Методический материал для педагогов ДОУ по духовно - нравственному воспитанию дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа на национальной основе создает уникальный формат освоения детьми дошкольного возраста:

  • богатства национальных культурных традиций,

  • уклада жизни народа,

  • системы традиционных духовных ценностей.

Результатом станет освоение культурного содержания образования, возможность личностной самоидентификации воспитанника как представителя той или иной национальной культуры и традиции, а также создание условий для вступления личности в равноправный диалог с инокультурным окружением (О. М. Потаповская «Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей»)

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России- педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Что изучаем:

Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Через что изучаем

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ РФ, семья, труд, наука, религия, природа, гражданское общество, искусство, человечество.

Что должны сформировать

Базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

1. Формирование начал патриотизма и гражданственности;

формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

2.Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;

3.Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

4.Уважение к представителям других национальностей;

5.Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

Существующие программы:

Г. Г. Алексеева «Нравственное воспитание на основах Православия»;

С. Ю. Афанасьева «Основы христианской культуры» для детей 5-7 лет»;

Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей»;

«Программа духовно-нравственного воспитания в детском саду» составленная Н. П. Шитяковой, Т. Г. Феоктистовой;

Н. Н. Султанова, Н. В. Цилько «Навстречу детским сердцам»;

Г. Г. Паткина «Аленький цветочек»;

Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси» В. Н. Вишневская;

Р.Х. Гасанова «Земля Отцов».

Виды социальной культуры:

психосексуальная, включающая совокупность ценностей взаимоотношений между людьми разного пола

народная, этническая, отражающая ценности взаимоотношений между людьми разных национальностей

правовая, содержащая ценности отношений человека с государством, законом

нравственно-этическая, отражающая сферу взаимодействия между людьми конфессиональная, наполненная ценностями отношений между человеком и его создателем

социальная идентификация ребенка в дошкольном возрасте

Видовой: ребенок - человек

Родовой: ребенок - член семьи

Половой: ребенок - носитель половой сущности

Национальной: ребенок - носитель национальных особенностей

Этнической: ребенок - представитель народа

Формировние национально-культурной идентичности

на когнитивном уровне создаются предпосылки для этнической самоидентификации с родителями, своим родом, этносом.

Восприятие национального происходит здесь через устное народное творчество: сказки, песни, мифы, игры, традиционно-народные праздники

на деятельностном уровне формируется базовая культура личности на основе изучение родного языка, традиционной, национальной культуры, участия в детских видах деятельности

на практическом уровне осуществляется включение человека в социально-культурное творчество, позволяющее ему саморазвиваться, самосовершенствоваться, самоутверждаться в поликультурном социуме.

Схема нравственного воспитания по Козловскому

1.мотивы-

знания и представления

2.навыки и привычки-

чувства и отношения

3.нравственное качество-

поступки и поведение.

Алгоритм действий педагога с детьми:

Информационно-познавательный компонент

Формирование системы представлений у детей старшего дошкольного возраста о семье, нравственных нормах, предметах культуры

Познавательно-деятельностный компонент

Активное участие детей в продуктивной деятельности (изготовлении макетов, пособий для игр, панно) проектной деятельности; тематических выставках

Действенно-практический компонент

Когнитивный

-представления в области народной культуры (фольклор, декоративно-прикладное творчество, представления о календарно-обрядовых праздниках),

- нравственно-этические представления, закрепившиеся в традициях (уважение к старшим, к родителям, чувства долга и ответственности, честность, скромность и др.

Эмоционально-ценностный

- проявление интереса и желания дошкольника включаться в обрядовый, праздничный, игровой, фольклорный процесс,

- развитие положительных эмоций, мотивации к познанию народной культуры.

-поведенческий

коммуникативно-поведенческие навыки, соответствующие принимаемым и одобряемым образцам в народной культуре (умение сотрудничать, уступать, помогать и т.д.),

- творческая реализация в мероприятиях этнокультурной направленности (выставки, календарно-обрядовые действия и т.д.)

Полученные представления детьми отражаются в содержании игр,

В отношениях со сверстниками и взрослыми - в совместной деятельности со сверстниками, в самостоятельной деятелльности

компоненты духовно-нравственной сферы ребенка

е:

использование:

произведений народного творчества:

- устного: сказки, малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, былины);

- музыкального (колыбельные, народные песни);

- изобразительного (народные промыслы);

народных праздников и обычаев (отношение к хлебу); в т.ч. имеющих отношение к религии (милосердие, терпимость, сострадание, надежда)

народных игр

народной игрушки, народной куклы (обереги, игровые, обрядовые)

дидактических игр

игр - поездок, игр - путешествий

проектной технологии

музейной педагогики

информационно - коммуникационных технологий (использование мультимедийных презентаций, видеофрагменты, интерактивные схемы и модели )

задачи в старшей группе

1.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций своего народа.

2. Воспитывать уважительное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств к сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

3.Формировать представления дошкольника о национальном летоисчислении.

4. Формировать элементарные представления о языке национальной символики (архитектурной, иконописной, музыкальной культуре, приобщение к духовной и народной музыке) на доступном дошкольнику уровне.

5.Развивать способности к творческому самовыражению и коммуникации в пространстве национальной культуры.

6. Организовать взаимодействие членов семей дошкольников в направлении духовно-нравственного становления и самосовершенствования.

Задачи в подготовительной группе:

1.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций своего народа.

2. Воспитывать уважительное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств к сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

3.Формировать представления дошкольника о национальном летоисчислении.

4. Формировать элементарные представления о языке национальной символики (архитектурной, иконописной, музыкальной культуре, приобщение к духовной и народной музыке) на доступном дошкольнику уровне.

5.Развивать способности к творческому самовыражению и коммуникации в пространстве национальной культуры.

6. Организовать взаимодействие членов семей дошкольников в направлении духовно-нравственного становления и самосовершенствования.

Блоки программы

Моя Родина - Россия

Имя ребенка, род, семья

Нравственные основы семьи

Семейные праздники

Образы нравственности в культуре

Добро и зло в национальных традициях

Нравственные уроки в религии

Искусство в национальной культуре

Символ языка культуры. Календарь

Праздники их происхождение

Памятники культуры (храм, синагога, мечеть) в моем городе (селе)

Этапы :

I Циклы занятий на основе этнокультурного содержания: беседы, рассматривание: костюмов, иллюстраций, фотографии, слайдов; просмотр и прослушивание аудио - и видеозаписей; проблемные вопросы; выдвижение гипотез, сравнение фактов

II Совместная деятельность:

методы, способствующие развитию эмоционально-ценностного отношения, выполнение игровых действий через отражение игровых образов; разыгрывание этюдов: дидактические игры, детско-взрослые проекты; «Путешествие в историю края»

III Самостоятельная деятельность детей (игровая, познавательная, продуктивная): творческие задания, составление коллажа, коллекционирование атрибутов народного быта; встреча гостей разной национальности

Формы работы с детьми:

циклы занятий, включающие различные виды деятельности на основе этнокультурного содержания; беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;

проведение совместных праздников;

просмотр фильмов, использование дополнительных технических средств обучения;

экскурсии, целевые прогулки (по городу, краеведческого характера и др.);

детская благотворительность;

тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);

организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания; творческие вечера.

Формы работы с родителями:

лекторий для родителей;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

факультативные занятия совместно с родителями на духовно-нравственные темы;

индивидуальные консультации специалистов;

совместные экскурсии,

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

© 2010-2022