Куклотерапия: этюды и лечебные сказки

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«КУКЛОТЕРАПИЯ: ЭТЮДЫ И

ЛЕЧЕБНЫЕ СКАЗКИ»

Кукла - одна из самых древних игрушек. Её роль в жизни малыша совершенно особая: это и безотказный партнер по играм, и воплощение идеального друга, который всё понимает и не помнит зла. А ещё - это уникальная « актриса », которая с лёгкостью вживается абсолютно в любой образ, необходимый по сюжету.

Кукла может «вести себя» дружелюбно или вредничать, радоваться и огорчаться, быть сообразительной и бестолковой. Отношение к этой игрушке у ребёнка очень эмоциональное. Он жалеет упавшую «ляльку», принимает близко к сердцу, когда её «обижают» другие дети, доверяют ей тайны, разыгрывает с её участием волнующие его ситуации.

Именно эти свойства любимой детской игрушки и были взяты на вооружение психологами и психотерапевтами. Так возникла куклотерапия - один из эффективных современных методов психотерапии.

Что же за терапия с помощью кукол? Выглядит это так: педагог-психолог, держа в руках куклу, разговаривает от её имени с ребёнком - знакомится с ним, вовлекает в беседу, невзначай расспрашивает о проблемах. Немного похоже на кукольный театр, только без ширмы, да и общение в этом случае двустороннее.

Ребёнок очень быстро абстрагируется от присутствия взрослого и начинает вести диалог исключительно с куклой. Симпатичной игрушке он охотнее, чем взрослому, отвечает на вопросы, делится с нею своими переживаниями, с готовностью включается в эту игру. Кукла становится посредником между психологом и его маленьким клиентом, позволяет ребёнку вести беседу без оглядки на авторитеты.

Предложите ребёнку выбрать себе куклу, и пусть он говорит от её имени. В уста игрушки малышу проще вложить собственные эмоции, обиды, страхи и мечты.

Да и то, на каком именно персонаже из предложенных он остановится, о многом расскажет психологу. Например, если ребенок взял зайку, это может говорить о страхах, а если волка - об агрессивных наклонностях. Обращение ребенка с куклами также полно скрытых смыслов. Например, жестокость по отношению к «ляльке», попытка причинить ей вред может выдать ревность к братику или сестренке.

В куклотерапии используются как обычные куклы, так и театральные - надеваемые на руку, марионетки. Существует и специальный психотерапевтический «реквизит». Например, набор из шести человечков, отличающихся друг от друга лишь выражением лиц. На одном лице застыл гнев, на другом - радость, на третьем - грусть, на четвертом - спокойствие, на пятом - страх, на шестом - удивление.

Психолог предлагает ребёнку брать в руки поочередно каждую из этих кукол и произносить с подобающей интонацией одну и ту же фразу. Например, «Привет!» или «Сколько времени?». Такие куклы помогают ребенку развить эмоциональную сферу, научиться, точнее выражать свои переживания и лучше понимать чужие.

Индивидуальные сеансы куклотерапии могут сочетаться с целыми театральными постановками. За основу берётся или готовый сюжет подходящего содержания, или сценарий, специально написанный для решения тех проблем, которые появились у ребёнка.

Философская сказка с хорошим концом добавит ребёнку уверенности в себе, избавит его от тревоги, поможет взглянуть на мир позитивнее. Роли, сыгранные с использованием куклы, позволят примерить на себя разные модели поведения, выплеснуть эмоции, избавиться от негативных переживаний, развить важные душевные качества, понять какие-то серьёзные вещи.

И всё это в очень доступной форме и в самой естественной для ребёнка деятельности - в игре.

Куклотерапия может помочь детишкам с разными трудностями в поведении - и робким, и агрессивным, и неуравновешенным, и тем, кто любой ценой стремится быть в центре внимания. Этот метод позволяет детям решить проблемы в общении, развивает внимание и интеллект, устраняет последствия психологических травм, а также помогает ребёнку найти внутренние резервы в борьбе с физическими заболеваниями. Недаром психологи активно используют кукол в работе с маленькими пациентами больниц для улучшения их эмоционального состояния.

Ещё одно направление куклотерапии - это самостоятельное изготовление ребёнком куклы. О том, что процесс творчества благотворно влияет на душевное здоровье, замечено давно. Этот принцип лежит в основе такого популярного метода, как арт-терапия. А одна из разновидностей целебного творчества - возможность почувствовать себя кукольных дел мастером. Создание куклы - это своего рода медитация, приводящая в порядок мысли и эмоции. Столь кропотливый процесс разовьет у малыша мелкую моторику, внимание и воображение. Дальнейшая работа с такой игрушкой более эффективна, чем с готовой куклой. Психотерапевты, практикующие этот метод, заметили: кукла невольно приобретает черты своего хозяина. Потому идентификация маленького человека со своей самодельной игрушкой будет полнее и глубже. Такая кукла наделяется теми же чувствами, которые присущи ребёнку, она становится для него «родной».

