- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Занятие на тему Хлеб - всему голова
Занятие на тему Хлеб - всему голова
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колесник И.А. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема : «Хлеб - всему голова»
Вид деятельности : хозяйственно - бытовой труд
Программное содержание :
-
Обучающие задачи :
Продолжать расширять представления детей о хозяйственной деятельности людей. Познакомить детей с трудовой традицией украинского народа - хлебопечением, продолжать обогащать знания детей о праздниках и обрядах связанных с хлебом. Рассказать детям о процессе выпекания хлеба в старину и в настоящее время. Закрепить знания детей о правилах гостеприимства.
-
Развивающие задачи:
Продолжать формировать желание качественно выполнять поручения, брать активное участие в труде, сознательно регулировать поведение
-
Воспитательные задачи:
Воспитывать культуру практической деятельности, «чувства порядка», уважительное отношение к хлебу и людям связанных с производством хлеба.
Ход занятия:
(дети встречают гостей в дверях группы с хлебом - солью)
Воспитатель:
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Здравствуйте, гости дорогие. В Украине есть обычай встречать гостей хлебом - солью. В народе говорилось, что гость начале и в конце должен для счастья съесть кусочек хлеба с солью предложенного хозяином дома. Приглашаем и вас попробовать наш хлеб - соль.
(гости пробуют хлеб с соль и рассаживаются на места)
Воспитатель:
Дети, вот и встретили мы наших гостей. Мы их приглашали в гости и к этой встрече мы готовились. Как мы готовились к встрече гостей.
(Ответы детей : убирали в группе, вытирали пыль, пылесосили, расставляли игрушки, украшали группу, пекли хлеб, готовили угощение)
Воспитатель:
- Правильно. В старину тоже готовясь к встрече дорогих гостей, хозяева убирали в хате, белили, мазали глиной полы, украшали хату рушниками, пекли каравай, готовили угощение.
- Украинский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Символом чего есть хлеб?
(Ответы детей: символ благополучия, богатства, гостеприимности.)
- Правильно. Крошки и кусочки хлеба никогда не выбрасывали, а куда их девали?
(Ответы детей: отдавали птицам, животным)
- А если кусочек падал на пол, землю, что с ним делали?
(Ответы детей: надо было поднять, почистить от пыли, поцеловать и съесть.)
- Издавна наши предки выращивали хлеб. И мы с вами знакомились с трудом хлебороба.
Где начинается хлеб?
- В тесте.
Где начинается тесто?
- В муке.
Где начинается мука?
- В зерне.
Где начинается зерно ?
- В земле.
Где начинается земля плодородная?
- В руках трудолюбивы.
- Труден путь от зернышка до колоса, от колоса до муки и того, что мы видим на нашем столе (обращает внимание на выставку).
Сегодня мы продолжим знакомиться с трудом пекаря, и продолжим изучать правила гостеприимства. Мы встретили наших гостей хлебом - солью, который испекли вчера, но обычай гласит, что и в дорогу гостей надо тоже угостить хлебом - солью. Вот сейчас мы и испечем хлеб в дорогу нашим гостям.
Что необходимо для того чтобы испечь хлеб ?
(ответы детей : мука, дрожжи, вода, соль, сахар, масло)
Воспитатель:
Дети, а печка нужна?
(Ответ детей : да).
- В старину хозяйка ставила опару, месила тесто, из теста формировала буханки хлеба и ставила их в печь. А сегодня у нас есть хлебопечка, которая сама делает опару, месит тесто и печет хлеб. Обряд хлебопечения был особенным. Чтобы хлеб удался - хозяйка должна была быть в чистой одежде, и в хорошем настроении. У вас хорошее настроение?
(Ответ детей : Да).
- Тогда мы можем одеть фартуки и приступить к работе.
(воспитатель берет хлебопечку, приготовленные емкости с мукой, солью, сахаром, водой, дрожжи)
Воспитатель:
У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления хлеба. У меня тоже есть свой рецепт.
Нам надо положить :
( дети отмеряют продукты и закладывают их в хлебопечку. Воспитатель после закладки продуктов включает хлебопечку. Дети с воспитателем садятся на стульчики. )
Воспитатель:
- Дети, мы гостей сегодня не просто пригласили. Сегодня праздник, а какой?
(Сретенье).
- С давних времен в народе Сретенье считается праздником чего?
