов по весу).
● Для того чтобы ребенок понял, какие предметы легкие, а какие тяжелые,
покажите ему простой опыт. На одну руку положите перышко, а на другую -
камень. Дунув перышко, покажите, что перышко летает, оно легкое. Попросите
ребенка подуть на камешек. Камешек не летает, он тяжелый. Выделите слова
«легкий» и «тяжелый» голосом, для того чтобы ребенок обратил на них
внимание. Знакомя ребенка с любым понятием, не забывайте утрированно
выделять это слово голосом, заостряя внимание ребенка.
● Отправляясь с ребенком на прогулку, ищите вместе с ним тяжелые и легкие
предметы. Легкими могут оказаться листики, перышки, тычинки одуванчика, а
тяжелыми - камни, дощечки, кусочки металла.
Игры на сортировку
● Поставьте перед ребенком три коробки: две пустые и одну, в которой лежат
различные предметы (кусочки ваты, перышки, камешки, листочки папиросной
бумаги, каштаны, кусочки металла).
Попросите ребенка положить в одну коробку все тяжелые предметы, а во вторую
- все легкие.
● В пустые коробочки из-под фотопленки насыпьте крупу, камешки,
металлические и стеклянные шарики. Предложите ребенку отыскать самую
тяжелую коробочку, самую легкую коробочку или же (если сделать пару
одинаковых по весу коробочек) найти коробочки, одинаковые по весу.