Наследие В. А. Сухомлинского как неисчерпаемый источник формирования компетентного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ревва Светлана Николаевна, воспитатель-методист ДОУ № 1 «Веснянка»

Дмитренко Галина Николаевна,

Педагог- психолог ДОУ № 1 «Веснянка»,

Чулкова Наталья Александровна,

Музыкальный руководитель ДОУ № 1 «Веснянка»

Батрудтинова Неля Ряшитовна,

Воспитатель ДОУ № 1 «Веснянка»


Наследие В.А. Сухомлинского как неисчерпаемый источник формирования компетентного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью.

Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.

В.А. Сухомлинский

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей на современном этапе становится все более актуальной. По данным научных исследований И. Беха 80% детей дошкольного возраста имеют стойкие отклонения психосоматического характера, треть школьников - нервно-психические расстройства, выпускники общеобразовательных школ - 42 % - хронические заболевания, 50 % - нарушения в развития опорно-двигательного аппарата и функций разных систем организма. Такая статистика свидетельствует о стойких негативных тенденциях состояния здоровья общества.

Анализ психолого-педагогической литературы, осмысление результатов научных исследований, данные мониторинга состояния здоровья детей дошкольного учреждения я/с № 1 «Веснянка» за 3 года, побудили педагогический коллектив к более детальному изучению проблемы состояния здоровья дошкольников, поискам рациональных путей её решения.

Были сделаны выводы, что дошкольники имеют достаточный уровень знаний о здоровье, его сохранности и укреплении, но существует целый ряд негативных обстоятельств, которые препятствуют их реальному воплощению: снижение двигательной активности детей, недостаточный уровень сформированности положительной мотивации на здоровый образ жизни внутри семьи, недостаточное внимание вопросам формирования культуры здоровья детей со стороны педагогов.

От здоровья (в полном смысле этого слова) зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Ценностное отношение к здоровью формируется с раннего возраста, поскольку умения и навыки, привитые с детства, всегда оказываются наиболее прочными и активно воздействуют на весь дальнейший процесс становления личности. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Понимая важность сложившейся ситуации, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, коллектив дошкольного учреждения с 2010 года работает над темой «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательный процесс современного дошкольного учреждения».

Нам хочется поделиться своим опытом поиска эффективных подходов к формированию у детей дошкольного возраста понимания здоровья как неопровержимой ценности жизни человека.

Ставя перед собой цель, формирование здоровьесберегающей компетентности детей дошкольного возраста через внедрение модели школы культуры здоровья в образовательно-воспитательный процесс дошкольного учреждения, мы постарались применить целостный подход, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, используя ведущие педагогические и здоровьесберегающие технологии.

Перед нами стала задача дать не только определенный объем знаний в области экологии, валеологии, культурно-гигиенических правил и охраны безопасности жизнедеятельности дошкольника, но и обеспечить полноценное физическое развитие детей, сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, что позволит воспитать жизненно компетентную личность, реализовать природные задатки.

Нами были систематизированы все компоненты здоровья (физическое, психическое, социальное и духовное) в единую модель индивидуального здоровья дошкольника, разработан алгоритм внедрения здоровьесберегающих технологий, определены направления работы, созданы условия для внедрения оздоровительной парадигмы в семейное воспитание.

Формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса является одним из условий сохранения и укрепления здоровья детей. Следует отметить, что аспекты формирования культуры здоровья исследовали М.Амосов, О. Богинич, О. Василькова, В. Войтенко, Н. Денисенко, Т. Ермакова, Г. Никифорова, В. Петленко, В. Поуль, Г. Челах. Ученые и практики преимущественно рассматривают данную проблему с общенаучной или медицинской точки зрения, а так же некоторые аспекты формирования ценности здоровья в сфере образования, однако технология такого процесса остается недостаточно разработанной.

В связи с этим педагогическим коллективом был рассмотрен целый спектр образовательных технологий и передовых педагогических идей, которые направлены на укрепление и сохранение здоровья детей. Каждая из них представляет определенную практическую ценность, однако далеко не во всех из них обнаруживается целостный подход к здоровьесберегающей системе образования.

За основу нашей работы мы выбрали передовые идеи В.А. Сухомлинского. Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и является неисчерпаемым источником формирования полноценной личности ребенка.

Предложенные им формы и методы влияния на детскую личность актуальны и в настоящее время. Рассматривая концепцию воспитания всесторонне и гармонично развитого человека, созданную Василием Александровичем Сухомлинским, обратила внимание на созвучие его идей с современными стандартами Базовой программы развития ребенка дошкольного возраста и проблематикой в отношении укрепления и сохранения здоровья. В работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности», В.А.Сухомлинский освещает теоретические и практические аспекты важности состояния здоровья детей на формирование всесторонне развитой личности.