(Ответ детей: праздник встречи зимы с весной)
- За поверьями в этот день зима с весной соревнуются, а в чем они соревнуются?
( Ответы детей: кто из них победит)
- Правильно, кто из них победит, тот и будет до конца месяца хозяйничать.
В Украине всегда отдавали предпочтение ржаному хлебу, а пшеничный выпекали на большие праздники. На какие праздники пекли пшеничный хлеб?
( Ответы детей: Рождество, Пасху, свадьбу, для встречи гостей )
- Существует в народе интересный обычай, связанный с праздником Сретенья. Перед праздником хозяйки выпекали печенье в виде птиц - жаворонков. Их давали детям, чтобы они отнесли их в сад. Люди верили, что птицы на своих крыльях принесут тепло из дальних стран. Дети выбегали с птичками во двор, весело прыгали, подбрасывали их вверх и пели веснянки.
И я вам предлагаю слепить птичек - жаворонков, для того чтобы зазвать к нам весну.
Перед работой воспитатель проводит с детьми психогимнастику:
Дружно за руки беритесь
И друг другу улыбнитесь
Будем дружно жить
Будем жаворонков лепить.
(Дети садятся за столы и лепят из соленого теста птичек - жаворонков. После работы дети складывают своих птичек на поднос. Отправляют на кухню в духовку, выпекаться. Убирают свои рабочие места.)
Воспитатель:
- А пока наши жаворонки выпекаются, я предлагаю вам накрыть стол для наших гостей. Обед за одним столом объединял людей, устанавливал хорошие отношения.
Стол в быту украинского народа играл важную роль. Что нельзя было делать со столом?
(Ответы детей : садиться на стол, класть на стол шапку.)
- Обычай застилать стол был у нашего народа с давних времен. А чем наши предки застилали стол?
(Ответы детей: сначала рушником, а потом скатертью.)
- А что обозначал стол не застеленный рушником или скатертью?
(Ответы детей : бедность или жадность хозяев)
- С чего мы начнем накрывать наш стол?
(Ответы детей: надо расстелить скатерть, положить рушник и положить на него хлеб.)
- Правильно в украинской хате хлеб - соль, покрытые рушником, были необходимым атрибутом. И ставили хлеб в середину стола, почему?
(Ответы детей: потому что хлеб - всему голова)
( Дети под руководством воспитателя накрывают стол: расставляют чашки, блюдца, раскладывают чайные ложки, далее сервируют стол согласно правил этикета.)
Воспитатель:
- Вот мы и накрыли стол для наших гостей. Как вы думаете, мы справились с поставленной задачей встретить гостей.
(Ответы детей : Да. У нас в группе чисто. Есть угощение. Накрыт стол.)
-Но приветливые хозяева не только должны быть хлебосольными, но еще что мы должны сделать?
(Ответы детей : развеселить гостей, поиграть с ними, поговорить, потанцевать)
- Правильно. Наши жаворонки уже готовы, вот и давайте мы пригласим наших гостей с нами поиграть, потанцевать.
(Дети раздают гостям жаворонков и вместе с ними становятся в хоровод. Поют веснянку.)
Воспитатель:
- Уважаемые гости мы дарим наших жаворонков вам. Мы хотим чтобы и вы приехав в ваши детские сады, с вашими детками поводили такой же хоровод и позвали к нам Весну - красну. А мы с нашими детками сейчас идем на прогулку и на улице еще попоем веснянки и позовем к нам весну. Но ребята мы с вами что-то забыли. Что?
(Ответы детей : пригласить гостей за стол, пожелать им приятного аппетита, попрощаться, отдать в дорогу хлеб.)
- Приглашая за стол гостей хозяин раньше говорил : Просим к нашему хлебу - соли. А сейчас как мы говорим?
(Ответы детей : приглашаем за стол, угощайтесь)
( Дети приглашают гостей к столу, прощаются с ними и уходят на прогулку)
Погостили, Вы у нас
До свиданья , в добрый час.
Пусть Весна - красна
Принесет нам тепла.
Всем привет наш передайте
Праздник наш не забывайте.
УКРАИНА
КИРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ В г. ДОНЕЦКЕ СОВЕТ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
КОММУНАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 370
(Формирование трудовых умений на основе трудовых традиций, как условие воспитания трудолюбия)
Подготовила:
Колесник И. А.
Февраль, 2013г.