- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия по обучению грамоте на тему Полет в космос
Конспект занятия по обучению грамоте на тему Полет в космос
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Черепенникова З.В. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Верх-Уба
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: « Полёт в космос»
Подготовила и провела
воспитатель:Черепенникова Зоя Валерьевна
Апрель, 2015 год
Тема: Путешествие в космос.
Задачи:
образовательные - продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;
развивающие - закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;
воспитательные - создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: космическая карта; ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; мяч; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со слогами; учебник «Азбука»; слова с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; раскраски; цветные карандаши для звукового анализа слова.
Ход занятия:
-
Орг. момент.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д): - Здравствуйте.
-
Эмоциональная настройка.
- Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: - Хорошее, радостное, веселое.
- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
III. Беседа о времени года.
- Ребята, какое время года наступило?
Д: - Наступила весна.
- Весна какая?
Д: - Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
- Какие весенние месяцы вы знаете?
Д: - Март, апрель, май.
- Какой сейчас месяц?
Д: - Сейчас месяц апрель.
-
Постановка учебной задачи.
- Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?
Д: - Вся страна отмечала день Космонавтики.
- Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка - грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …
Д (хором): - Ракета.
- Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
-
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Чу - чу - чу, в космос полететь хочу.
Им - им - им, на ракете полетим.
Ды - ды - ды, долетим мы до звезды.
Ой - ой - ой, затем вернёмся мы домой.
VI. Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»
- Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна - весенний, дождь - дождливый, звезда - звездный, туман - туманный, солнце - солнечный, луна - лунный, ночь - ночной, лето - летний, дерево - деревянный, стекло - стеклянный, бумага - бумажный, золото - золотой, серебро - серебряный, соль - солёный, холод - холодный, лес - лесной, снег - снежный, книга - книжный.
- Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов: В доб - рый путь. (Составление предложения)
- Прочитайте, что у вас получилось.
Д: - В добрый путь!
- Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться. (Звук запуска ракеты)
VII. Деление слов на слоги.
- На нашем пути три планеты - «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете - состоящие из двух слогов, на третьей планете - состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.
Д: - Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь. Эти слова состоят из одного слога
Д: - Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник. Эти слова состоят из двух слогов.
Д: - Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном. Эти слова состоят из трёх слогов.
- Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).
- А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это чёрная…
Д (хором): - Дыра.
VII. Звуковой анализ слов.
- Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова дыра)
- Сколько слогов в слове дыра?
Д: - В слове дыра два слога ды - ра.
- На какой слог падает ударение?
Д: - Ударение падает на второй слог.
- Назовите первую букву в этом слове.
Д: - Первая буква Д.
- Какой звук обозначает эта буква?
Д: - Буква д обозначает звук [ д ].
- Дайте характеристику звуку [ д ].
Д: - Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.
- Назовите вторую букву в слове дыра.
Д: - Вторая буква ы.
- Какой звук обозначает эта буква?
Д: - Буква ы обозначает звук [ ы ].
- Охарактеризуйте этот звук.
Д: - Звук [ ы ] гласный, безударный.
- Какая третья буква в слове дыра?
Д: - Третья буква Р.
- Какой звук обозначает эта буква?
Д: - Буква р обозначает звук [ р ].
- Дайте характеристику этому звуку.
Д: - Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.
- Какая последняя буква в слове?
Д: - Буква а.
- Какой звук обозначает эта буква?
Д: - Звук [ а ].
- Дайте характеристику звуку [ а ].
Д: - Звук [ а ] гласный, ударный.
- Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
VIII. Физкультминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля - (наклоны вперёд)
Расстилается земля .(дети разводят руки в стороны)
- На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект…
Д (хором): - Комета.
IX. Составление схем предложений.
- На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: телес.оп, солн.е, созве.дие, Гага.ин, астро.ом.
Д: - В слове телескоп пропущена буква л, в слове солнце - буква ц, в слове созвездие - буква з, в слове Гагарин - буква р, в слове астроном - буква н.
- Почему слово Гагарин написано с большой буквы?
Д: - Это фамилия.
- Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
Д: - Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет.
- Придумайте предложения с этими словами (дети составляют предложения с прочитанными словами)
- Составьте схему одного предложения (дети составляют схему любого предложения).
- Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром - нет ничего.
Д: - Звёзды.
X. Гимнастика для глаз
- Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам.
- Подберите родственные слова к слову звезда.
Д: - Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.
- Что такое родственные слова?
Д: - Слова родные друг другу, у них общий смысл.
- Как понимаете слово звездопад?
Д: - Явление, когда падают звёзды.
- Какое это слово простое или сложное?
Д: - Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.
- Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).
XI. Игра «Составь слова из слогов».
- Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, НА, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова).
- Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).
- Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.
Д: - АЗБУКА.
- Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:
Д (хором): - Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
XII. Подведение итогов.
- Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?
Д: - Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения и составляли их схемы, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.
- За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам свои фотографии - раскраски. На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.
Д: - До свидания.
Приложение № 1.
Рисунок звезды для проведения гимнастики для глаз.
Дети рисуют звезду глазами по стрелкам, не поворачивая головы.
Приложение № 2.
Раскраска раздаётся каждому ребёнку.