Путем исследований В.А. Сухомлинский доказал, что обучаемость детей на 85% зависит от их состояния здоровья не только физического, но и психического (интеллектуального и эмоционального), социального и духовного.

В.А. Сухомлинский видел приоритет в формировании нового, здорового поколения. На основании его идей можно выстроить оздоровительную парадигму обобщая все то, без чего не может быть всесторонне развитой личности. Эту закономерность известный украинский педагог выразил так: «Хорошее, крепкое здоровье, ощущение полноты неисчерпаемости физических сил - очень важное условие жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолевать трудности. Слабый, хилый, нездоровый, склонный к болезням ребенок быстро утомляется, тускнеют его глаза, становятся вялыми его движения. Из-за этого, - подчеркивал В. Сухомлинский, - все виды детской деятельности необходимо рассматривать на фоне общего состояния и развития их физических и духовных сил».

Предоставленный материал презентует авторскую модель интеграции наследия В.А. Сухомлинского и оздоровительных технологий. Модель представляет собой следующую технологию: подбор произведений по 3 направления (физическое здоровье, психическое и социально-духовное); обработка содержания (сюжетной основы) и главной мысли каждого произведения; трансформация произведения В.А. Сухомлинского в разные виды оздоровительных технологий; внедрение обновленного материала в образовательно-воспитательный процесс; анализ полученного результата.

Мы думаем, что здоровый ребенок (физически, психически, социально и духовно) не может стать плохим человеком, бездейственным, равнодушным и черствым. "Входя в жизнь ребенка с первыми чувствованиями, восприятиями, понятиями, представлениями, природа становится для него наглядным мерилом ценностей, источником богатств". В этом факте заложены огромные возможности становления гармоничной, гуманной и всесторонне развитой личности ребенка. У В.А. Сухомлинского нет на земле травинки или былинки, которые благоприятно не влияли на ребенка. Только очень умело надо к этому подходить.

Рассмотрим возможности использования наследия В.А. Сухомлинского на конкретном материале.

Сказка В.А. Сухомлинского «Как пчелка находит цветок ландыша»

Направление: физическое и психическое здоровье

Сюжетная основа: пчелка и цветок ландыша

Вид оздоровительной технологии: пальчиковая гимнастика

Содержание сказки

Движения

Вылетела из улика пчелка

Пальцы правой руки сложены «щепоткой» - пчелка. Улик - «подмышка».

Летает пчелка над пасекой.

Круговые движения кистью правой руки. Произносим «бз»

Прислушивается.

Останавливается. Замолкает.

Слышит, где-то далеко-далеко звенят звонкие звоночки.

Левая рука - колокольчик. «Звоним в колокольчик». Маятниковые движения растопыренными пальцами руки. Произносим «дзинь-дзинь-дзинь». (Можно использовать колокольчик)

Полетела пчелка на музыку колокольчиков. Прилетела.

Левая рука продолжает звонить в колокольчик. Правая рука «пчелка» - летит.

Это звонили цветочки ландыша.

Маятниковые движения растопырен-ными пальцами руки. Произносим «дзинь-дзинь-дзинь».

Каждый цветочек - маленький серебряный звоночек.

Левую руку развернуть «чашечкой» вверх. Круговое движение кистью руки.

В середине - золотой молоточек.

Левая рука «цветочек», указательный палец правой руки - «молоточек».

Бьет молоточек в серебряный цветочек - разносится по всему лесу волшебный звон. И на пасеке слышно. Так цветочек зовет пчелку.

Ударяем «молоточком» по середине левой ладошки. Медленно произносим «дзинь-дзинь-дзинь».

Прилетела пчелка.

Пальцы правой руки сложены «щепот-кой» - пчелка. Круговые движения кистью правой руки. Произносим «бз»

Собирает с цветка пыльцу.

- Спасибо, цветочек!

Круговые движения правой руки, собранной в «щепотку» по ладони левой руки (цветку).

Улетела пчелка к себе в улик.

Прячем правую руку в «подмышку».

Сказка В.А. Сухомлинского «Как пчелка находит цветок ландыша»

Направление: физическое и психическое здоровье

Сюжетная основа: пчелка и цветок ландыша

Вид оздоровительной технологии: ритмопластика

Воспитатель читает четверостишье под музыку.

Люблю я раннюю весну,
Лес ароматом наполняет,
Красивей нет цветов в лесу,
Смотрите, ландыш расцветает!

