Региональная программа Маленький патриот

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 11 с. Спицевка



Региональная программа

«Маленький патриот».

Старшая группа.



Подготовил воспитатель: Дмухайлова. Н.А.

с. Спицевка, 2013г.



Пояснительная записка.

Современные тенденции развития системы дошкольного образования выражены в реализации принципов гуманистической педагогики развития, педагогики сотрудничества, в признании приоритетности личностно-ориентированного стиля педагогического общения, предоставление ребенку самостоятельности, инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре, обеспечивающих развитие собственной активной позиции у ребенка и позволяющих наиболее полно реализовать себя.

Дошкольное детство - период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское сообщество как первый институт социализации ребенка.

В связи с важностью эмоционального фактора для процесса социального развития ребенка особое внимание необходимо обращать на индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях, эмоциональных переживаниях (уровень чувствительности), эмоциональной экспрессии (степень выраженности) и эмоциональном поведении (способ реагирования). От того, как проявляется эта триада, зависит успешность социализации, формирование личностных черт и интеллектуальное развитие ребенка. Чувственное переживание эмоции одновременно мотивирует человека на определенные действия: положительные эмоции способствуют конструктивному взаимодействию.

Региональная программа образования детей дошкольного возраста характеризуется тем, что:

- разносторонне развивает детей от трех до семи лет с учетом психофизиологических закономерностей их развития;

- учитывает эмоционально-чувственную сферу, способности ребенка понимать эмоциональные состояния свои и других людей, выражать эмоции и чувства вербально и невербально (в движении, мимикой, голосом), на формирование групповой сплоченности и эмоциональной открытости;

- способствует развитию социально-коммуникативных умений, способности сопереживать другому человеку, овладевать социально приемлемыми способами самовыражения в ситуациях общения, расширения представлений ребенка о себе и своих возможностях, способствует формированию социально-уверенного поведения;

- имеет базисную основу, направлена на поддержку основных линий развития ребенка, отвечающих своеобразию возраста, учитывающих сензитивность разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании. Образовательная деятельность строится на развитии воображения и элементов творчества (творческого отношения к действительности); исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления); речи и речевого общения; произвольности, регуляции поведения и др.), призвана обеспечивать проектируемый уровень общего психофизического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства и на стадии его завершения;

- задает базисное содержание образовательного процесса в дошкольных учреждениях с учетом региональной специфики (географических условий, экологии, национальных и культурных традиций), предусматривает вариативность его реализации, способствует развитию инициативы и творчества педагогов дошкольных образовательных учреждений;

- включает содержание образования, соответствующее психолого-педагогическое обоснование потенциала психофизического развития детей дошкольного возраста, которое может служить условием для выравнивания их стартовых возможностей при поступлении в школу;

- носит преемственный, перспективный характер с примерными программами начальной ступени общего образования, определяя связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образовательного процесса), обеспечивающей развитие ребенка;

- является ориентиром для разработки образовательных программ дошкольного учреждения, составления авторских рабочих программ педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Познавательно-речевое развитие ребенка дошкольного возраста

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем, носит преимущественно эмоционально-образный характер, основывается на том, что каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Происходит развитие ребенка как субъекта познания, совершенствуется и обогащается речь, формируется речевая культура, становясь необходимым условием познания.

Особенности развития познавательно-речевой сферы ребенка:

опора на природную детскую любознательность;

поощрение познавательной инициативы ребенка: детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений;

опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка;

организация развивающей образовательной среды, стимулирующей познавательную, речевую, коммуникационную активность ребенка;

предоставление информации из разных областей культуры (речевой, математики, конструирования, естественных наук, экологии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.

Цель: Развитие у ребенка как субъекта познания любознательности, инициативности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиску ответов на возникающие у него вопросы в решении проблемных ситуаций.

Задачи:

Развитие общих представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях на основе освоения ближайшего природного и социокультурного пространства.

Формирование речевой и знаковой культуры, в том числе национальной, как средства эффективного взаимодействия и необходимого условия познания окружающего мира.

Развитие диалогической речи ребенка;

Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы и стимулирование возникновения потребности в самостоятельном овладении чтением и письмом.

Формирование у детей стремления к освоению нового (информации, игр, способов действия с современными техническими системами).

Характеристика возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте ребенок постигает не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения, и преобразования, их внутренние характеристики.

Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребенка в постижении мира. Ребенок начинает осваивать новый способ познания - восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.

В старшем дошкольном возрасте начинает закладываться чувство ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.

Ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции другого человека и понимать мотивы его действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.

Зарождается оценка и самооценка.

Ребенок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональной (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.

Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.

К 7 года формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, станет основой усвоения различных предметов в школе.

Содержание дошкольного образования

Сфера речевого развития

Речь как способ организации познавательной активности и общения с разными людьми. Особенности письменной и устной речи. Особенности устной речи различных этносов, населяющих Свердловскую область. Современная и древняя культура Ставрополя и Ставропольского края: этнические языки, естественные науки, искусство, общественная жизнь региона, экология и так далее. Особенности устной речи тех этносов, с которыми осуществляется общение. Взаимосвязь культуры Ставропольского края и Северного Кавказа с культурой страны и мира. Нормы, регулирующие выражение чувств и мыслей в обыденной речи. Особенности нравственных, трудовых, эстетических норм в семье, в детском саду.

Месяц.

Тема.

Сентябрь.

Легенды о Ставропольском крае.

Чтение легенды «озеро Тамбукан - подарок Хатипары».

Октябрь.

Знакомство с творчеством Г. П. Пухальской.

«Бабушкины сказки» -чтение.

Ноябрь.

Знакомьтесь - поэт И. В. Кашпуров.

Заучивание стихотворения по выбору детей.

Декабрь.

Знакомство с культурой казаков.

Чтение сказки «Казак и судьбина».

Январь.

Рассказывание казачей сказки «Виноградная лоза».

Февраль.

Детские писатели Ставрополья.

Заучивание стихотворения «Надо слонику помочь» ( Шубная Л. Ф.)

Март.

Знакомство с творчеством С. П. Бойко.

Чтение сказок.

Апрель.

Знакомство с творчеством А. Е. Екимцева.

Заучивание стихотворения.

Май.

Знакомство с творчеством П. М. Гречишкина. Составление описательного рассказа по картине «Цветущая степь».

Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры

Растительный и животный мир. Многообразие. Взаимодействие растений и животных. Домашние животные. Окультуренная природа, декоративные растения. Экосистемы. Дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения). Связь живых и неживых объектов природы. Различия живого и неживого.

Времена года. Ритмичность, цикличность времен года, частей суток, дней недели, месяцев года.

Нарушение связей в природе - причина экологических проблем, гибели природного явления, объекта.

Правила безопасной организации познавательной деятельности.

Месяц.

Тема.

Ознакомление с окружающим.

Экология.

Сентябрь.

Моё родное село. История возникновения Спицевки.

Птицы нашего края.

Октябрь.

История образования Грачевского района.

Золотая осень Ставрополья (беседы, экскурсии в парк).

Ноябрь.

Ставрополье - край родной.

Животные нашего края.

Декабрь.

Геральдика Ставропольского края.

Красная книга Ставрополья.

Январь.

Крупные города нашего края.

Удивительное рядом ( чудеса природы).

Февраль.

Народы населяющие наш край.

Растительный мир Ставрополья.

Март.

Кто такие казаки?

Лекарственные растения.

Апрель.

История и культура жизни казаков.

Водоемы края.

Май.

Герои - Ставропольцы.

Охрана окружающей среды.

Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее.

При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым. Дети способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, показывая взаимосвязи.

Месяц.

Тема.

Сентябрь.

Мой дом.

Октябрь.

Осенний дождь стучит по крышам.

Ноябрь.

Мое любимое животное.

Декабрь.

Рисуем герб своей семьи.

Январь.

Что тебе больше всего понравилось на новогоднем празднике.

Февраль.

Рисованье по легендам Ставрополья.

Март.

Первые весенние цветы.

Апрель.

«бабочка - калужница, на цветок опуститься».

Май.

Рисование по картинам П. М. Гречишкина. «Мой любимый пейзаж».



Мониторинг качества знаний, умений и навыков детей.

Ф. И. ребенка.

Знать поэтов и писателей родного края.

Иметь представление о фольклоре народов края.

Иметь представление о истории края, села.

Знать достопримечательности своего села, края.

Иметь представления о животных и растениях.

Имеет представление о Красной книге, об охране приоды.

Передавать в рисунке красоту родной прироы.



Список литературы по региональному компоненту.

  1. Гниловский В.Г. Занимательное краеведение. Ставропольское книжное издательство. 1974.-350с.

  2. Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. 2010.-390с.сб-к1.

  3. Литвинова Р.М. Казаки на Ставрполье. С. 2009.-220с.

  4. Литвинова Р.М., Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. 2010.-250с.



© 2010-2022