Такую куклотерапию можно использовать дома. Обычная игра в куклы и в плюшевых зверей с собственными детьми поможет родителям узнать о нём больше, чем разговор с глазу на глаз.

Понаблюдайте, какие роли чаще берут на себя дети, и какие сюжеты они предпочитают разыгрывать. Поставьте вместе с ними небольшой спектакль, попутно обсуждая и анализируя чувства и поступки героев.

Основная идея куклотерапии - это отражение актуальности жизненной позиции, потребности, «зону ближайшего развития» ребёнка. Иными словами, основная идея расскажет нам о том, что является для ребёнка наиболее значимым в данный момент. Над чем он сознательно или бессознательно работает, к чему стремится.

Основная идея может быть представлена на нескольких уровнях:

- ценностном,

- ментальном,

- эмоциональном,

- витальном.

Итак, основная идея куклотерапии - обретение мудрости и покоя. На ценностном уровне это может говорить о стремлени человека приобщиться к важнейшим жизненным ценностям. На ментальном уровне мы можем увидеть склонность человека к построению для себя неких ограничений (два

джина охраняют доступ к знанию и испытывают ищющих). На эмоциональном уровне проявляется тревога из-за опасений не соответствовать высоким требованиям, не справиться с задачей. На витальном уровне можно найти психологическую усталость, которая возникает из-за недостатка гармоничных эмоционально близких взаимоотношений.

Основная идея куклотерапии - жизнь семьи. По - видимому, именно гармонизация взаимоотношений в семье наиболее значима в данный момент. На ценностном уровне доминирующая в данный момент жизненная ценность - семья. На ментальном уровне мы можем увидеть выраженные способности к планированию хозяйства, принцип ролевого распределения внутри семьи. На эмоциональном уровне проявляется сожаление о недоступности именно таких семейных взаимоотношений, недостаток маленьких семейных радостей. На витальном уровне мы можем увидеть стремление к физическому комфорту, привязанность к материальным благам.

В систему куклотерапии входят этюды, лечебные игры и сказки.

Мимические и пантомические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и пр.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

При проигрывании различных этюдов и игр на занятиях куклотерапии преследуются как воспитательные, так и психотерапевтические цели. Участие в одном и том же этюде и в той же роли имеет для разных детей разную роль. Для одних это воспитание чувств, расширение социальной компетентности, развитие творческого воображения, а для других это и отреагирование эмоций, и возможность выпазить себя в безопасной игровой ситуации, и успокоение, и тренинг желательного общения. Так, например, обучение аутичного ребёнка выразительным движениям и умению их «читать», а также попытка воспитания у него потребности в эмоциональном общении - это, безусловно, психотерапевтическая цель.

Иногда ребёнок, у которого необходимо коррегировать то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит сценку, где один из играющих демонстрирует отрицательные черты его характера и поведения, после чего маленький наблюдатель выбирает себе любую роль в том же этюде. Сценка повторяется несколько раз. Таким образом, ребёнок получает сведения о том, как другие справляются с ситуацией, он узнаёт, что в одной и той же ситуации можно повести себя плохо и хорошо. В ход пускается познание отождествления, ребёнок на эмоциональном уровне осознаёт себя, остаётся только во время саморасслабления путём внушения укрепить приобретённые им на занятии знания о себе.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребёнка-дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, изготовления кукол и разыгрывания с их помощью сказочных сюжетов, рисования и т.д. Объединение различных педагогических и психотерапевтических приёмов в единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной куклотерапии. Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться - и пониматься самими детьми - особенности их личности.

Куклотерапия, как известно, соответствует детской системе мироощущения и создаёт благоприятные условия для углубления знаний о своём внешнем и внутреннем Я, способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Ребёнок естественным путём учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи, исследует собственные способности и качества, осознанно и неосознанно проявляет творческие способности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭТЮДОВ И ИГР.

  1. Занятия по куклотерапии проводятся психологом раз в две недели, а игры и этюды, разученные на занятиях, воспитатель может повторять по своему усмотрению.

  2. Психолог и воспитатель являются активными участниками занятий - заряжают детей положительными эмоциями, вызывают желание принять участие в занятиях и играх, задают образцы выполнения действий.

  3. Не следует оценивать детей и добиваться единственно правильного действия или ответа: в этом случае они будут просто повторять то, что от них требуется, и не смогут проявить себя.

  4. В процессе работы допустимо как сокращение количества предлагаемых игр и этюдов, так и внесение дополнительных, что зависит от интересов и индивидуальных особенностей детей.

  5. Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы или проводить отдельные занятия, игры и этюды.

Используемая литература:

1. Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Чудеса на песке» (Практикум. Основная идея куклотерапии); Санкт-Петербург, 2005 г.

2. «Дошкольное воспитание», № 1, 2008 г.


© 2010-2022