Дети - «ландыши» выбегают и выстраиваются друг перед другом «пирамидкой» на каждую музыкальную фразу.

1 реб. - и.п. стоя, 2 реб. - и.п. - стоя на коленях, спина прямая, 3 реб. - сидя на коленях. Головы опущены вниз. Колокольчики ландыша «спят».

Содержание сказки

Движения

Вылетела из улика пчелка

Выбегает ребенок на носочках, спина прямая, руки на поясе, согнуты в локтевых суставах «маленькие крылышки».

Летает пчелка над пасекой.

Машет «крылышками».

Прислушивается.

Останавливается. Вытягивает шею с поворотом головы вправо, влево

Слышит, где-то далеко-далеко звенят звонкие звоночки.

«Пчелка» полетела, остановилась, прислушалась. Движения повторяются 2-3 раза.

«Ландыши» просыпаются.

«Дети-колокольчики» одновременно медленно поднимают голову вверх, вытягивая шею, опускают голову, смотрят вперед.

Поднимают поочередно правую и левую руку вверх, звеня колокольчиками.

Полетела пчелка на музыку колокольчиков. Прилетела.

Ребенок-«пчелка» на носочках бежит по кругу, подлетает к «ландышам», присаживается возле них, снова летает.

Это звонили цветочки ландыша.

Дети поочередно начинают звенеть колокольчиками. Дети звенят колокольчиками: подняв руки вверх над головой.

Каждый цветочек - маленький серебряный звоночек.

Дети звенят колокольчиками: разведя руки в стороны.

В середине - золотой молоточек.

Дети звенят колокольчиками: вытянув руки вперед.

Бьет молоточек в серебряный цветочек - разносится по всему лесу волшебный звон.

Дети звенят колокольчиками: вытянув руки вперед.

И на пасеке слышно.

Дети звенят колокольчиками: разведя руки в стороны.

Это ландыш зовет пчелку.

Дети звенят колокольчиками: подняв руки вверх над головой.

Прилетает пчелка. Собирает с цветка пыльцу.

«Пчелка» перелетает с одного цветка на другой, «собирает пыльцу».

- Спасибо, цветочек!

«Пчелка» кивает головой, делает реверанс.

Улетела пчелка к себе в улик.

«Пчелка» улетает.

Варианты: видеопроект + сказочка-подражалочка, релаксация, артикуляционная гимнастика, массаж.

Сказка В.А. Сухомлинского «Цветок солнца»

Направление: психическое здоровье

Сюжетная основа: подсолнух

Вид оздоровительной технологии: психогимнастика

Содержание сказки

Движения

На высоком стебельке -

Становимся ровно, вытягиваем руки вверх, становимся на носочки.

большой цветок с золотыми лепестками, он похож на солнце. Поэтому его называют подсолнухом.

Растопыриваем пальцы рук. Голову поднимаем вверх, смотрим на лепестки.

Спит ночью подсолнух, опустив свои золотые лепестки.

Сложить руки под щеку.

Но как только восходит утренняя заря,

Руки перед собой, ладони вытянуты вперед. Круговое движение руками в разные стороны.

лепестки трепещут. Это подсолнух ждет восхода солнца

Руки вверх с растопыренными пальцами («трепещут»)

Проснулось солнышко.

Руки вперед, ладонями к себе. Скрещиваем руки, пальцы растопырены.

Выкатилось из-за горизонта.

Поднимаем руки вверх, на уровень глаз.

Подсолнух поворачивает к нему свою золотую головку и смотрит, улыбает-ся.

Наклоны головы из стороны в сторону, смотрим в сторону скрещенных рук. Улыбаемся.

Приветствует его:

- Добрый день, солнышко, я так долго тебя ждал!

Киваем головой. Произносим фразу на улыбке.

Солнце поднимается все выше, плывет по небу.

Поднимаем руки вверх, ладони вперед, движение руками из стороны в сторону.

А подсолнух поворачивает за ним свою золотую головку.

Движение головой за руками, следим взглядом.

Зашло солнце. Подсолнух смотрит туда, откуда завтра взойдет солнце.

Опускаем руки плавно вниз, следим глазами за движениями рук.

Спит золотой цветок, снится ему утренняя заря.

Сложить руки под щеку. Присаживаемся на подушечки и слушаем колыбельную (из серии «Спокойный сон»). Релаксация.

Литература:

1. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. - М., 1999.

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям (избранные произведения). - К.: Радянська школа, 1998.

3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. - М., 2000.

© 2010-2022